Оздоровительные:
– обеспечение качественной работы дошкольных учреждений по укреплению здоровья детей;
– охрана и укрепление здоровья ребенка с целью нормального функционирования всех органов и систем организма;
– обеспечение своевременного и полноценного физического развития;
– обеспечение бодрого уравновешенного состояния ребенка.
Воспитательные:
– обеспечение социального формирования личности ребенка, развитие его творческих сил и способностей;
– воспитание культурно-гигиенических навыков.
Образовательные:
– обеспечение усвоения систематизированных знаний;
– формирование двигательных умений и навыков;
– развитие двигательных способностей.
Оздоровительная направленность программы выражена в принципах программы:
– принцип фасцинации (очарование) – специально организованное вербальное воздействие;
– принцип синкретичности (в психологии – соединение, объединение) направлен на установление в двигательной сфере синкретических связей, с помощью которых ребенок постигает для себя значение физических упражнений, природу их внедрения;
– принцип творческой направленности, который способствует самостоятельному созданию ребенком новых движений.
Программа называется психолого-педагогической системой «Очарование». Главным в ней является сотрудничество воспитателя и ребенка. Для этого необходимо соблюдать следующие требования:
– умение очаровать ребенка (детей) собой, своей личностью, своим внешним видом;
– очаровать ребенка им самим;
– развивать в детях способность очаровываться друг другом;
– проявлять интерес к окружающим предметам, действиям с ними, физическим упражнениям и движениям;
– на этом фоне общего очарования создавать, творить себя, движения, действия, совместно дополняя друг друга и совершенствуясь.
Еще одно правило – адаптирование к технологии «Очарование». Для этого необходимо:
– нагрузка по физическим, умственным объемам должна соответствовать общему физическому, умственному сенсорному, психическому состоянию детей на данном занятии, на данный отрезок времени занятия;
– наличие сюрпризного момента;
– использование на занятиях различных предметов, природного материала, овощей, фруктов, животных, природных явлений;
– моменты экспромта на занятиях должны служить задачам воспитания;
– данная система требует естественности во всем: в поведении, в ситуации;
– большое внимание на занятиях отводится интеллектуальному развитию детей.
«Развивающая педагогика оздоровления». Авторыпрограммы: В. Т. Кудрявцев, доктор психологических наук, директор института дошкольного образования и семейного воспитания; Б. Б. Егоров, кандидат педагогических наук, зав. лабораторией того же института, 2000 г.
Цель программы – формирование двигательной сферы и создание психолого-педагогических условий развития здоровья детей на основе их творческой активности. На этой основе культивирование осмысленного отношения к собственному телу, его состояниям и возможностям.
Оздоровительная направленность программы выражается через две линии оздоровительно-развивающей работы:
– приобщение к физической культуре;
– развивающие формы оздоровительной работы.
Ребенок понимается как целостный духовно-телесный организм – средоточие, посредник и преобразователь значимых для него природно-социально-экологических связей.
Приобщение к физической культуре понимается как творческий процесс, как процесс проблематизации, инверсии, творческого преобразования двигательного опыта ребенка и эталонов движений.
Программа ориентирует на формирование двигательного воображения и осмысленной моторики. Уделяет большое внимание выразительности движений и их эстетическому оформлению.
Педагогика оздоровления рассматривается как комплексный гуманитарный подход, направление, оформляющееся на стыке возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии.
Принципы программы:
– принцип развития творческого воображнения;
– принцип формирования осмысленной моторики;
– создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при различных видах деятельности;
– формирование у детей способности к содействию и сопереживанию.
Общие приоритеты оздоровительной работы:
1. Культивирование у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью как единому целому; расширение на этой основе адаптивных возможностей детского организма.
2. Закрепление педагогом (медиком) эффектов отдельных оздоровительных мер в виде константных психосоматических состояний ребенка, которые далее могут воспроизводиться в режиме саморазвития.
3. Формирование психической (произвольной) регуляции жизненных функций организма путем развития творческого воображения.
4. Воспитание у ребенка способности к самосозиданию – «творению» собственной телесной организации в посильных для него формах.
5. Овладение детьми доступными навыками самоврачевания – психологической самокоррекции, а также психологической взаимопомощи в соответствующих ситуациях.
6. Активизация и развитие познавательного интереса к своему и чужому телу и его возможностям.
7. Развитие эмоционального сопереживания другим людям.
8. Превращение здорового образа жизни в норму посвседневного бытия взрослых и детей.
«Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». Автор программы – Н. Н. Ефименко, кандидат педагогических наук, доцент, Украина, 1999 г.
Цель программы – физическое воспитание здоровых детей и детей, имеющих особенности в развитии.
Задачи программы:
1. Оздоровительные (коррекционно-профилактические): содействие разумному физическому развитию ребенка, повышение жизнестойкости его организма, предупреждение и преодоление различных отклонений в двигательном развитии и здоровье детей.
2. Развивающие: развитие необходимых двигательных качеств.
3. Воспитательные: воспитание личностных качеств будущих Человеков Земли.
4. Общеобразовательные: ознакомление детей с основами Мироздания и Земного Бытия.
5. Обучающие: содействие естественному формированию основных движений у детей и организация условий для их совершенствования.
Оздоровительная направленность программы выражена в заповедях, отражающих новые подходы к физическому воспитанию детей:
1. Следуй логике природы. Педагогика должна быть естественной.
2. Физическое воспитание дошкольников должно происходить по развивающейся спирали.
3. Педагогический спидометр, или О так называемых общеразвивающих упражнениях (подбирай подготовительную часть занятия в соответствии с «эволюционной гимнастикой»).
4. Деление занятия на три части должно быть не формальным, а по физиологической сути.
5. «Театр физического воспитания дошкольников» (играя – оздоравливать, играя – воспитывать, играя – развивать, играя – обучать!).
7. «Двигательный портрет дошкольника «рисует» методика игрового тестирования».
8. Создай тренажеры сам.
9. Здоровье здоровых требует профилактики и коррекции.
10. Через движение и игру – к воспитанию Человека будущего: комплексная педагогика жизни.
Автор предлагает девять основных двигательных режимов:
I. Плавательный.
II. Лежачий.
III. Ползательный.
IV. Сидячий.
V. Стоячий.
VI. Ходьбовый.
VII. Лазательный.
VIII. Беговой.
IX. Прыжковый.
Учебный год предлагается поделить на три части, три условных круга, три ступени, в рамках которых меняются двигательные режимы.
В программе 7 разделов:
1. Как по-новому планировать физическое воспитание дошкольников.
2. Планы-сценарии занятий по физической культуре.
3. Музыкальное сопровождение в дошкольной педагогике (на примере физического воспитания).
4. Цветовое сопровождение в дошкольной педагогике (на примере физического воспитания).
5. Горизонтальный пластичный балет.
6. Физкультурный праздник.
7. Через движение и игру к воспитанию человека будущего: комплексная педагогика жизни.
«Расти здоровым». Программа для детей дошкольного возраста. Автор – Г. А. Воронина, кандидат биологических наук, доцент, ВятГГУ, г. Киров, 1997 г.