– Дать представление о значении поддержания гигиенических условий в детском саду и дома для нормального развития организма дошкольника.
– Формировать представление о роли положительных гигиенических привычек для детей.
– Формировать негативное отношение к вредным привычкам.
– Воспитывать у детей потребность в активных движениях.
– Обеспечить знание детьми роли физической культуры и закаливания для сохранения здоровья.
– Знакомить детей с особенностями полового развития организма, осуществлять воспитательную работу по предупреждению ранней половой возбудимости.
– Организовать методическую работу с родителями с целью выполнения единства требований валеологического воспитания детей в детском саду и дома.
Оздоровительная направленность программы отражена в предлагаемых для изучения детьми темах:
1. Окружающий мир и здоровье (знакомство с окружающим миром, уход за комнатными растениями, домашними животными, птицами).
2. Личная гигиена, привычки и здоровье (этика общения, уроки Мой –
додыра).
3. Движение, закаливание, здоровье (физкультрецепты: пальчиковая гимнастика, утренняя гимнастика, осанка, упражнения в помощь работе сердца и легких).
4. Питание и здоровье (представление о роли витаминов, воды, о полезных продуктах, соблюдение правил приема пищи).
5. Моя семья и я (Я сам, какой Я, мое имя и пол, девочка – будущая мама, мальчик – будущий папа; психофизиологические особенности мальчиков и девочек 5–6 лет, умение дружить со сверстниками, забота родителей о детях).
«Пермячок». Авторы программы: Т. Э. Токаева, Л. В. Ворошнина, Е. М. Фадеева, г. Пермь, 2002 г. Программа дошкольного образования детей 5–6,5 лет, не организованных в образовательные учреждения.
Цель программы – развитие индивидуальности детей, не организованных в ДОУ, развитие их общих и специальных способностей, сохранение и укрепление физического и психического здоровья, обеспечение школьной готовности.
Задачи программы:
– обеспечение дошкольного образования детям 5–6,5 лет, не организованным в образовательные учреждения;
– создание педагогического процесса, качественно изменяющего воспитанников, ориентирующего их на обучение в школе, на здоровый образ жизни;
– организация своевременной коррекции и компенсации имеющихся у детей нарушений на основе выявления и развития задатков, способностей и возможностей, что, в свою очередь, основывается на оценке состояния здоровья, определении реабилитационного потенциала и уровня развития;
– развитие общих и специальных способностей детей, необходимых для усвоения содержания дошкольного образования, приобретения системы общечеловеческих ценностей, воспитания гуманного отношения к людям и самому себе и достижения готовности к школе;
– включение детей в педагогическое взаимодействие, систему сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями на основе развития индивидуальности детей и формирования их субъектной позиции в разных видах деятельности, в освоении способов социально-нравственного поведения.
Оздоровительная направленность программы проявляется через принципы построения образовательного процесса: гарантированности, гуманистической направленности, гибкости и динамичности, доступности и адресности, системного, целостного подхода, индивидуального подхода и учета индивидуальных возможностей, потребностей, интересов и творческого потенциала ребенка; обратной связи, преемственности дошкольного и начального общего образования, сотрудничества с семьей.
Выделен раздел программы «Развитие двигательных способностей и положительного отношения к своему здоровью».
В базисной части программы «Пермячок» имеется отдельная программа «Мир физической культуры и здоровья», целью которой является создание условий для полноценного физического и психического развития детей 5–6,5 лет как во время занятий в образовательном учреждении, так и в семье; укрепление индивидуального здоровья, оказание помощи в становлении их самостоятельности в процессе познания себя, освоении культуры здоровья; приобщение дошкольников к здоровому образу жизни в условиях Пермского региона, формирование привычки к закаливанию и физической культуре, выполнению правил безопасности жизни.
Предусмотрено: формирование у ребёнка представлений о себе, своём здоровье и физической культуре;
– навыков здоровья и физической культуры;
– отношения ребёнка к себе, своему здоровью и физической культуре.
Представлена примерная система физкультурно-оздоровительной деятельности и воспитания культуры здоровья в семье старшего дошкольника.
Содержание физического и валеологического воспитания ребёнка отражено в 3 разделах программы.
I. Формирование представлений ребёнка о себе, своём здоровье и физической культуре:
– Я – человек.
– Я открываю мир движений.
– Я осваиваю гигиену и этикет.
– Я учусь правильно организовывать свою жизнь.
– Я учусь охранять свою жизнь и здоровье.
II. Формирование навыков здоровья и физической культуры:
1. Развитие двигательных умений и навыков.
2. Развитие двигательных способностей.
3. Формирование навыков отдыха и социальной безопасности.
III. Воспитание отношения ребёнка к себе, своему здоровью и физической культуре.