От России Ельцина к России Путина

Имя своего преемника Б. Ельцин назвал ещё в августе 1999 г.

«Это, – сказал президент в телеобращении, – Владимир Владимиро- вич Путин». С точки зрения Конституции постановка вопроса о пре- емнике президента не была правомочной – согласно ст.81 «Президент Российской Федерации избирается на четыре года гражданами Рос- сийской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избира- тельного права при тайном голосовании». Из этого следует, что экс- президент не имеет полномочий назначать преемника. В нашей же ситуации вопрос о власти был решён заранее. Поэтому президентские выборы 2000 г. были лишены острой политической интриги и ничего неожиданного не принесли, отразив слабость, зачаточный характер структур гражданского общества: значительным преимуществом на выборах в России продолжает обладать действующая власть. Не ста- ли исключением и эти выборы: Путин одержал внушительную побе-


ду, в первом же туре набрав 52,9% голосов. Что же обеспечило побе-

ду В.В. Путину?

Избиратели истосковались по порядку, мучительно переживали утрату позиций России в мировом сообществе, страдали от снижения

жизненного уровня. В России всегда все надежды связывали с силь-

ной властью, поэтому избиратели готовы были проголосовать за ту власть, которая пообещает им быть сильной. В пользу Путина срабо-

тала и общая ситуация в стране. На настроение в обществе стали ока- зывать влияние такие обстоятельства, как некоторое оживление в экономике, замедление инфляции и падения доходов, сокращение за- долженности и своевременная выплата зарплат и пенсий. Не послед-

нюю роль в изменении настроения в обществе сыграл переход к ре-

шительным действиям в Чечне.

В наследство от прежних режимов новая власть получила неэф-

фективную и разбалансированную экономику, масштабную корруп-

цию, безнаказанность творящих произвол чиновников, нераскрывае- мые заказные убийства, вал преступлений. Необходимость выплаты процентов по внешним долгам, которые за несколько лет были без- дарно промотаны, выросла едва ли не в главную проблему внешне-

экономических связей*. Всё это сковывало нормальную хозяйствен- ную деятельность и нагнетало чувство незащищённости у россиян. Спустя 8 лет, выступая на заседании Государственного совета, В.В. Путин охарактеризовал ситуацию начала своего президентства сле-

дующим образом:

«Ситуация в стране была крайне тяжёлая. На наших глазах тер- рористы развязали масштабную гражданскую войну, нагло вторглись в Дагестан, взрывали дома в российских городах. Армия была факти-

чески деморализована и небоеготова.

Сама Россия представляла из себя «лоскутную» территорию. В большинстве субъектов федерации действовали законы, противоре- чащие Конституции России. Подводилась база под территориальные

претензии одних субъектов Российской Федерации к другим, а таких спорных территорий у нас более двух тысяч.

* Россия приняла на себя внешний долг Советского Союза, который на начало 2001 г. составлял 66,3 млрд долларов. Кроме того, во времена Ельцина образовался «новый российский долг», который к началу президентства Путина составлял ещё 60 млрд долларов. Расходование этой последней суммы было непрозрачно, и можно с доста- точной уверенностью говорить, что большая её часть была банально разворована. При этом нельзя забывать, что это были заёмные средства, и их надо было возвра- щать, и возвращать с очень большими процентами.


Государственная власть была малоэффективна. Свидетельством тому стало ослабление всех государственных институтов и пренеб- режение законом.

Значительная часть экономики контролировалась олигархиче-

скими или откровенно криминальными структурами. Финансы стра- ны были опустошены и практически полностью зависели от внешних заимствований. Инфляция съедала и без того невысокие доходы гра- ждан России. В 1999 г. она составляла 36,5%. На начало 1999 г. при- шелся и пик задолженностей по заработным платам, пенсиям и посо- биям. На предприятиях задержки с выплатами зарплат достигали двух лет. В результате почти треть населения имела доходы ниже прожиточного минимума.

Тяжёлое состояние дел в экономике и социальной сфере, а также

потеря многих ценностных ориентиров нанесли психологический удар обществу, усилили социальные болезни, коррупцию, преступность. Обострился и демографический кризис. Рождаемость падала, смерт- ность росла. Богатая Россия превратилась в страну бедных людей»*.

С первых же шагов своей деятельности на поприще президента

В.В. Путин решил ограничить автономию губернаторов и президен-

тов республик и инициировал реформу Совета Федерации**. Указом президента были созданы семь федеральных округов***, куда были направлены представители президента. Создан аппарат, который спо- собен на местах решать многие вопросы от имени Москвы.

Однако губернаторы и президенты республик оставались всена- родно выбранными представителями своих регионов, а значит, во мно- гом фактически независимыми от центральной власти, и в этом мож-

но было усмотреть потенциально возможный сепаратизм. Эта воз-

можность исчезла, когда указом президента была отменена выбор- ность глав субъектов федерации. Теперь местное Законодательное собрание предлагает кандидатуру, а президент её утверждает. С учё- том того, что у президента имеется достаточно сил и возможностей влиять на решения депутатского корпуса любого уровня, главы ре- гионов практически превратились в чиновников, полностью подкон- трольных главе государства.

* В.Путин. Выступление на расширенном заседании Государственного совета «О

стратегии развития России до 2020 года». 8 февраля 2008 г.

** В частности, губернаторы уже не могли становиться членами Совета Федерации,

соответственно, их политический вес значительно снижался: даже скоординирован- ные действия губернаторов не могли повлиять на законотворческую деятельность го- сударства. Тем самым был нанесён серьёзный удар по региональному сепаратизму.

*** То есть создан ещё один уровень власти, усиливающий контроль над регионами.


В рамках укрепления так называемой вертикали власти с целью контроля Государственной Думы (а значит, и законодательной ветви власти в целом) в несколько этапов была проведена реформа избира- тельной системы (порядок выборов в Государственную Думу). Про- порционально-мажоритарная смешанная система была заменена на пропорциональную с закрытым списком, т.е. все кандидаты должны в обязательном порядке представлять какую-либо партию, при этом избиратель голосует только за ту или иную партию*, а последняя в зависимости от количества голосов, поданных за неё, из списка своих членов выбирает будущих депутатов. Считается, что такая система позволяет формировать дееспособное правительство, но не учитывает интересы рядового избирателя. Был увеличен размер барьера для прохождения партий в Думу с 5 до 7%. Эта мера стимулирует созда- ние двухпартийной системы и резко сокращает возможность выбора для избирателей. При этом была отменена графа в избирательном бюллетене «Против всех», а также порог явки. То есть избиратель лишился права проголосовать протестно.

Выше уже отмечалось, что при президенте Ельцине огромную политическую власть в стране приобрели так называемые олигархи.

При Путине их влияние стало ограничиваться лишь экономической

сферой, более того, они публично признают приоритет государствен-

ных интересов над корпоративными. Главную роль в этой трансфор-

мации, по-видимому, сыграло «дело Ходорковского». Демонстратив- ный процесс над самым богатым на тот момент человеком в России, который не скрывал своих политических амбиций и мог стать полю- сом притяжения для сил, не заинтересованных в усилении государст-

ва, наглядно показал, что власти уже полностью контролируют си-

туацию в стране.

Стоит также отметить, что с начала президентства Путина госу-

дарство стало возвращать в свою собственность наиболее доходные ак-

тивы, розданные в частные руки либо бесплатно, либо по нерыночным ценам ещё во времена Ельцина. Так, например, государство вновь стало контролировать газовую сферу и в значительной мере – нефтяную.

Возникает вопрос: а была ли необходимость революционного

характера гайдаровских реформ? Может быть, стоило допустить ча-

стную инициативу, но при этом сохранить крупную стратегически

* Усугубляет ситуацию следующий факт: по результатам различных социологических исследований, чётко ориентированных сторонников партии среди избирателей России насчитывается всего лишь около 10 %.


важную госсобственность? При Путине, по большому счёту, началась национализация доходных отраслей хозяйства, приватизированных ранее. Начал строиться эффективный государственный капитализм, но целое десятилетие оказалось потеряно.

Так что же ныне представляет собой Россия? Политический про- цесс в нашей стране развивается крайне противоречиво; здесь можно обнаружить черты разных типов политических режимов: демократи- ческого, авторитарного, тоталитарного. При незрелости гражданского общества в политических элитах почти отсутствуют навыки и начала демократической политической культуры. На это есть множество причин, и курс «Отечественной истории», возможно, раскрывает эти причины. Но что говорят по этому поводу социологи?

По мнению аналитиков центра РОМИР, 79% россиян выступают за свой, самобытный путь развития для России. Идти по пути стран западной демократии предлагают только 11% опрошенных, за азиат- ский путь развития высказались 2% респондентов. Обращает на себя

внимание тот факт, что только 5% россиян выступают за пропаганду демократических ценностей. Поэтому декларируемая государством демократия в нашей стране носит во многом формальный и поверх- ностный характер.

При этом невозможно не отметить, что Россия за восемь лет

президентства Путина кардинально изменилась. В значительной мере была восстановлена стабильность и чувство гордости среди граждан, которые после многолетнего советского «застоя» попали при Горба- чёве и Ельцине в период то взмывавших до небес, то шумно рушив- шихся надежд. Беспомощная в 1990-е гг., российская экономика в на- чале нового тысячелетия растёт в среднем на 7% в год. Объём инве- стиций в российскую экономику увеличился в семь раз (достигнув в

2007 г. 82,3 млрд долларов). На начало 2008 г. золотовалютный запас России превысил 550 млрд долларов, годовой рост объёма розничных продаж приблизился к 20 %.

По итогам 2007 г. согласно данным международных экспертов, Россия опередила такие страны «восьмёрки», как Италия и Франция, по объёму ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способ- ности, и вошла в семёрку крупнейших экономик мира.

Страна выплатила внешний долг, ещё недавно казавшийся слишком тяжёлым для по-настоящему суверенного государства. За тот же период реальные среднедушевые доходы повысились в два с


лишним раза. Однако стартовый уровень был крайне низок, и благо- состояние людей могло увеличиться куда больше. При этом русские богачи стали ещё богаче*, порой до неприличия. И разница между богатыми и бедными россиянами, несмотря на рост доходов и по- следних, только растёт, уже давно превысив значения, за которыми возможны социальные конфликты.

Да, экономические успехи России за период с 2000 г. впечатляют. Отчасти это, конечно, было связано с тем, что цена нефти в период пре- зидентства Путина была экстремально высока**, а нефти у России очень много. Но при Путине государство смогло достаточно рацио-

нально распорядиться этими деньгами. Избыток средств не столько вбрасывался на внутренний рынок в виде увеличения зарплат (которые в этом случае быстро «съедаются» инфляцией), сколько инвестировал- ся через так называемые национальные проекты в развитие российской экономики, подъём которой, в свою очередь, должен повысить уровень благосостояния граждан. На период до 2010 г. было определено 4 ос- новных направления, в первую очередь имеющих социальное значение:

«Образование», «Здравоохранение», «Жилищное строительство»,

«Сельское хозяйство». В таблице приведены основные характеристики этих национальных проектов на период 2006–2007 гг.

Кроме того, инфраструктура нуждается в серьёзной модерниза- ции, чтобы снять ограничения на рост экономики. А в России это озна- чает модернизацию портов, увеличение парка железнодорожных ваго- нов, новые инвестиции в трубопроводы и производство электроэнер-

гии. И Россия может позволить себе такие траты на инфраструктуру.

Вообще стоит ожидать, что страна вновь постепенно превратит- ся в крупнейшего мирового игрока. В целом можно констатировать, что в отличие от внешней политики при Б. Ельцине, которая была на- правлена на интеграцию в мировую экономику в целях изменения внутренней политической и экономической системы, экономический рост во внешней политике В. Путина имеет другую главную кратко-

срочную цель. Он служит в качестве инструмента для достижения

ключевой цели – упрочения позиций России как влиятельной, само- стоятельной и признаваемой великой державы. Да, в стране ещё мас- са проблем, например в медицине. По её качеству Россия в рейтинге

* Россия уже несколько лет удерживает второе место после США по количеству мил-

лиардеров. В 2007 г. в сотню самых богатых людей России, по данным Forbes, не во-

шли даже те, чей капитал был меньше 100 млн долларов.

** Когда Путин пришёл к власти, нефть стоила 16 долларов за баррель, когда он поки-

нул пост президента – около 110 долларов за баррель.


Всемирной организации здравоохранения занимает 130-е место среди

190 стран. Или возьмём коррупцию. Иностранные аналитики счита-

ют, что на взятки чиновникам в России ежегодно тратится не менее

30 млрд долларов. Это чудовищно тормозит развитие экономики, ду- шит частную инициативу, а победить коррупцию сегодня кажется практически невозможным.

Но всё же люди стали смотреть в будущее с надеждой. И у них есть на это веские причины.

Национальные проекты России

  Проекты   Основное содержание   Финансирова- ние в 2006 г. (млрд руб.) Финанси- рование в 2006– 2007 гг. (млрд руб.)
  Образование Введение доплат за классное руко- водство – 1000 руб. в месяц; гранты лучшим педагогам – по 100 тыс. руб. в год; гранты учащимся – 60 тыс. руб. в год; компьютерные классы для 2500 школ и вузов   22,0   41,3
  Здравоохра- нение Увеличение зарплат участковых вра- чей на 10 тыс. руб.; участковых мед- сестер – на 5 тыс. руб.; увеличение дорогостоящих операций до 250 тыс. в год; приобретение 12 тыс. машин «скорой помощи»   57,9   145,8
  Доступное жилье Увеличение выдачи ипотечных кре- дитов в 7,6 раза; рост строительства на 37 %; снижение износа ЖКХ с 60 до 51 %   21,9   110,2
  Агропро- мышленный комплекс 2/3 процента по кредитам на разви- тие животноводческих комплексов и полностью процент по кредитам для фермеров будет оплачивать государ- ство; 8 млрд. руб. в течение двух лет выделяются на закупку племенного скота; отменяются таможенные по- шлины на закупку оборудования   14,2   30,9


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: