Думская монархия

В дни Московского вооруженного восстания был издан указ о выборах в Государственную Думу. Правовой основой Государствен- ной Думы стали Манифест 17 октября 1905 г. и законодательные ак- ты: закон об изменении положения о выборах в Государственную Думу от 11 декабря 1905 г.; Манифест об изменении учреждения Гос- совета и о пересмотре учреждения Государственной Думы; новое уч- реждение Государственной Думы от 20 февраля 1906 г. Выраженная в них концепция отношений представительной власти и монарха по


многим параметрам соответствовала западно-европейской системе монархического конституционализма. Госсовет превращался во вто- рую палату российского парламента и вместе с Госдумой наделялся равными правами в области законодательства. Обе палаты теоретиче- ски могли противостоять монарху (в случае достижения единства) в области контроля над бюджетом и принятия новых законов. Но они не имели права изменять основополагающие законы (т.е. о власти), контролировать правительство и руководить армией – это прерогати- вы монарха. Хотя статья 7, определяющая царскую власть как неог- раниченную, была исключена, тем не менее говорить о введении в России на этой стадии конституционной монархии как законченной формы правления было не вполне правомерно из-за большого числа изъятий из законодательства в пользу монарха. Скорее всего можно говорить о первых элементах конституционной монархии.

Манифест 17 октября сформулировал «непреклонную волю» царя:

1) даровать населению незыблемые основы гражданской свобо-

ды на началах действительной неприкосновенности личности, свобо-

ды совести, слова, собраний и союзов;

2) «привлечь... к участию в Думе... те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав...»;

3) «... установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы...».

Эти три направления получили развитие в последующих законода- тельных актах по отдельным направлениям реформы политической сис- темы. Выборы в Думу не были всеобщими. Не были они и равными. Выборы были не прямыми, а двухступенчатыми для землевладельче- ской и городской, трехступенчатыми – для рабочей и четырехступенча- тыми – для крестьянской курий. Избирались члены Госдумы на пять лет.

Согласно идее Витте иметь противовес между Думой и госуда-

рем Манифестом от 20 февраля 1906 г. Госсовет не только получал равные законодательные права с Думой, но и право накладывать «ве- то» на ее решения. Половина членов назначалась царем, другая – из- биралась, но не населением, а привилегированными учреждениями и общественными организациями.

Среди депутатов I Государственной Думы (апрель–июнь 1906 г.)

34% – кадеты, 14% – октябристы; 23% – трудовики. Социал-демок- раты, представленные меньшевиками, – 4%. Большевики выборы бой- котировали. Современники называли I Государственную Думу «Ду- мой народных надежд на мирный путь». Однако все или большинство


демократических преобразований – введение ответственности мини- стров перед Думой, гарантия гражданских свобод, установление все- общего бесплатного образования, отмена смертной казни и полная по- литическая амнистия – правительство не приняло. Острые противоре- чия были по аграрному вопросу. Проект трудовиков предусматривал отчуждение всех частновладельческих земель безвозмездно, полное уничтожение частной собственности на землю, объявление природных ресурсов и недр общенациональным достоянием. Правительство от- вергло все проекты; через 72 дня после открытия Думы царь ее рас- пустил, заявив, что она не успокаивает народ, а разжигает страсти.

Выборы во II Государственную Думу отличались от предыду- щих участием в них партий социалистического и пролетарского тол- ка. По составу эта Дума оказалась еще более радикальной, чем пер- вая. Левые партии получили 43% всех думских мест – 222 из 518. II Дума открылась 20 февраля 1907 г. В Думе развернулись ожесто- ченные дебаты по аграрному вопросу и принятию чрезвычайных мер против революционеров.

Проекты принудительного отчуждения помещичьей земли, осо-

бенно социал-демократов, требовавших полной конфискации поме- щичьей земли и распределения ее между крестьянами, напугали пра- вительство. Было принято решение разогнать Думу. Она просущест- вовала 102 дня. Дума была распущена под предлогом подготовки го- сударственного переворота фракцией социал-демократов.

На самом деле государственный переворот осуществило само правительство. Третьего июня 1907 г. одновременно с Манифестом о роспуске II Государственной Думы был опубликован новый избира- тельный закон. Это было прямым нарушением статьи 86 «Основных законов Российской империи», по которой никакой новый закон не мог быть принят без одобрения Государственным советом и Государ- ственной Думой. Третье июня 1907 г. считается последним днем ре-

волюции 1905–1907 гг.

В России возникла новая система политической организации го- сударства, получившая название «третьеиюньская монархия». Ее по- литика была нацелена, с одной стороны, на подавление антиправи- тельственного движения, с другой – нельзя было не считаться с уро- ками революции, и необходимо было лавировать между разными со- циальными силами, применять и реализовывать новые законы. Как раз закон 3 июня и изменил порядок думских выборов. Согласно ему рабочие потеряли половину выборщиков, а крестьяне – больше поло-


вины. Избирательного права были лишены 8 млн жителей Урала, Си- бири и Средней Азии. Выборы в III Государственную Думу были не всеобщими, сословными и неравными, многоступенчатыми и непря- мыми. В результате только 13% взрослого населения могло принять участие в выборах. III Государственная Дума отработала весь преду- смотренный законом пятилетний срок (1907–1912). Ни одна из фрак- ций не получила в Думе большинства.

Характерной особенностью развития российского парламента-

ризма явилось его постепенное сползание вправо: чем больше опыта приобретала Дума, чем совершеннее и профессиональнее была ее деятельность, тем консервативнее становилась она как по своему со- ставу, так и по господствующим в ней идеям. Дума осуществляла свою деятельность в трех направлениях: обсуждала законопроекты, утверждала государственный бюджет, осуществляла различные за- просы в адрес правительства по поводу незаконных действий властей. Механизм принятия законов был очень сложным и затягивался на го-

ды, сложным был и партийный состав Думы, который все время из-

менялся. Однако надо заметить, что в III Думе сложилось депутатское большинство из монархистов, октябристов и кадетов, выступающее вместе с правительством в принципиальных вопросах проведения аг- рарной реформы, правда, после смерти Столыпина согласованность в действиях правительства и Думы нарушилась, тем не менее сам факт существования Думы имел принципиальное значение. Правительству

приходилось считаться с Думой. В июне 1912 г. истекли полномочия

депутатов III Думы, и осенью этого же года прошли выборы в IV Го- сударственную Думу. Дума получилась очень пестрая по своему по- литическому составу. Председателем ее был октябрист М.В. Родзян- ко. Дума стала еще более правой, в то время как общество в целом полевело. В IV Думе усилились оппозиционные выступления депута- тов против правительства как слева, так и справа. Взаимное недове-

рие и подозрительность все более определяли отношения между ца-

рем, правительством и Думой. Царь постоянно менял министров, враждебно и злобно относился к Думе. Деятельность Думы в предво- енные годы была низведена на нет; депутатов разных партий отличал в равной степени деструктивный характер их парламентской работы. Разные позиции они занимали и в период войны, что свидетельство- вало об остром политического кризисе в стране.

Военные трудности, ухудшение внутреннего положения повлек- ли за собой обострение социальной напряженности. На смену едине- ния и патриотизма пришло разочарование, а затем и недовольство


правительственной политикой. Резко выросла активность различных социальных и политических групп. В августе 1915 г. был образован

«Прогрессивный блок» из представителей буржуазных партий и час- тично монархических организаций. Он требовал от царя создания пра- вительства общественного доверия, проведения политической амни- стии, разрешения деятельности профсоюзов, легализации рабочей

партии, ослабления политического режима в национальных окраинах. Еще большую активность проявили левые силы, особенно большеви- ки, которые вели работу в массах под ставшим популярным лозунгом

«Долой войну!». По существу, этот лозунг означал требование ликви- дации существующего самодержавного строя. И со временем он при- обретал все большее число сторонников.

Правящая элита во главе с Николаем II не доросла до понимания необходимости крупномасштабных реформ, уступок новым социаль- но-политическим силам.

В стране усиливалось рабочее и крестьянское движение, носив- шее антивоенный, антиправительственный характер. В 1916 г. басто- вало свыше 1 млн рабочих. В деревнях вновь стали громить помещи-

чьи усадьбы. Радикальные настроения охватывали интеллигенцию,

армию, национальные регионы.

Центром революционного брожения стал Петроград. С января

1917 г. в столице резко возрастает забастовочная активность. Во вто- рой половине февраля она еще более усиливается в связи с перебоями в снабжении города продовольствием. Начиная с 23 февраля забас- товки перерастают в массовые митинги и демонстрации. Происходят столкновения с полицией. Но инициатива продолжает оставаться в руках антиправительственных сил.

С 26 февраля на сторону восставших начали переходить части

Петроградского гарнизона, что стало решающим фактором в развитии событий. 27 февраля был создан Совет рабочих и солдатских депута- тов во главе с меньшевиком Н.С. Чхеидзе. В этот же день был образо- ван Временный комитет Государственной Думы. 1 марта по решению Совета рабочих и солдатских депутатов войска Петроградского гарни- зона перешли к нему в подчинение и без его согласия не могли быть выведены из столицы. Попытки подавить восстание силами воинских частей, снятых с фронта, успеха не имели. Революция победила.

2 марта 1917 г. в Пскове император Николай II отрекся от пре- стола в пользу своего брата Михаила. Однако Михаил отказался при- нять власть, предоставив решение вопроса о государственном устрой-


стве России будущему Учредительному собранию. Самодержавие Ро-

мановых рухнуло. Россия вступила в новую полосу своего развития.

В стране сложилась внутренне противоречивая система управ- ления – двоевластие, при котором Временному правительству прихо- дилось согласовывать свои действия с Петроградским Советом рабо-

чих и солдатских депутатов. Столкновение между ними было неиз-

бежно. Окончательно решить вопрос о государственном устройстве России по предложению Временного правительства должно было Всероссийское Учредительное собрание, избранное демократическим путем. Противоречия между правительством и Советами нарастали. 3 июля 1917 г. состоялась демонстрация в поддержку Советов. Мирная демонстрация была расстреляна. Период двоевластия закончился в пользу Временного правительства. 1 сентября 1917 г. Россия была объявлена республикой, а 6 октября в связи с окончанием срока пол- номочий была официально распущена Дума. Так завершился первый этап парламентского строительства в России.

Контрольные вопросы

1. Изложите причины, цели, источники революции 1905–1907 гг.

2. Охарактеризуйте изменения в политической структуре рос-

сийского общества в указанный период.

3. Дайте характеристику деятельности I, II, III Государственной

Думы.

4. Назовите причины, итоги и особенности Февральской буржу-

 
азно-демократической революции.


Глава 12. ОТ ФЕВРАЛЯ К ОКТЯБРЮ:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: