double arrow

Принятие новой Конституции

После распада Советского Союза важнейшей проблемой стал во- прос государственного устройства России. 12 июня 1991 г. Россия, при- няв Декларацию о государственном суверенитете, стала самостоятель- ным государством с федеративным государственно-территориальным устройством. Но уже в том же 1991 г. стали заметны центробежные тенденции и возникла опасность распада Российской Федерации. Рес- публики, входившие в состав РСФСР, заявили о своем суверенитете и отказе от статуса автономий, автономные области тоже объявили се- бя суверенными. Татарстан, Башкортостан, Якутия, Чечня взяли курс на выход из состава федерации, так же повели себя и некоторые субъ- екты федерации (края, области).

В марте 1992 г. была сделана попытка стабилизировать ситуа- цию, был заключен федеративный договор между Российской Фе- дерацией и её субъектами. Самое главное в этом договоре – разгра- ничение функций между федеральными органами и органами вла- сти республик. Но эти меры не решили полностью проблемы госу- дарственного устройства и не ликвидировали националистических настроений в ряде регионов. Татарстан отказался подписать дого- вор, и только в феврале 1994 г. был подписан договор между Росси- ей и Татарстаном на особых условиях. Татарстану было предостав- лено право экспортировать продукцию военных заводов, распоря- жаться нефтью и газом, добываемыми в Татарстане. Это поставило остальные субъекты федерации в неравное положение – они были ущемлены в правах.


Самым сложным регионом оставался Северный Кавказ, где сконцентрировались проблемы межнационального, этнического, ре- лигиозного и социального характера. В октябре-декабре 1992 г. воз- ник территориальный конфликт между Северной Осетией и Ингуше- тией, на протяжении 1995–1998 гг. обострилась ситуация в Дагестане.

Особенно напряженно сложились отношения между федераль- ным центром и Чечней. В конце 1991 г. Чечня в одностороннем по- рядке провозгласила свою полную независимость. На территории Чечни была разрушена действовавшая система органов власти, созда-

ны вооруженные формирования и выбран президент – генерал Джохар Дудаев. Центральная власть не признала этого суверенитета, и в де- кабре 1991 г. на территорию Чеченской Республики вошли федераль- ные войска для наведения там конституционного порядка. Воору- женные формирования Чечни оказали ожесточенное сопротивление. Внутриполитический конфликт превратился в полномасштабную войну (11 декабря 1994 г. – 31 августа 1996 г.) с многочисленными жертвами среди мирного населения и военных.

Понеся большие потери (80 тыс. человек погибших и примерно в три раза больше раненых), осознав бессмысленность продолжения военных действий, федеральная власть пошла на переговоры. Вести переговоры было поручено секретарю Совета Безопасности Алексан-

дру Лебедю, с чеченской стороны – руководителю штаба вооружен- ных формирований сепаратистов Аслану Масхадову. 10 августа 1996 г. начались переговоры и закончились они 31 августа подписанием в Хасавьюрте совместного заявления о прекращении военных действий в Чечне. Согласно достигнутой договоренности окончательное реше- ние о статусе Чечни было отложено до 31 декабря 2001 г. Но ситуа- ция не улучшилась, и в августе 1999 г. чеченские боевики вторглись в Дагестан, провели ряд террористических актов на территории России. Это привело к возобновлению конфликта.

Таким образом, Россия с точки зрения государственного устройства представляла собой «асимметричную» федерацию с различными типами

управления территориями и взаимоотношений между субъектами феде-

рации и центром, которые определялись двусторонними договорами.

Как же трансформировалась политическая система? К началу

1992 г. в стране был введен институт президентства, двухпалатный Верховный Совет и Конституционный суд. Но преобразования поли- тической системы были крайне противоречивы, и это породило глу-

бокий конституционный кризис 1992–1993 гг. Элементы старой по-


литической системы всё ещё определяли форму управления страной: продолжала действовать система Советов, сохранившая полный кон- троль над исполнительной властью. Верховный Совет был органом Съезда народных депутатов, т.е. органом законодательной власти, и одновременно имел функции контрольного и распорядительного ор- гана, что давало ему возможность вмешиваться в дела исполнитель- ной власти. Президент тоже оказался под контролем Верховного Со- вета, хотя и обладал большими полномочиями.

Эта ситуация породила конфликт между законодательной и ис- полнительной властью. В самом Верховном Совете началась борьба между реформаторской и консервативной частями. Ни один закон, принятый Верховным Советом, ни один указ президента не выполня- лись. Началась настоящая «война законов».

25 апреля 1993 г. на всероссийском референдуме 107 млн изби-

рателей предлагалось ответить на 4 вопроса:

1. Доверяете ли Вы Президенту Российской Федерации Б.Н. Ель-

цину?

2. Одобряете ли Вы социальную политику, осуществляемую

Президентом РФ и Правительством РФ с 1992 года?

3. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выбо-

ров Президента Российской Федерации?

4. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выбо-

ров народных депутатов Российской Федерации?

В референдуме приняли участие 69 млн человек, из них 40 млн высказались за доверие президенту, 36 млн одобрили его политику.

Сторонники досрочного переизбрания как президента, так и народных депутатов квалифицированного большинства не получили. Референ- дум не удовлетворил ни одну из противостоявших сторон, хотя каждая стремилась истолковать его результаты в свою пользу. Фактическая неявка к урнам для голосования 68 млн граждан, раскол во мнениях тех, кто всё же решил принять участие в референдуме, свидетельство- вали о политической апатии россиян, их недовольстве противоборст- вом двух ветвей власти, являлись призывом продолжить выполнение своих обязанностей в конструктивном плане. К сожалению, этот скры- тый призыв граждан не услышали те, к кому он был обращён.

Борьба между исполнительной и законодательной властью в ос-

новном шла по вопросу разработки и принятия новой конституции, работа над проектом которой была начата ещё в 1990 г. Созданная для этой цели конституционная комиссия завершила эту работу к


осени 1993 г., и в ноябре Съезд народных депутатов должен был ут- вердить новую конституцию. Но указом президента «О мерах по за- вершению подготовки новой конституции» было создано «конститу- ционное совещание», которое к лету 1993 г. тоже подготовило проект конституции. Главная идея этого проекта сводилась к существенному ограничению власти Советов. Верховный Совет настаивал на веду- щей роли парламента в политической системе России и на ограниче- нии исполнительной власти. Таким образом, и законодательная, и ис- полнительная ветви власти имели свои проекты конституции, а это не способствовало достижению согласия и вело к дальнейшему углуб- лению кризиса.

21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин указом «О поэтапной конститу- ционной реформе в Российской Федерации» лишает Съезд народных депутатов распорядительной, законодательной и контрольной функ- ций и, по существу, вводит в стране президентское правление. Против указа выступили Верховный Совет и Конституционный суд, которые признали действия президента антиконституционными, а ситуация расценивалась как государственный переворот. На экстренном заседа- нии президиума Верховного Совета было принято постановление «О немедленном прекращении полномочий Президента РФ Б.Н. Ельци- на», исполняющим обязанности президента был назначен А.В. Руцкой. Верховный Совет стал центром антипрезидентской оппозиции. 26 сен- тября кварталы вокруг здания Верховного Совета («Белый дом») бы- ли оцеплены усиленными нарядами милиции, сотрудниками ОМОНа и военнослужащими дивизии им. Дзержинского. Через день вокруг

«Белого дома» были установлены заграждения из колючей проволо- ки. Жители столицы, поддержавшие оппозицию, стали строить бар- рикады. Противостояние законодательной и исполнительной власти грозило перерасти в общегражданское.

30 сентября и 1 октября были приняты попытки снять остроту противостояния. При посредничестве Конституционного суда и пат-

риарха Алексия II велись переговоры: предлагалось отменить все ре-

шения и законодательной, и исполнительной властей, принятые после

21 сентября, а также провести всеобщие выборы в первом квартале

1994 г. Несмотря на прогресс в переговорах, сторонам не удалось до- говориться быстро. Со 2 октября противостояние приобрело воору- женный характер: сторонники Верховного Совета, собравшиеся на Смоленской площади в Москве, были разогнаны милицией и ОМО- Ном; появились первые убитые и раненые. На следующий день про-


тивостояние усилилось: митингующие, прорвав заслоны ОМОНа, разблокировали «Белый дом», затем силой были захвачены несколько этажей мэрии Москвы; наконец, по призыву А.В. Руцкого демонст- ранты начали штурм Останкинского телецентра. Войска спецназа от- разили это нападение. Вооружённое столкновение в Останкино при- вело к многочисленным жертвам.

Вечером начался ввод правительственных войск в Москву, а уже утром 4 октября они начали штурм «Белого дома» и обстрел его из тан- ковых орудий. В это же самое время Б.Н. Ельцин выступил с обраще- нием к гражданам России, в котором квалифицировал события в Моск- ве как «вооружённый фашистско-коммунистический мятеж». К концу дня защитники «Белого дома» заявили о прекращении сопротивления. А.В. Руцкой, Р.И. Хасбулатов и другие руководители вооружённого со- противления были арестованы, но в начале следующего года вместе с участниками событий августа 1991 г. были амнистированы.

По официальным данным, в ходе трагических событий 21 сен- тября – 4 октября 1993 г. погибло свыше 140 человек. Эти события подвели черту под более чем 70-летней историей советской власти и обозначили переход к новой форме государственного устройства: система Советов в стране была упразднена, а утвержденная позже но- вая Конституция охарактеризовала Россию как республику, во главе которой стоит президент с очень широкими полномочиями*, пред- ставляющий собой, по сути, отдельную ветвь власти.

При этом новая Конституция формулирует равноправие лишь трёх ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Представительным и законодательным органом власти стало Феде-

ральное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федераций (верх- няя палата) и Государственной Думы (нижняя палата). Государствен- ная Дума принимает законы, которые после рассмотрения и одобре- ния их Советом Федерации передаются на подпись президенту.

Исполнительную власть представляет собой правительство, на деятельность которого, начиная с формирования его состава, решаю- щее влияние оказывает президент. Судебную власть представляет Конституционный суд (рассматривает дела о соответствии Конститу-

* Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики, осуществляет руководство внешней политикой, принимает решение об отставке пра- вительства, формирует и возглавляет Совет Безопасности, является Главнокоман-

дующим Вооруженными Силами страны. Он также принимает участие в законотвор-

честве, использует право законодательной инициативы, право «вето» и т.д.


ции и федеральных законов), Верховный суд РФ (высший судебный орган по гражданским, уголовным и административным делам), Выс- ший арбитражный суд РФ (разрешает экономические споры), а также целая система судебных органов для рассмотрения дел на местах.

По Конституции 1993 г. в состав России вошло 89 субъектов с разными государственно-правовыми статусами: 21 республика, 49 об- ластей, 2 города федерального значения, 6 краев, 9 автономных окру- гов, 1 автономная область)*. Перестройка государственной власти в целом завершилась принятием в 1993 г. Конституции РФ и подписа- нием с субъектами федерации договоров о разграничении полномо- чий. Эта новая система предусматривала построение трехуровневой структуры управления: 1) центральная государственная власть, 2) ре- гиональная власть субъектов федерации, 3) органы самоуправления населения.

Новая Конституция РФ упорядочила политические отношения внутри страны и несколько ослабила остроту противоречий между курсом реформ президента и оппозицией. Однако расхождения меж- ду ветвями власти всё равно возникали.

В декабре 1993 г. состоялись выборы в Государственную Думу. По новому положению о выборах в Думу избиралось на основе сме- шанной системы 450 депутатов: половина депутатов – по мажоритар- ной системе относительного большинства, а вторая половина – на ос- нове системы пропорционального представительства политических партий по общефедеральному избирательному округу. Используется система закрытого списка.

В результате выборов места в Государственной Думе распреде- лились между кандидатами восьми крупнейших партий и объедине- ний, среди них ЛДПР, КПРФ, Выбор России, Аграрная партия и др. Выборы показали, что авторитет реформаторских сил несколько упал. Это можно объяснить разобщенностью демократических сил, просчётами в деятельности правительства и ростом недовольства в обществе результатами реформ, которые привели к падению жизнен- ного уровня большинства населения.

Особенно осложнилась обстановка в ходе выборов в Государст- венную Думу в 1995 г. В обществе усилилась оппозиция к правитель- ству и президенту Б.Н. Ельцину, укрепили свои позиции ЛДПР и

* В результате территориально-административных реформ к середине 2008 г. РФ ста-

ла состоять из 86 субъектов федерации.


КПРФ. По итогам выборов в Думу коммунисты и их союзники полу- чили более 150 мандатов. Председателем Думы был избран один из членов руководства Компартии – Г.Н. Селезнёв.

В 1996 г. началась подготовка к президентским выборам, и Ель- цин вновь выдвигает свою кандидатуру. Опросы общественного мне- ния показали падение его авторитета, рост влияния коммунистов и их лидера Г.А. Зюганова. Выборы состоялись 16 июня 1996 г. Но в пер- вом туре Ельцин набрал всего 35% голосов, Зюганов получил 32% голосов, т.е. шансы Б.Н. Ельцина и Г.А. Зюганова оказались почти равными. Во втором туре голосования Ельцин одержал победу, на- брав 53,7% голосов. Впервые в истории России глава государства был избран путем всеобщего тайного голосования.

Чем можно объяснить победу Б.Н. Ельцина? Политологи счита- ют, что результат борьбы зависел от голосов той части общества, ко- торая уже не поддерживала социалистические идеи, но и не могла принять те реформы, которые проводились в России. Всё зависело от того, на чьей стороне окажется эта колеблющаяся часть общества. Идеей избирательной кампании больного в то время Ельцина было формирование у избирателя упрощённого представления, что суще- ствует только два выбора – либо возврат к социалистическому про- шлому с его хроническими дефицитами и отсутствием свобод, либо сложный, долгий, но более перспективный курс на строительство ли- беральной рыночной, благополучной демократии. Социализм люди ещё помнили, и сказка, созданная предвыборной агитацией Ельцина, казалась более привлекательной. Кроме того, финансовую и инфор- мационную поддержку Ельцину оказали российские олигархи. Позже они получили значительные преференции, в том числе и в ходе так называемых залоговых аукционов, в течение нескольких лет корен- ным образом перераспределивших собственность в постсоветской России. Почти все значимые активы – нефть, банки, СМИ – в конце концов оказались в руках олигархов, приближенных к президенту.

Политическая ситуация 1998–1999 гг. отличается динамично- стью, нарастанием кризисов власти. Начало было положено роспус- ком правительства Черномырдина, что спровоцировало острый поли-

тический кризис в апреле 1998 г. Госдума только под угрозой своего роспуска утвердила С.В. Кириенко главой правительства. Но полити- ческий кризис не был преодолен. Это привело к смене нескольких глав правительства: с августа 1998 г. по август 1999 г. на этом посту сменяли друг друга Е.М. Примаков, С.В. Степашин и В.В. Путин.


В августе 1999 г. новый состав правительства сформировал В.В. Путин, не пользовавшийся в то время серьезной поддержкой в обществе. Но популярность В.В. Путина резко возросла в связи с из- менившейся обстановкой на Северном Кавказе. В августе 1999 г. вновь обостряется ситуация в Чечне в связи с вторжением чеченских боевиков на территорию Дагестана. Вторжение было отражено. Целая серия терактов прокатилась по городам России. Стало ясно, что суще- ствование террористического режима в одном из субъектов Россий- ской Федерации угрожает безопасности страны. Началась антитерро- ристическая операция федеральных сил в Чечне, которая развивалась более успешно, чем война 1994–1996 гг. Решительность премьера в реакции на события в Чечне способствовала повышению авторитета В.В. Путина. Это проявилось в ходе выборов в Государственную Думу

19 декабря 1999 г. Неожиданным стал успех правительственного блока

«Единство», а позиции коммунистов были ослаблены.

Таким же неожиданным событием стала и отставка президента Б.Н. Ельцина 31 декабря 1999 г. Обязанности и.о. президента были возложены на главу правительства В.В. Путина.

26 марта 2000 г. были досрочно проведены выборы Президента Российской Федерации. Большинство граждан России оказали под- держку В.В. Путину.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: