(начало XVII – первая половина XIX вв.)
Предпосылки образования и юридическое оформление абсолютизма, разложения крепостнического строя. Развитие права в период абсолютной монархии.
Конец XVII — XVIII вв. в истории нашего отечества отмечены возникновением, юридическим оформлением и фактическим утверждением абсолютной (чиновничьей, дворянской) монархии.[41] Этот процесс непосредственно связан с именем Петра I.
В отечественной исторической и историко-правовой науке издавна сложились диаметрально противоположные точки зрения на характер, сущность и результаты государственной деятельности Петра I. Ещё при его жизни одни его безудержно восхваляли (Феофан Прокопович), другие считали царем-антихристом. В середине XVIII века князь М.М. Щербатов в своем памфлете «О повреждении нравов России» положил начало негативной оценке Петра I в публицистике. Автор идеализировал патриархальные порядки XVII века, которые были нарушены первым российским императором. Н.М. Карамзин также порицал Петра за осмеяние русских обычаев и насаждение «иноземных» порядков, насилие, перенесение столицы из Москвы в Петербург и пр.
В 40-е годы XIX века представители одного из ранних течений русского либерализма, славянофилы, стали утверждать, что Петр «свернул» Россию с естественного пути развития, чем нанес русскому народу непоправимый ущерб, лишив его национального своеобразия и задушив последние ростки свободы. Историки «государственной школы», особенно С.М. Соловьев, писали о личности и реформах Петра I в восторженных тонах, приписывая ему все успехи, достигнутые как внутри страны, так и за её пределами.
Дискуссии о Петре I не утихают и в современной исторической литературе. Наиболее крупные специалисты по данной проблеме – Н.И. Павленко и Е.В. Анисимов – придерживаются разных концепций, уже названных выше.
Послепетровская Россия характеризовалась острой борьбой дворянских группировок за власть, приводившей к частым сменам царствующих особ на престоле, перестановками в ближайшем окружении.
В.О.Ключевский и многие другие историки оценивали 1720 – 1750-е гг.как время ослабления русского абсолютизма. Н.Я. Эйдельман вообще рассматривал дворцовые перевороты как своеобразную реакцию дворянства на резкое усиление самостоятельности государства при Петре I.. Он писал, что «такое громадное сосредоточение власти опасно и для её носителя, и для самого правящего класса».
В.О. Ключевский связывал наступление политической нестабильности после смерти Петра I с его «самовластьем», решившего, в частности, поломать традиционный порядок престолонаследия[42]. Уставом от 5 февраля 1722 г. императору было предоставлено право самому назначать себе наследника. Но император не успел назначить себе наследника и престол оказался отданным на волю случая. Не закон определял, кому сидеть на престоле, а гвардия, являвшаяся в тот период «господствующей силой». Наступила эпоха «дворцовых переворотов».
Предпосылки образования и юридическое оформление абсолютизма, разложения крепостнического строя. Экономическое развитие в конце XVII ‑ начале XIХ веков характеризовалось дельнейшем прогрессом в области сельского хозяйства, ростом товарного производства, развитием крупного мануфактурного производства, укреплением Всероссийского рынка и расширением внешней торговли.
Это вело к возникновению буржуазных отношений, резко усилило классовую борьбу, обострило противоречия между боярством и дворянством, между феодалами и посадским населением, между русским и иноземным купечеством.
В 1670—1671 гг. (под предводительством С. Разина) и в 1707—1708 гг. (под руководством К. Булавина) Россию потрясли крестьянские войны.
Внешнеполитическим условием установления абсолютизма была необходимость борьбы за выход к морю, так как только сильная центральная власть могла вести дорогостоящие войны.
Особенности абсолютизма в России заключались в следующем: а) слабость нарождающейся буржуазии; б) отсутствие борьбы между дворянством и буржуазией, с одной стороны, в) резкое обострение классовой борьбы крестьян и помещиков, требовавшие консолидации сил господствующего класса — с другой.
Как ужеотмечалось выше, идеологическое обоснование абсолютизма были даны в трудах современника Петра I – вице-президента Синода Феофана Прокоповича ("Правда воли монаршей") и Ивана. Посошкова ("О скудости и богатстве").
Ф. Прокопович, в частности, писал: "Русский народ таков есть от природы своей, что только самодержавным владельством храним быть может, а, если каков — ни будь иное владение правило воспримет, содержаться ему в целости и благосостоянии отнюдь не возможно". Он же обосновал завещательный порядок престолонаследия как выражение воли самодержца.
Установление абсолютизма в России отмечено следующими событиями. Во-первых, шел процесс постепенной ликвидации различных представительных органов, ограничивающих царскую власть. Во второй половине XVII века перестали созываться Земские соборы, у пало значение Боярской Думы (к 1688 году в ней было 96 чл., в т.ч. 68 чел. из дворян и 28 — из бояр). Место Боярской Думы заняла "Ближняя" или "Тайная" Дума. В 1711 году функции Думы полностью перешли к "Ближней Канцелярии". Совет канцелярии состоял из 8-14 человек и назывался " Конзилией ". В феврале 1711 года с учреждением Сената Ближняя Дума прекратила существование как последний орган, ограничивающий власть монарха.
Во-вторых, укреплялись система центрального управления в виде приказов, непосредственно подчиненных царю. Было создано постоянное войско. Монарх стал менее зависимым от дворянского ополчения (шесть тысяч человек), так как численность стрельцов, рейтаров, драгун и солдат в 1681 году составила 82 тысячи человек.
В-третьих, царь получил финансовую самостоятельность и имел возможность создавать и содержать огромный государственный аппарат.
В-четвертых, в этот период происходит интенсивный процесс подчинения церкви государству. 20 октября 1721 года в связи с победой в Северной войне Сенат и Духовный Синод присвоили Петру I титул "Отца Отечества, Императора всероссийского", что также сыграло определенную роль в укреплении власти монарха. Собственно с этого момента Россия юридически стала империей.
В-пятых, в начале XVIII века абсолютизм получил законодательное закрепление. В толковании к Артикулу 20 Воинского устава 1716 года устанавливается: "...его величество есть самовластный Монарх никому на свете о своих делах ответу дать не должен; но силу и власть имеет свои Государства и земли, яко Христианский государь по своей воле и благо мнению управлять".
В Регламенте (Уставе) Духовной коллегии (1721 г.) так же зафиксирована его абсолютная власть: "Монархов власть есть самодержавная, которым повиноваться Сам Бог за совесть повелевает".
Таким образом, в России в конце XVII - начале XVIII веков сформировался абсолютизм, как государственная форма диктатуры класса феодалов. По классовой сущности он выражал прежде всего интересы дворянства и нарождающегося купечества, а для крепостного крестьянства и городских низов означал усиление эксплуатации.
Общественный строй. Особенностью общественного строя России периода становления абсолютизма является тенденция к правовой регламентации положения каждого сословия. Все общество в это время делилось на четыре сословия: 1) дворянство (шляхетство), 2) духовенство, 3) мещане, 4) крестьянство.
Правовое положение "шляхетства" (позже дворянства) было закреплено в законодательных актах. Соборным уложением 1649 года и Указом о единонаследии от 23 марта 1714 года практически было уравнено правовое положение вотчины и поместья под общим понятием "недвижимая вещь", с правом наследования. В соответствии с ними дворяне имели монопольное право на земельную собственность.
По Указу о подушной переписи от 26 января 1718 года законодательно было закреплено положение дворянства как неподатного сословия в отличие от других сословий.
Значительную роль в усиление дворянской диктатуры сыграл Табель о рангах от 24 января 1722 года. В каждом ведомстве чины подразделялись на 14 классов, а служба начиналась с низших чинов. Лица, дослужившиеся до чинов 8-го класса, становились наследственными дворянами, а с 14-го по 9-й класс получали только личное дворянство.
По манифесту Петра III "О даровании вольности и свободы всему Российскому дворянству" 1762 года дворяне освобождались от обязательной военной и государственной службы. По Указу 1760 года дворяне получили право ссылать провинившихся крестьян в Сибирь, а с 1765 года — на каторжные работы.
Важнейшим актом, принятым при Екатерине II, закрепившим привилегии дворян, являлась "Жалованная грамота дворянству" 1785 года. По этой грамоте дворяне: освобождались от обязательной службы; приобрели в собственность недра своих земель; имели право торговать и владеть заводами; освобождались от податей, телесных наказаний; получили право создавать сословные собрания в каждой губернии.
Дворяне имели ряд личных преимуществ.
Дворянское достоинство могло передаваться жене и детям (причем муж имел право передавать жене дворянство, а жена мужу — нет). Дворяне имели право поступать на службу в другие державы. Создавался дворянский суд, выборный судебный орган, избирались органы дворянской опеки (гл. опеки могли быть дворяне с годовым доходом более 100 руб.). Дворяне имели фамильный герб, составлялись родовые дворянские книги. Если дед и отец в течение 20 лет имели царскую службу, то внуки могли претендовать на дворянство (если 12 благородных дворян свидетельствовали о 20-летней службе деда и отца).
Они разделялись на следующие категории: а) действительные дворяне имеющие происхождение от коронованных особ; б) военное дворянство; в) восьмиклассное дворянство; г) иностранное дворянство; д) титульное дворянство (князья, графы, бароны); е) древние дворяне (с родословной свыше 100 лет).
Вместе с тем дворянин мог быть лишен дворянского звания в случаях: нарушения клятвы; измены; совершения разбоя, кражи, преступлений, за которые лишали чести или полагалось телесное наказание, а также подстрекательство к совершению преступлений; совершение других лживых поступков.
Духовенство в России продолжительное время оставалось замкнутым сословием. Вместе с тем в конце XVII начале XVIII вв. усилилась правовая регламентация духовенства и шел процесс подчинения его государству.
Уложение 1649 года ограничивало права приобретения вотчин, иметь белые слободы и промыслово-торговые заведения на посадах.
С XVII в военное время каждый пятый из крестьян духовных вотчин призывался для службы в пешем строю. С беспоместных священников с 1705 г. взимался денежный сбор взамен службы в армии, с 1706 г. с каждого прихода вводился сбор 15 руб. на содержание конского состава.
По Указу 1764 г. (26 февраля) была произведена секуляризация церковных и монастырских земель, а епархиальные архиереи и монастыри переводились на штатные оклады.
В результате свыше 800 тыс. крестьянских душ мужского пола перешли в разряд государственных. Указ оставил на правах пользования для архиерейских домов 30 десятин, а для монастырей 6—9 десятин незаселенных земель. По Указу 1797 года они были увеличены соответственно до 60 и 30 десятин.
Мещане (городовые обыватели) — составляли большинство городского населения и в соответствии с "Грамотой на права и выгоды городам России" с 1785 г. разделялись на 6 разрядов (частей):
1. Настоящие обыватели (имели земли и здания в городе, банкиры и т.д.);
2. Купцы в свою очередь разделялись на три гильдии (первой — имеющие капитал от 10 до 50 тыс. руб.; второй — от 5 до 10 тыс. руб.; третьей — от 1 до 5 тыс. руб.);
3. Ремесленники, записанные в цеха;
4. Иностранные гости и иностранные лица, записанные в мещане;
5. Именитые горожане — лица, избиравшиеся дважды заседателями совместного суда или на пост городского главы, ученые, художники, капиталисты с капиталом не менее 50 тыс. руб., банкиры с капиталом свыше 100 тыс. руб., музыканты, оптовые торговцы;
6. Посадское население, не вошедшее в первые 5 разрядов (частей).
Крестьяне составляли основную массу зависимого населения и являлись главной производительной силой общества.
Крестьяне разделялись на следующие разряды:
— государственные крестьяне, численность которых значительно сократилась (особенно при Екатерине II), платили оброк государству и несли повинности;
— крепостные (частновладельческие) несли повинности: оброк и барщину (доходила до 5-6 дней в неделю в черноземных районах);
— монастырские и церковные (с 1762 года — "экономические", переданные в ведение коллегии-экономики);
— дворцовые (крестьяне царских вотчин);
— посессионные (приписанные к заводам);
— однодворцы (потомки служилых людей, поселенных на окраинах государства).
Крестьяне платили подушную подать (введенную Петром I в 1719 году), несли барщину и оброк, рекрутскую, постойную и мостовую повинности.
Работными людьми назывались разорившиеся крестьяне и горожане. В XVIII в. они представляли целую социальную группу.
Государственный строй. В период абсолютизма большое внимание уделялось укреплению государственного аппарата. Сначала Петр I, затем Екатерина II произвели ряд реформ, в результате которых сформировался разветвленный, строго централизованный, бюрократический государственный аппарат.
В 1711 году был создан Правительствующий Сенат, а Боярская Дума прекратила свое существование. Сенат являлся в соответствии с положением о сенате 1722 года высшим исполнительно-распорядительным, судебным органом. В отсутствии царя и по его распоряжению он осуществлял функции верховной государственной власти.
Состав Сената назначался царем. При Сенате была учреждена должность генерал-прокурора, осуществлявшего контроль за деятельностью Сената. Он мог приостановить исполнение решений Сената и докладывать об этом царю.
После смерти Петра I роль Сената упала, и он превратился в высший судебный орган.
Петром I вместо системы приказов были созданы новые органы отраслевого управления — коллегии: военная, адмиралтейская, иностранных дел, берг-коллегия, комерц-коллегия, мануфактур-коллегия (сбор финансов), штатс-контор-коллегия (расходы финансов), ревизион-коллегия (контроль над финансами), юстиц-коллегия, духовная коллегия, вотчинская коллегия. Решения в Сенате и в коллегиях принимались по большинству голосов.
В 1702 году были ликвидированы губные и земские избы, их функции переданы воеводам. В 1708 году произведена губернская реформа, в результате которой России была разделена на восемь губерний.
Крестьянская война 1773—1775 годов показала слабость карательной функции государства. Подавив восстание с привлечением армии, Екатерина II учредила чиновничий аппарат, разукрупнила губернии.
К концу XVIII в. губерний было около 50, провинции упразднялись, губернии делились на уезды. В основе деления лежала численность податного населения: в губернии от 300 до 400 тысяч, в уезде от 20 до 30 тысяч.
Большое влияние на местное управление оказывали сословные дворянские органы — уездные и губернские дворянские собрания во главе с предводителями, созданные по жалованной грамоте дворянству.
При Петре I в России была создана полиция общая и политическая.
В 1720—1721 гг. была проведена городская реформа — созданы магистраты, а в 1785 году — новые органы городского управления по сословному принципу — общая дума, избираемая на 3 года.
В XVIII в. создаются судебные органы. Петр I принял попытку отделить суд от администрации с целью ограничить судебный произвол. В 1719 году в девяти городах были созданы коллегиальные суды, а в других городах - единоличные.
После смерти Петра I судебные дела стали решаться губернаторами и воеводами.
В 1775 году была проведена судебная реформа на сословных началах:
для дворян были созданы уездный суд и верхний земский суд;
для мещан — городовой магистрат и губернский магистрат;
для государственных крестьян — нижняя расправа и верхняя расправа.
Помещичьих крестьян судили сами помещики или их приказчики (кроме убийства, разбоя и политических преступлений).
В губерниях создавались палаты уголовного и гражданского суда как апелляционные и ревизионные инстанции для судов губернии.
Следствие в 1782 году было изъято из функций судебных органов и передано полиции — управам благочиния.
Таким образом, на рубеже XVI-XVII вв. в России сложилась абсолютная монархия. Она получила юридическое оформление в соответствующих правовых документах. С становлением абсолютной монархии существенно ухудшилось правовое положение широких слоев населения, особенно крестьянства.
Военные и военно-судебные реформы Петра I. В начале XVIII в. Россия находилась в крайне неблагоприятной внешнеполитической обстановке. России постоянно угрожали Швеция, Польша, Турция, а Англия, Голландия и Франция встав на путь капиталистического развития, начали борьбу за колонии и также угрожали России. Экономическому развитию страны мешало отсутствие выходов к морю.
Социально-политическая обстановка в стране оставалась сложной, т.к. окончательное закрепощение населения грозило социальным взрывом. В этих условиях, прежде всего господствующему классу, были нужны гарантии успешного разрешения внутренних и внешних задач.
Решить эти задачи можно было только с помощью регулярной армии. Создание такой армии в истории России связано с именем Петра I.
В результате военных реформ, проведенных им:
были ликвидированы стрелецкие войска и дворянское ополчение;
установлены новые способы комплектования армии и флота солдатами и офицерами;
выработаны твердые основы прохождения воинской службы;
определено правовое положение солдат и офицеров;
изменена организационная структура армии;
реорганизовано военное управление;
установлен новый порядок материального обеспечения личного состава;
изменены методы обучения и воспитания войск;
проведено перевооружение армии; улучшена система снабжения.
Юридическое оформление регулярная армия получила в Воинском уставе 1716 г. и в Морском уставе 1720 г.
В соответствии с Табелем о рангах, командный состав армии и флота получил воинские чины, которые делились на сухопутные, гвардейские, артиллерийские и морские. Все должности были разделены на 14 классов (степеней). Каждый класс пользовался определенными привилегиями. Хотя должности комплектовались из дворян, за большое усердие и способности допускались представители других сословий.
В 1716 году был принят Воинский устав, обобщивший опыт деятельности регулярной армии. При его издании в 1719 году в него вошел Артикул воинский 1715 года как самостоятельная часть.
Нормы, определенные Уставом, действовали без изменений до конца XVIII в., а военно-уголовные нормы - до середины XIX в.
Воинский устав ввел военную присягу в армии. Петр I установил порядок торжественного принятия при распущенном знамени в полку или роте.
Таким образом, результатом военных реформ начала XVIII в. в России были созданы регулярные армия и флот. Армия была национальной, комплектовавшейся на основе рекрутских наборов. По своему характеру она была армией феодально-крепостнического государства, опорой абсолютизма.
Значительным событием первой четверти XVIII в. в области права были военно-судебные реформы.
Петр I в 1702 году создал военные суды, структура и деятельность которых регламентировались Воинским уставом 1716 г. Низшей инстанцией Военного суда был полковой суд (полковых кригерехт). Он включал в себя председателя (презуса) — полковника, подполковника или майора и 6 ассесоров (2 капитана, 2 поручика и 2 прапорщика).
Апелляционной инстанцией для полковых судов был генеральный кригирехт. Он же осуществлял суд по наиболее важным делам. Председателем его был старший генерал и 6 асессоров — членами (2 генерал-поручика, 2 генерал-майора и 2 полковника).
Генеральному суду были подсудны: все государственные преступления, преступления целых частей войск, преступления, совершенными высшими чинами, преступления против высших чинов.
В состав каждого суда входил аудитор (следивший за юридической стороной дела) и протоколист. Суд не был постоянным органом и назначался по каждому делу. Асессоров выбирал сам председатель.
Наряду с генеральным и полковым судом был учрежден скорорешительный суд, который учреждался в военное время и в походах. Суд на месте преступления выносил приговор, в основном смертную казнь, и сразу же приводил приговор в исполнение. Допросов, обсуждений по делу не производилось, преступника только приводили к исповеди перед расстрелом.
Судоустройство и судопроизводство разработанные при Петре I действовали еще 150 лет, до буржуазных реформ XIX в. Право по прежнему служило господствующему классу, еще больше ухудшая положение население стоящее на низшей ступени общества.
Деятельность флота и личного состава регулировалась уставами, регламентами и инструкциями. В 1720 г. — был принят Морской устав, определивший обязанности должностных лиц корабля, правила внутреннего распорядка на флоте, порядок плавания кораблей, преступления и наказания за их совершение.
Таможенные органы. На рубеже XVII-XVIII вв. в России сложилась определенная система таможенных органов. Работой таможен руководило несколько государственных органов. На местах таможни подчинялись воеводам без права вмешательства в их финансовую деятельность. По данным профессора Кисловского Ю.Г.[43] точных данных о количестве таможенных органов и застав в это время нет. Предположительно их было около 200.
В 1715 г. была создана Коммерц-Коллегия[44]. По регламенту её ведению подлежали судебные дела купцов, касающиеся таможен, и прочие дела, относящиеся к деятельности купечества.
Во главе таможен стояли директора из дворян. Из этого сословия назначались вице-директора, комиссары таможен и другие должностные лица. В таможнях имелись инспектора, амбарные контролёры и др. Они комплектовались представителями купечества, подъячих детей и крестьян. Как отмечает профессор Ю.Г. Кисловский, более 30% в таможенных органах того времени составляли купцы. Значительная доля падает на солдат и матросов, т.е. неподготовленных в коммерческом деле людей[45].
С 1731 г. в введение Коммерц-коллегии был передан сбор внутренних, портовых и пограничных пошлин. Во второй половине XVIII века расширилась торговля с государствами Причерноморья и Средиземноморья. Соответственно выросло число таможен на юге и юго-востоке страны. Центром торговли хлебом на юге России стал г. Таганрог. 5 сентября 1795 г. открылась Одесская портовая таможня. После присоединения к России в 1794 году Крым стал играть важную роль во внешнеэкономических связях. Здесь также увеличилось количество таможенных застав.
Расширялась торговля с народами Сибири, где к началу XVIII века открылись таможни в Якутске, Иркутске и других городах.
Таким образом, развитие системы таможенных органов в XVIII в. было непосредственно связано с территориальным расширением России, установлением новых торговых путей, необходимостью совершенствования таможенно-тарифного регулирования торгового оборота.
Развитие права в период абсолютной монархии. В рассматриваемый период источниками права являлись законодательные акты, изданные в форме указов, регламентов, уставов и манифестов.
Наиболее важные мероприятия различного плана определялись Указами: Указ о единонаследии от 18 марта 1714 г.; Табель о рангах от 2 января 1722 г.; Указ о форме суда от 5 ноября 1723 г.
Регламентами учреждались государственные органы управления, состав и порядок их работы: Генеральный регламент коллегии от 29 февраля 1720 г.; Регламент главному Магистрату от 16 января 1721 г.; Духовный регламент от 29 января 1721 г.
Под уставами понимались сборники законов, где были собраны нормы права, относящиеся к определенной сфере деятельности государства: Устав о векселях 1722 г.; Устав о купеческом водоходстве 1781 г.; Устав благочиния 1782 г.; Воинский Устав 1716 г.; Морской Устав 1720 г.
Манифестами объявлялись особо важные и торжественные мероприятия. Так, например: Манифест о даровании вольности и свободы всему российскому дворянству 1762 г.
В 1715 г. были созданы: "Артикул воинский" — уголовный кодекс, и "Краткое изображение процессов или судебных тяжб" — процессуальный кодекс.
Источником права являлось и Соборное уложение 1649 года. Попытки создать новое Уложение при Петре I и Екатерине II не увенчались успехом из-за противоречий в интересах различных сословий, блокировавших работу комиссии.
Получило развитие гражданское право. Большое внимание было уделено регулированию права собственности на недвижимое имущество, в первую очередь на землю. Завершился длительный процесс по установлению единого правового режима вотчин и поместий, получивших наименование "недвижимое имение". Указом от 23 марта 1714 г. "О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах" были определены следующие установки:
· земельное владение могло передаваться по завещанию только одному из сыновей, а при отсутствии завещания оно переходило стершему сыну, другие получали имущество и привлекались на службу;
· при отсутствии сыновей недвижимость переходила дочери,
· запрещалось отчуждать недвижимость за исключением продажи "по особой нужде",
· старший сын и его потомство имело право выкупа имущества (вотчины, поместья, городского имущества, фабрики и т.д.) в течении 40 лет (в 1837 г. этот срок был сокращен до 3-х лет, а право внука предоставлено всем родственникам).
По Указу от 10 декабря 1719 г. государство сохраняло за собой право на недра земли и на "произрастание земли" (т.е. на леса). Запрещалась под страхом смертной казни вырубка корабельного леса (в 1782 г. Указ был отменен Екатериной II и дворяне становились неограниченными собственниками недр и лесов).
В целях поощрения промышленности собственникам земель разрешалось устройство заводов или же получать 1/32 часть прибыли от разработки полезных ископаемых на его землях. Было разрешено промышленникам ставить заводы и на казенных землях.
Указом "О покупке деревень к заводам 1721 г." промышленность обеспечивалась рабочей силой. Купленные к заводам деревни не подлежали отчуждению отдельно от предприятий.
Но дворянство добивалось полного и монопольного права на землю. И это ему удалось: в 1781 г. был отменен указ о единонаследии, в 1782 г. — завоевано право на недра и леса своих земель, в 1785 г. — по жалованной грамоте получило право свободно распоряжаться имением.
Вместе с тем во II половине XVIII века запрещено купцам приобретать населенные деревни к заводам и фабрикам. Все земли, не находящиеся в собственности дворянства, были государственными.
Способами установления права собственности были:
1) завладение никому не принадлежащей вещью (добывание ископаемых, поимка животных, ловля рыбы),
2) приплод от животных и плоды от растений,
3) пожалование земель государством,
4) приращение (высохший берег реки),
5) находка (если не обнаружен собственник) или вознаграждение в размере 1/3 цены вещи,
6) договоры (дарование, мена, купля-продажа, залог — в случае просрочки выкупа).
С развитием ремесла, мануфактуры, торговли, транспорта, строительства в XVIII в. широкое распространение получило обязательственное право. Отличительной особенностью сферы обязательственного права было то, что дворянство, духовенство и купечество пользовались широкими возможностями, а для мещан и крестьян устанавливались большие ограничения.
Известны следующие договоры:
1. Договоры товарищества разрешались еще Указом 1698 г. с целью создания как торговых, так и промышленных предприятий;
2. Договор подряда применялся для производства различных работ: строительства или ремонта. При заключении договора поставки для государства необходимо было поручительство;
3. Договор личного найма получил широкое распространение (от домашних услуг до промыслов);
4. Договор имущественного найма совершался письменно и только "крепостным" порядком;
5. Договор купли-продажи осуществлялся определением предмета договора, цены и "очищением" от претензий на вещь третьих лиц;
6. Договоры дарения и мены по Указу 1714 г. не касались недвижимого имущества. В 1731 г. ограничения были отменены;
7. Договор поклажи мог заключиться на любое движимое имущество всеми лицами за исключением монахов, которым по Духовному регламенту запрещалось брать на хранение чужие вещи и деньги.
До 1754 года запрещалось взимать проценты с должника, а после было установлено получение по договору займа 6% годовых. В 1754 году был создан заемный банк. С 1729 года купцы получили право выдавать векселя.
В брачно-семейном праве произошли существенные изменения. Указом о единонаследии 1714 года был установлен брачный возраст 20 лет для мужчин и 17 для женщин.
После смерти Петра I был установлен прежний брачный возраст 15 и 13 лет соответственно. В 1830 году во избежание "вредных последствий, кои происходят от сочинения браков между несовершеннолетними и потрясают добрые нравы" был установлен брачный возраст 18 и 16 лет. Указом Синода 1744 г. определены предельный брачный возраст — 80 лет.
"Брак от бога установлен для умножения рода человеческого, чего от имеющего за 80 лет надеяться весьма отчаянно, ибо... человек может быть в силах только до 80 лет...". Синод также осудил несоразмерность лет между брачующимися (женят же в крестьянстве малолетних ребят с возрастными девками, а сии их умерщвляют), но не запретил их.
Указом 1722 г. запрещено было вступать в брак с неполноценным рассудком ("дуракам"), "которые ни в науку, ни в службу не годились и впредь не годятся". Указ 1724 г. требовал учитывать волю брачующихся под угрозой "тяжкого штрафования".
Для вступления в брак требовалось знание основных начал вероучения, для служащих — дозволение начальства. По указу 1714 г. разрешалось венчать только дворян, которые представляют свидетельство о знании грамматики, арифметики и геометрии.
Обручение брачующихся проводилось обычно задолго до венчания, а в 1775 г. обручение и венчание были слиты в одну процедуру.
Прекращение брака устанавливалось в случаях:
* политической смерти и ссылки в вечную каторгу супруга, брак при этом считался расторгнутым без всякого ходатайства (приказ 1720 г.), а с 1753 г. с санкции Синода;
* пострижении в монахи обоих супругов при достижении женой 50-ти летнего возраста, при отсутствии малолетних детей;
* безвестное отсутствие (указ 1723 г.) в течение 5 лет (указ 1810 г.);
* неизлечимая болезнь "освидетельствованная врачами";
* прелюбодеяние одного из супругов (жена в этом случае ссылалась в Сибирь или монастырь);
* неспособность к брачному "сожитию", с запрещением неспособному супругу вступать в новый брак;
* покушение на жизнь супруга;
* принятие христианства одним из супругов, при нежелании второго (указ 1739 г.).
Бракоразводные дела рассматривала духовная консистория, которая направляла решение на усмотрение архиерея.
Устав благочиния 1782 г. определяет власть родителей над детьми. Артикул воинский разрешает применять "лозы" для наказания детей. А Учреждение о губерниях 1775 г. — предоставляет право заключать в смирительные дома.
В XVIII в. получил развитие институт опеки над несовершеннолетними детьми, с получением 5% дохода управляемого им имущества. По достижении опекаемым 14 лет опекун заменялся попечителем, опекаемый при этом пользовался правом распоряжения имуществом, но с согласия попечителя.
Петр I учредил опеку над умышленными и над жестокими помещиками.
Таможенное право. Первые мероприятия Петра I в области таможенного дела не отличались революционной новизной и последовательностью. Продолжалось расширение системы государственных торговых монополий, начало которого было положено его предшественниками. Одновременно с этим разрешался ввоз табака, сахара и некоторых других ранее запрещенных товаров.
Таможенные пошлины продолжали взиматься согласно статьям Новоторгового устава 1667 года. Произошло временное увеличение числа внутренних платежей - были введены привальные и отвальные пошлины с речных судов, сборы за пользование торговыми площадями и пристанями и др. При этом таможенная политика в целом сохраняла прежнюю фискальную направленность.
Только 1723 году Петр I пришел к тому убеждению, что главной причиной отставания мануфактурного производства в стране была конкуренция иностранных изделий. Именно в это время был принят ряд правительственных решений резко протекционистской направленности (протекционизм-защита национальной промышленности и сельского хозяйства), в частности о наложении пошлин на импортируемые товары, производство которых в России было налажено.
В таможенном тарифе 1724 года на товары, которые производились в достаточном количестве, была назначена 75% пошлина.
Новизна тарифа 1724 года заключалась в том, что перечень привозных и отпускных товаров был составлен в алфавитной последовательности. Около половины из них было обложено адвалорными[46] пошлинами, остальные пошлинами с меры и массы, исчисленными в рублях и копейках.
С принятием тарифа 1724 года резко сократился привоз иностранных товаров, оживились контрабандисты. Поэтому 1731 году был принят новый тариф, по сути отменивший покровительственную систему Петра I. Достаточно сказать, что пошлины на некоторые виды привозных товаров из чугуна и стали, на селитру, азотную кислоту, инструменты были снижены с 75% до 10%. В том же году С. Петербурге были объединены внутренние и портовые таможни.
Важнейшим мероприятием в области таможенной политике в царствование Елизаветы Петровны явилась ликвидация таможенных ограничений внутри страны.
Русское государство, политическое становление которого произошло еще XV-XVI в.в., в экономическом отношении до середины XVIII в. оставалось раздробленным. В каждой губернии взимались провозные и торговые пошлины. Кроме «мытов», «перевозов», «мотовщины» и др. существовало множество всяких «мелочных сборов», сильно стеснявших внутреннюю торговлю.
Авторам давно назревшей реформы стал граф П.И. Шувалов, преложивший смелый проект совершенной отмены внутренних таможенных пошлин. Его доклад, одобренный Сенатом, лег в основу высочайшего Манифеста от 20 декабря 1753 года.
1753-1754 годах внутренние пошлины, а также все 17 «мелочных сборов» были заменены единообразной таможенной пошлиной на границах государства, взимавшейся с всех ввозимых и вывозимых товаров в сумме 13 копеек с рубля стоимости.
Вторая половина XVIII века знаменовало собой завершение таможенной реформы и переход к осуществлению таможенных формальностей на основе опыта Европейских государств и особенностей российской экономики.
Первый Российский таможенный устав 1755 года положил начало цивилизованному подходу к решению задач таможенного дела и формированию таможенной политики. Издание этого документа было прогрессивным шагом в законодательной системы России и имело экономическое, финансовое и политическое значение.
Принятые в нем нормы открыли возможности перемещения товаров по территории Российской империи, способствовали укреплению Российского рынка и развитию внутренней внешней торговли.
Принятие этого устава отменяло действие всех ранее изданных документов, связанных с правилами торговли и уплаты пошлин. В уставе рассматривается порядок внешней торговли и обязанности таможни. В нем говорилось, что он издан в интересах народа и облегчения его жизни.
Согласно уставу, в России были ликвидированы все внутренние таможни и отменялись связанные с ними 17 пошлин. Уставом на ярмарках для разбора купеческих споров вводился суд, который должен был разбирать дело по справедливости и защищать купцов от обид и притеснений.
Новым явилось введение паспортной системы для торговых людей. Иностранные купцы, записавшиеся в российское купечество и в вечное подданство, пользовались правами граждан России.
29 апреля 1757 года состоялось утверждение нового таможенного тарифа. В именном указе императрицы Елизаветы Петровны отмечалось, что по прошествии 26 лет после издания тарифа 1731 года «многие иностранные товары вновь привозятся, а также российские отвозятся, которых в самом тарифе и не именовано».
Таможенный тариф 1757 года был протекционистским, что отвечало настроением Елизаветы Петровны и ее приближенных, в их стремлении оказывать систематическое покровительство всему национальному.
Отличительной особенностью таможенного дела Екатерины II (1762-796г.г.) было то, что оно развивалось с опорой на общественное мнение - десятки записок подаваемых императрицы по таможенной тематике, авторами которых были не только выдающиеся люди своего времени (М.В.Ломоносов, А.А.Вяземский, А.Р.Воронцов, А.А.Безбородко, Г.Р.Державин, А.Н.Радищев и др.), но и многочисленные представители из торгово-промышленной среды.
Сама императрица в большей степени разделяла учение физиократов (физиократия – свободная торговля - фритредерство), признававших землю и земледелие основными источниками общественного богатства.
Екатерина II при всех своих колебаниях была противницей государственного вмешательства в сферы экономических отношений, после вступления на престол она отменила все торгово-промышленные монополии, разрешила вывоз хлеба, узкого холста, соломы и др.
В 1763 году при дворе была учреждена комиссия по коммерции, приступившего к составлению нового таможенного тарифа. В мае 1766 года результаты ее работы были доложены Екатерине II и получили высочайшее одобрение.
Опубликование нового тарифа состоялось 1 сентября 1766 года. С 1 марта 1767 он вступил в силу.
Принятие этого тарифа означало продвижение страны на свободной торговли. Этот таможенный тариф можно назвать умеренным и склонным к физиократии.
В связи со слабой эффективностью таможенной системы (контрабанда), не смотря на издание тарифа 1766 года и другие организационные мероприятия, стали раздаваться голоса о целесообразности закрытия западной границы с одновременной ликвидацией на всем ее протяжении таможенных органов.
В возникшем споре верх одержали сторонники дальнейшей либерализации внешней торговли. По их мнению, острота проблемы контрабандного ввоза снималась единственно путем ‑ понижением ставок таможенных пошлин, установленных тарифом 1766 года.
27 сентября 1782 года проект тарифа был утвержден Екатериной II и передан в Сенат для опубликования. С принятием нового тарифа до 2% в среднем понижался размер пошлинного обложения ввозимого сырья, умеренной пошлиной облагались импортные полуфабрикаты, а на дорогую мебель и ткани, которые производились в России, была определена высокая ввозная пошлина, но не более 20% и т.д.
Тариф 1782 года вполне соответствовал идеям физиократизма и свободной торговли.
Для борьбы с контрабандой Екатерина II в 1782 году подписала указ, по которому в каждой западной пограничной губернии учреждалась пограничная стража. Поиск контрабанды стимулировался, часть конфискованных товаров передавалась в пользу задержавших.
Стремясь остановить контрабанду Екатерина II пошла на крайность, на российской границе появились закрытые пограничные шлагбаумы, а 26 июня 1889 г. Екатерина II подписала указ о запрещении с 10 сентября привоза, ввоза и пропуска «в границы российския» всякого рода шелковых, шерстяных, бумажных и прочих иностранных товаров через сухопутные таможни на западной границе.
В последние годы своего царствования (начиная с 1793 г.) Екатерина II совершенно отказалась от фритредерских устремлений предыдущих лет.
8 февраля 1793 года был подписан указ «О прекращении сообщений с Францией по случаю произошедшего в оной возмущения и умерщвления короля Людовика XVI». 8 апреля 1793 года был подписан манифест, нацеленный на разрыв экономических отношений с Францией и ставший серьезным препятствием на пути импорта в Россию. Эта протекционистская тенденция проявилась также в таможенном тарифе, подписанном 14 сентября 1795 года, при помощи которого правительство рассчитывало достигнуть выгодного торгового баланса. Новый тариф должен был вступить в силу 1 января 1797 года. Этого не произошло,
Павел I, вступивший на престол в ноябре 1796 отменил его, разрешив ввоз некоторых французских товаров. Однако 1800 году запрет на ввоз целого вида товаров все же был наложен.
Таможенная политика Александра I также не отличалось последовательностью. Так, вслед за введением протекционистского тарифа 1797 года и снятием запрещения на вывоз из России разных продуктов и товаров, последовала череда указов, постановлений и практических мер, направленных на облегчение торговли и ослабление таможенных запретов.
В преддверии войны с Францией в 1810 году специальной таможенной комиссией под руководством М.М. Сперанского был разработан предельно запретительный таможенный тариф. После его введения (первоначально сроком на 1 год) промышленники стали группами и в одиночку направлять прошения и записки в Министерство финансов и МВД с просьбами о сохранении тарифа на возможно длительный срок. В начале того же года Александром I был утвержден доклад военного министра «Об устройстве военной стражи» на границах Западных губерний.
После победы над Наполеоном влияние России в Европейских делах резко возросло. В 1819 году был принят самый умеренный таможенный тариф, снявший все запреты на импорт иностранных товаров и экспорт российских. В скором времени стало ясно, что не возможна свободная конкуренция изделий отечественной промышленности с соответствующими западноевропейскими аналогами. Ни одна европейская держава не собиралась следовать принципу свободной торговли.
Либеральная политика резко ухудшило экономическое положение России. В целях преодоления кризиса национального производства, в 1822 году был принят охранительный таможенный тариф, запретивший вывоз 21 и ввоз 300 товаров.
Тариф 1822 года не однократно пересматривался. В 1824, 1825, 1830, 1831, 1836, 1838, 1841 г.г. в него неоднократно вносились изменения, общую направленность которых можно выразить следующими словами - от фискально-запретительной до фискально-протекционистской таможенной политике. Во всяком случае, до тех пор, пока министр финансов был Е.Ф. Канкрин (1823-1844 г.г.) Россия придерживалась политики, направленной на достижение бездефицитного госбюджета.
В него неоднократно вносились изменения, общую направленность которых можно выразить следующими словами - от фискально-запретительной к фискально-протекционистской таможенной политике.
Таким образом, объективный ход развития российского государства показал, что таможенная политика тесно связана с внутренней и внешней политикой государства. Охранительная таможенная политика способствовала развитию торговли, покровительствовала развитию промышленного производства.
Почти на 30лет (1822-1850 г.г.) торгово-промышленный курс, порывал с фритредерскими тенденциями в интересах отечественного хозяйства.
После ухода Е.Ф. Канкрина с поста Министра финансов в стране возникло движение за отмену вывозных и снижения ввозных пошлин. К пересмотру таможенной политики вынуждал особенно начавшийся американский экспорт, обостривший конкуренцию на мировом рынке сельхозпродуктов. Также экономический либерализм и фритредерство снова входили в моду.
В записке председателя особого комитета графа Орлова в 1845 году прозвучала острая критика действующего тарифа стесняющего импорт и препятствовавшего экспорту Российских товаров.
Опираясь на выводы этой записки, министры финансов и иностранных дел внесли императору Николаю I представление о пересмотре тарифа. Новый тариф, по их мнению, должен отличаться многофункциональностью, обеспечивая благоразумную охрану внутреннего производства, способствуя повышению уровня потребления импортируемых товаров и увеличению таможенных доходов. 1
3 октября 1850 года состоялось утверждение нового таможенного тарифа. Он пробил первую брешь в запретительной системе внешней торговле, которая господствовала с 1822 года, и положила начало умеренно протекционистскому этапу таможенной политике, продолжавшемуся до 1877 года.
В последующие годы правительство, озабоченное поисками путей увеличения таможенного дохода, продолжало курс на смягчение запретительной системы. К этому его побуждали неутешительные итоги Крымской войны (1853-1856 г.г.), а также начавшиеся буржуазные реформы.
В августе 1856 года было принято решение о пересмотре тарифа 1850 года и учреждение особого комитета для создания нового тарифа. В комитете с удовлетворением было отмечено, что ни одна отрасль отечественной промышленности не пострадало от введения тарифа 1850 года.
В новом тарифе предлагалось сохранить баланс различных интересов: внешней торговле и государственного казначейства, промышленности и потребителей.
Обсуждение вопросов тарифной политике в проекте нового таможенного тарифа протекало в острой полемике между сторонниками свободной торговле и приверженцами протекционистских взглядов.
Влияние протекционистского лобби обусловило осторожность, постепенность правительственных мер в области таможенно-тарифного регулирования. По этой причине новый таможенный тариф (его утвердил Александр II 25 апреля 1857 года) представлял собой еще одну уступку в пользу системы свободной торговли.
В тоже время призывы фритредеров, ратовавших за свободную конкуренцию, как необходимое условие выхода на мировой уровень промышленного производства, не оставались в России без внимания.
Уголовное право в XVIII в. характеризуется усилением репрессивных мер против зависимого населения. Основным источником, созданным в этот период, Артикул воинский, состоящий из 24 глав и 209 артикулов (статей).
При Петре I впервые появляется термин "преступление" для обозначения наказуемых деяний. Преступлением является деяние общественно опасное для господствующего класса и государства.
Более детально рассматриваются деяния случайные, неосторожные и умышленные. Случайные деяния не наказывались, в зависимости от степени неосторожности.
Законодательство более четко устанавливает различия между умышленным и предумышленным, т.е. заранее задуманным намерением. Например, умышленное убийство наказывалось смертной казнью через отсечение головы, предумышленное — колесованием.
Не до конца разработан был принцип индивидуальной ответственности. За совершение некоторых преступлений отвечали, наряду с виновниками, их близкие — жена и дети.
Более подробно разработаны стадии совершения преступления. Голый умысел "злая воля", т.е. намерение совершить преступление в 3-х случаях: 1) когда кто "умышлять будет царское величество полонить или убить или учинить ему какое насильство"; 2) когда кто "какую измену или тому подобное учинить намерится"; 3) когда "многие умышлят к неприятелю бежать".
Таким образом, на рубеже XVII ‑ XVIII вв. в России сложилась абсолютная монархия. Она получила юридическое оформление в соответствующих юридических документах. Получили развитие в этот период различные отрасли права. Уголовное законодательства отличалось особой жестокостью.
Лекция 9. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИИ В ПЕРИОД