Основные теории личности в отечественной психологии

В отличие от зарубежных теорий отечественная психология характеризуется в целом двумя направлениями, каждая из которых имеет свое основание.

Первая направление, в основном психолого-педагогическое, ориентировано на изучение и описание отдельных свойств человека, фиксируемых в чертах личности, с последующей организацией их в подструктуры (направленность, характер, способность, темперамент).

Второе – психологическое направление, опирается на деятельностный подход, разработанный А.Н.Леонтьевым, и ориентировано на выявление причин и механизмов образования характера, способностей и других проявлений личности.

В основу деятельностного подхода были положены следующие принципы:

1) принцип единства психики и деятельности, противопоставляющий отечественную психологию как различным вариантам психологии сознания, изучавшим психику вне поведения, например интроспективная психология, гештальтпсихология,так иразным натуралистическим течениям поведенческой психологии, исследующим поведение вне психики, например бихевиоризм, необихевиоризм;

2) принцип развития и историзма, введение которых в конкретные исследования с необходимостью предполагает исследование деятельности как движущей силе развития психики и формирования личности.

Основные характеристики деятельности - предметность и субъектность. Специфика предметной определенности деятельности в том, что объекты внешнего мира (и природы) воздействуют на субъекта не непосредственно, а лишь, будучи, преобразованными в процессе совместной деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. Она проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, в ее связи со значениями, фиксированными в предметах культуры, а соответственно в алгоритмах действия и понятиях, в ценностях, социальных ролях и норм поведения.

Субъектность деятельности выражается во-первых, в таких аспектах активности субъекта, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности. И, во-вторых, тем, что каждый образ имеет не только обще принятое значение, но и личностный смысл, т.е. «значение для меня» (мое значение), придаваемый мотивами или различными установками событиям, действиям и деяниям.

При анализе деятельности выделяются три плана ее рассмотрения:

1) генетический - в нем исходной формой любой человеческой деятельности является социальная совместная деятельность, а механизмом развития психики выступает интериориэация, в ходе коей происходит переход внешней по форме деятельности во внутреннюю деятельность;

2) структурно-функциональный - в основе такого рассмотрения деятельность дифференцируется либо на уровни строения, либо на отдельные компоненты с выделением их функций. При этом, этот аспект рассмотрения указывает на то, что в зависимости от места отражаемого объекта в структуре деятельности изменяются содержание психического отражения, уровень отражения (осознаваемый или неосознаваемый) и вид регуляции деятельности (произвольный или непроизвольный);

3) динамический — здесь при рассмотрении деятельности изучаются механизмы саморазвития деятельности и возникновение ее новых форм, а также - обусловливающие устойчивость целенаправленной деятельности в изменчивой реальности.

Использование категории деятельности как объяснительного принципа привело к разработке представлений о планомерном формировании умственных действий; о ведущей деятельности как основе периодизации развития психики; о деятельностном опосредовании межличностных отношений и пр.

Поэтому, в деятельностном подходе заложены основы того, что именно анализ системы деятельностей, реализующих жизнь человека в обществе, приведет к раскрытию такого многоуровневого системного образования как личность. Отечественные психологические школы формировались вокруг ведущих ученых - Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, Д.Н. Узнадзе, А.В.Петровского.

С теоретической точки зрения в теорию общей психологии вводится принцип личностного опосредования. Данное положение означает то, что все психические процессы: внимание, память, мышление и т.д. - носят активный, избирательный характер, т.е. зависят от особенностей личности (мотивации, интересов, целей, характера). С точки зрения изучения личности самой по себе - ее структуры, особенностей формирования и развития, самосознания и самооценки.

Л.С. Выготский - один из методологов психологии. Его концепция была названа культурно-исторической, потому что интерпретацию сознания и психических процессов можно было вывести только из культурно-исторических отношений, в которые вступает индивид с момента своего рождения. Л.С. Выготский формулирует две гипотезы: об опосредствованности высших психических функций, и о происхождении внутренней деятельности из внешней путем интериоризации.

Эксперименты, проведенные на разных функциях показали, что сначала овладение поведением происходит во внешнем (социальном) плане, в сотрудничестве со взрослым, а затем знаки и сами функции постепенно становятся внутренними. Этот закон носит название общего генетического закона культурного развития – «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва - социальном, потом - психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая. Это относится одинаково к произвольному вниманию, к логической памяти, к образованию понятий, и к развития воли».

Главная идея Выготского состояла в утверждении положения о развитии высших психических функций из природных, натуральных процессов, обеспечивающих выживание посредством потребления и адаптации организма к внешней среде.

Личность есть понятие социальное, она охватывает надприродное, историческое в человеке. Она не врожденна, но возникает в результате присвоения культуры данной исторической эпохи, и поэтому «личность» есть понятие историческое. Она охватывает единство поведения, которое ориентировано не на выживание и потребление, а на овладение социального опыта.

А.Н. Леонтьев - выдающийся отечественный психолог, организатор науки, создатель теории деятельности. Ведущим понятием его концепции является категория деятельности. Она рассматривается «как процесс, внутренние противоречия и трансформации которого порождают психику как необходимый момент его развития». Благодаря феномену деятельности, А.Н. Леонтьев преодолевает принцип непосредственности, согласно которому организм прямо реагирует на воздействия (стимулы), исходящие от среды.

Принцип предметности деятельности изменяет позицию субъекта в процессе взаимодействия с объектом, поскольку последний трактуется двояко: «первично - в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично - как образ предмета, как продукт психического отражения его свойства, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может».

Исходной и основной формой деятельности выступает деятельность внешняя, чувственно-практическая. В процессе исторического развития внешней деятельности возникают внутренние процессы, которые приобретают относительную самостоятельность и способность отделяться от практической деятельности путем интериоризации; существуют переходы и в противоположном направлении - от внутренней деятельности к внешней путем экстериоризации. Обе формы имеют общее строение.

В предметной деятельности выделяются относительно самостоятельные единицы - действия и операции. Во внутренней деятельности такими являются мотив, цель, условие. «Особенность анализа целостной деятельности, связанного с выделением ее единиц, состоит в том, что он направлен на раскрытие ее внутренних системных связей и отношений». При выделении таких единиц деятельности правомерно задать следующие три вопроса: «Ради чего совершается деятельность?» (мотив деятельности), «На что она направлена?» (цель), «Какими способами реализуется?» (средство).

Личность по Леонтьеву - внутренний момент деятельности. Ребенок становится личностью лишь как субъект общественных отношений. Понятие личности обычно сопоставляется с понятием индивида. «Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенность конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Индивид - продукт филогенетического и онтогенетического развития. Личность - относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека; она «производится», создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности».

Структура личности раскрывается им через понятие мотива и деятельности. Он утверждает, что «исходя из набора отдельных психологических или социально-психологических особенностей человека никакой «структуры личности» получить невозможно, что реальное основание личности человека лежит не в заложенных в нем генетических программах, не в глубинах его природных задатков и влечений и даже не в приобретенных им навыках, знаниях и умениях, в том числе и профессиональных, а в той системе деятельностей, которые реализуются этими знаниями и умениями».

Единицей анализа личности выступает личностный смысл как отражение в сознании человека отношения мотива к цели. Личностный смысл обычно соотносится с понятием значения. А.Н. Леонтьев утверждает, что значение не может быть использовано как единица анализа личности, поскольку действительность отражается в нем в независимой от индивида, личности форме. «Значение - это то обобщение действительности, которое кристаллизовано, фиксировано в чувственном носителе его - обычно в слове или в словосочетании.

По мнению Леонтьева, структура личности представляет собой относи­тельно устойчивую конфигурацию «главных, внутри себя иерархизованных, моти­вационных линий. Внутренние отношения главных мотивационных линий обра­зуют как бы общий «психологический» профиль личности». Все это позволяет Леонтьеву выделить три основных параметра личности: широта связей человека с миром (посредством его деятельностей); степень иерархизованности этих связей, преобразованные в иерархию смыслообразующих мотивов (мотивов-целей); общая структура этих связей, точнее мотивов-целей.

С.Л. Рубинштейн - выдающийся философ и психолог, занимавшийся проблемами психологии мышления и заложивший методологические основы психологии. В статье «Принцип творческой самодеятельности» он рассматривает познание не как созерцание, а как активную деятельность. На основе этой идеи он формулирует принцип единства сознания и деятельности.

«Утверждение единства сознания и деятельности означало, что надо понять сознание, психику не как нечто лишь пассивное, созерцательное, рецептивное, а как процесс, как деятельность субъекта, реального индивида, и в самой человеческой деятельности, в поведении человека раскрыть его психологический состав и сделать, таким образом, самую деятельность человека предметом психологического исследования». Рубинштейн специально отмечает, что не только деятельность влияет на личность, но и личность, имея право на выбор, занимает активную и инициативную позицию.

На первых этапах развития отечественной психологии введение понятия личностного принципа было связано с преодолением отрыва личности от сознания и деятельности. На этом этапе основной акцент делался на роли деятельности в развитии личности. Чтобы перейти от представления о личности как накопителе отдельных функций к исследованию личности как таковой, нужно было определить структуру личности.

Личность как целое, согласно С.Л. Рубинштейну, выражается через триединство:

- чего хочет человек (потребности, установки),

- что может (способности, дарования),

- что есть он сам (потребности и мотивы, закрепленные в характере).

Личность рассматривалась как высший уровень организации материи, как регулятор сознания по отношению к деятельности. Личность и ее психические свойства являются одновременно и результатом, и предпосылкой деятельности.

Б.Г. Ананьев - виднейший отечественный психолог. Как и в трудах других отечественных психологов, идея социальной детерминации личности занимает в концепции Ананьева одно из центральных мест. Социальный фактор рассматривается им опосредованно, через понятия социального статуса, социальной ситуации, образа жизни и прочее. Он наиболее тщательно исследовал проблему индивидуального развития человека. В этой комплексной проблеме он выделял понятия индивида, личности, субъекта, человека.

Личность рассматривается им как наиболее позднее образование по сравнению с индивидом. Это «связано с образованием постоянного комплекса социальных связей, регулируемых нормами и правилами, освоением средств общения и предметной деятельности. Подобно тому, как начало индивида - долгий и многофазный процесс эмбриогенеза, так и начало личности - долгий многофазный процесс ранней социализации индивида, наиболее интенсивно протекающий на втором-третьем годах жизни человека».

Ананьев считал, что в изучении человека как личности особо выделяются:

- статус лично­сти, т. е. ее положение в обществе (экономическое, политическое, правовое и т. д.);

- общественные функции, осуществляемые лично­стью в зависимости от этого положения и исторической эпохи;

- мо­тивация ее поведения и деятельности в зависимости от целей и цен­ностей, образующих внутренний мир;

- мировоззрение и вся совокуп­ность отношений личности к окружающему миру (природе, обществу, труду, другим людям, самому себе);

- характер и склонно­сти.

Вся эта сложная система субъективных свойств и качеств чело­века, его социально-психологических феноменов определяет его деятельность и поведение.

В.Н. Мясищев - психолог, психиатр, психотерапевт, разрабатывал психологию отношений. Он подчеркивал, что система общественных отношений формирует субъективные отношения человека ко всем сторонам действительности. Отношение - одна из форм отражения человеком окружающей его реальности. «Психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности».

Отношения личности - ее потребности, интересы, склонности являются продуктом взаимодействия человека с конкретной средой. Среди видов отношений он называет эмоциональное отношение, интерес и оценочное отношение. «Отношение - сила, потенциал, определяющий степень интереса, степень выраженности эмоции, степень напряжения желания или потребности. Отношения поэтому являются движущей силой личности».

Особый интерес вызывала у него проблема характера. Он определяет его как устойчивую в каждой личности систему отношений к разным сторонам действительности, проявляющуюся в типичных для личности способах выражения этих отношений в ее повседневном поведении. В структуре личности он выделял несколько планов. Первый - доминирующие отношения личности, второй - психический уровень, или уровень желаний и достижений, третий уровень - динамика реакций (или темперамент).

А.В. Петровский в своих исследованиях проводит и обосновывает личностный подход в психологии и трехфазную модель развития личности, включающую такие этапы как адаптация, индивидуализация и интеграция. Личностный подход, с его точки зрения, не ограничивается учетом индивидуальных особенностей психических процессов (мышления, воли, памяти и чувств), а нацелен на выявление представленности индивида в коллективе и коллектива в личности. В соответствие с этим понятием личность в психологии он обозначает «системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде».

Модель структуры личности составляют три подсистемы: внутрииндивидная (интраиндивидная), межиндивидуальная (интериндивидная) и метаиндивидную (надындивидную) подсистемы личности. В первую подсистему структуры личности входит системная организация ее индивидуальности, т.е. внутрииндивидная под­система, представленная в строении темперамента, характера, способностей человека, необходимая, но недостаточная для понима­ния психологии личности.

Внутрииндивидная и межиндивидуальная подсистемы не покры­вают все проявления личности. Поэтому автор выделяет третью составляющую структуры личности - метаиндивидную (надиндивидную). Личность при этом не только выносится за рамки органического тела индивида, но и перемещается за пределы его наличных, существующих «здесь и теперь» связей с другими инди­видами.В этом случае в центре внимания психолога оказываются «вклады» в других людей, которые субъект вольно или невольно осуществляет посредством своей деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: