Структура и содержание личности

Личность - это системное качество, которое приобретает индивид во взаимо­действии с социальным окружением. Это взаимодействие проте­кает в формах общения и совместной деятельности, посредством которых осуществляется познание человеком окружающего мира. Это - саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека.

Личность - опосредующее звено, через которое внешнее воздействие связано со всеми психическими явлениями. Вместе с тем означает, что все психические процессы (внимание, память, мышление и т.д.) носят активный, избирательный характер, т.е. зависят от особенностей личности (мотивации, интересов, целей и т.д.).

Личность характеризуется:

1) преобразующей активностью, т.е. стремлением выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний;

2) направленностью, т.е. устойчивой доминирующей системой мотивов - интересов, убеждений, идеалов, вкусов и пр., в которых проявляют себя потребности человека;

3) глубинными смысловыми структурами (смысловыми динамическими системами, по Выготскому), обуслов­ливающими ее сознание и поведение и которые относительно устойчивы к вер­бальным воздействиям и преобразуются в деятельности совместной групп и коллективов (принцип деятельностного опосредования);

4) степенью осознанности своих отношений к действительности, которые проявляются через разнообразие взаимодействий, установок, действий и пр.

Личность как субъект активности обнаруживает себя в трех репрезентациях, но в реальной жизнедеятельности образующих 3-х слойное единое целое (рис. 1).

Во-первых, личность раскрывается в системе включенности индивида в пространство межиндивидных связей (1-й слой), где посредством возникающих взаимодействий и взаимоотношений, проявляется (или появляется) его индивидуальность. На этом уровне личность раскрывается через фиксацию другим человеком проявленных человеком особенностей и выступает как относительно устойчивая совокупность ее межиндивидных качеств или через симптомокомплексы психических свойств, образующих ее индивидуальность.

Во-вторых, личность отражается во внутреннем пространстве (2-й слой) посредством осознания своих физических возможностей и психических процессов, раскрываемых в зависимости от установок по отношению к другим в форме самооценки или создания имиджа самого себя. Основными компонентами этого уровня являются когнитивные (познавательные) и эмоциональные психические процессы (функции), которые развиваются не симметрично во времени и между которыми соответственно могут возникать сложные отношения в форме противоречий и конфликтов. Рассогласования возникающие на этом уровне, с одной стороны приводят к возникновению сознания, с другой данный феномен фиксирован в психологии в понятие «невротическая личность», «трудный ребенок» и пр. Вместе с тем, именно на этом уровне индивид создает и оформляет свои представления, установки, цели и мотивы, которые затем реализует на первом уровне. Эти процессы формируются в онтогенезе в рамках совместной деятельности, а затем управляются собственно личностью человека.

Третий слой - глубинный, раскрывается через открытие своего «Я», которое на ранних стадиях онтогенеза проявляется в речевой форме, а на более поздних в волевой, деятельностной форме.

Индивиду­альность проявляется в чертах темперамента, характера, привыч­ках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процес­сов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д.Нет двух людей с оди­наковым сочетанием указанных психологических особенностей - личность человека неповторима в своей индивидуальности. Подобно тому, как понятие «индивид» и «личность» не тож­дественны, личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество. Способность очень быстро «в уме» складывать и умножать большие числа, задумчивость, привычка грызть ногти и другие особенности человека выступают как черты его индивидуальности, но не входят с необходимостью в характеристику его личности.

Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, то они ока­зываются несущественными для характеристики личности инди­вида и не получают условий для развития.

 
 

Рис. 1. Структура личности

Как собственно личностные выступают только те индивидуальные качества, которые в наибольшей степени «втянуты» в ведущую для данной социальной группы деятельность или поведение. Так, например, ловкость и решительность, будучи чертами индивидуальности подростка, не выступали до поры до времени чертами его личности, пока он не был включен в спортивную команду или пока в дальнем туристском походе он не взял на себя обеспечение переправы через быструю и холодную речку. Индивидуальность есть только одна из сторон личности человека.

Поэтому, выделяя значимую для педагога (тренера) задачу осу­ществления индивидуального подхода к учащимся (или спортсмену), который пред­полагает учет их дифференциально-психологических особенно­стей (памяти, внимания, типа темперамента, развитости тех или иных способностей и т.п.), необходимо понимать, что индивиду­альный подход - это всего лишь аспект более общего - личностно­го подхода.

На протяжении всего времени развития группы ее участники раскрывают свои особенности в общении и поведении. Спо­собом представления самого себя является использование, например, простой модели раскрытий, названной «Окном Джогари» (рис. 2) в честь ее изобретателей Джозефа Лафта и Гарри Инграма (Luft, 1970). В соответствии с этой моделью можно представить, что каждый человек несет в себе как бы четыре «пространства» своей личности. «Арена» охватывает общие знания, те аспекты содержания (своего) «Я», о которых знаем и мы, и другие («пространство» личности, откры­тое для меня и для других). «Видимость» — это то, что мы знаем, а другие нет, как, например, тайный любов­ный роман или невыразимый страх, испытываемый перед авторитетным лицом, а также то, о чем мы не имели возможности рассказать, скажем, о хорошей оценке на экзамене (открытое для меня, но закрытое для других). «Слепое пятно» состоит из того, что другие знают о нас, а мы не знаем, например запах изо рта или привычка перебивать говорящего на середине слова (закрытое для меня, но открытое для других). «Неизвестное» — это то, что скрыто и от нас, и от других, включая скрытые потенциальные возможности развития (закрытое и не­доступное ни мне, ни другим людям).

Рис. 2. «Окно Джогари» (цит. По К. Рудестам. Групповая психотерапия. - М., 1993)

«Окно Джогари» показывает, что открытость во взаимоотношениях помогает решению групповых и инди­видуальных проблем и что расширять контакты — зна­чит, увеличивать «Арену». Когда участники группы встре­чаются впервые, «Арена» бывает небольшой, с разви­тием отношений взаимопомощи растет доверие к партне­рам, развивается способность быть самим собой в контак­тах с окружающими. Степень раскрытия, которую груп­па может себе позволить, зависит от уровня доверия, существующего в группе.

В зависимости от того, в какие взаимодействия вступает человек все индивидуальные качества разделяются на общечеловеческие и профессиональные.

К общечеловеческим можно отнести все те качества, которые фиксируют одним человеком в отношении другого. Приведем пример перечисления таких качеств, описанных в учебнике «Психология» (под ред. В.М.Мельникова, 1986).

Первую группу составляют природные свойства чело­века, которые определяют динамику психической деятельности. От них зависят следующие характеристики ее протекания: а) скорость возникновения и устойчивость психических процес­сов (скорость восприятия и мышления, длительность ощущений, яркость воображения и т. п.); б) интенсивность психических про­цессов (чувств, эмоций, воли т. п.); в) темп и ритм психической деятельности; г) направленность психической деятельности (на­пример, стремление к новым впечатлениям, широким контактам или, наоборот, отгороженность, погруженность в себя, в свои во­споминания). Наиболее ярко все эти особенности проявляются в непроизвольных реакциях: в мимике, пантомимике, жестах, раз­нообразных непроизвольных движениях и действиях.

Вторую группу составляют нравственные свойства че­ловека. Об этой стороне личности судят по действиям и поступ­кам, в них наиболее отчетливо проявляется и формируется нрав­ственный облик человека. Мировоззрение человека в форме убеждений, моральных норм и идеалов побуждает его поступать определенным образом. Систематически подчиняя свое поведение идеологическим требованиям, человек вносит в него коррек­тивы, постепенно формируя свою личность.

Третью группу составляют черты личности, которые проявляются в межличностных отношениях. Это, например, добросердечность, чуткость, справедливость, отзывчивость, тактич­ность, благородство, нежность, доверчивость и множество других аналогичных или противоположных свойств. Важнейшей чертой личности, выражающей отношение чело­века к другим людям, является общительность. Она характери­зует степень заинтересованности человека в коллективных видах деятельности. Другой важной чертой личности является гуманизм, т. е. чуткое, бе­режное отношение к людям. Эта черта проявляется в заботе о людях, стремлении найти в каждом человеке хорошее, ценное и положительное.

В четвертую группу входят черты личности, отража­ющие отношение человека к самому себе: требовательность, са­мокритичность, гордость, уверенность в себе, чувство неполно­ценности, хвастливость, зазнайство, самомнение и другие, свя­занные с самооценкой личности. Самооценка является одной из важнейших сторон самосозна­ния человека. Произвольно или непроизвольно, общаясь с дру­гими людьми, человек сравнивает себя с ними и находит у себя черты, которые роднят его с остальными людьми или отли­чают от них. Он начинает считать себя смелым, робким, честным, способным, удачливым и т. д. Качества, которые он себе при этом приписывает, не являются подлинными чертами его лично­сти, но позволяют выявить отношение к самому себе. Человек может недооценивать себя. Низкая самооценка выра­жается в таких чертах, как скромность, стеснительность, отсут­ствие чувства собственного достоинства и др. Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Неправильно считать всякое положительное отношение к себе отрицательной чертой. Отри­цательной чертой оно становится только в том случае, если соче­тается с переоценкой собственной личности. Так же и недооцен­ка собственной личности, самобичевание не всегда украшают че­ловека. Достойное, уважительное отношение к самому себе — очень ценное качество личности, если за ней стоят большие об­щественно значимые дела и ценные идеи.

В отношении к вещам, продуктам общественной деятельно­сти и материальным ценностям формируется и проявляется пя­тая группа черт личности. Это такие свойства, как щедрость или скупость, аккуратность или неряшливость, береж­ливость или расточительность и т. п. Особенно важно для харак­теристики человека его отношение к государственной и личной собственности.

Свойства характера, проявляющиеся в отношении человека к различным видам деятельности (учебе, труду, спорту и др.), со­ставляют шестую группу черт личности. В них, как в фо­кусе, находят свое отражение все стороны личности. Черты, характеризующие отношение человека к деятельности, тоже делятся на положительные и отрицательные. Положитель­ные черты - это трудолюбие, добросовестность, аккуратность, дисциплинированность и т. п. Наличие этих черт свидетельствует о том, что труд является для человека привычкой, настоятель­ной жизненной потребностью. Отрицательные черты - недисцип­линированность, лень, безответственность, формальное отноше­ние к деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: