double arrow

Примерное распределение основных движений


Программный материал Количество движений по кварталам За год  
I II III IV
2–я младшая группа
1. Ходьба, бег, упражнения на равновесие          
2. Прыжки
3. Броски
4. Лазание и пролезание          
Средняя группа
1. Ходьба, бег, упражнения на равновесие      
2. Прыжки
3. Броски
4. Лазание и пролезание          
Старшая группа
1. Ходьба, бег, упражнения на равновесие          
2. Прыжки
3. Броски
4. Лазание и пролезание          
Подготовительная к школе группа
1. Ходьба, бег, упражнения на равновесие          
2. Прыжки
3. Броски
4. Лазание и пролезание    
             

В плане-графике все упражнения одного занятия обозначаются буквами, например: у –учить (упражнение разучивается впервые), п–повторить (упражнение повторяется в том же варианте, что и на прошедшем занятии), ссо­вершенствовать (упражнение повторяется с ус­ложнениями).




В плане-графике следует предусматривать, что одна часть занятия от­водится на обучение какому-либо упражнению, а остальные – на повторе­ние и закрепление других упражнений. Подвижные игры должны подби­раться в соответствии с содержанием занятия. Если на занятии выполняются упражнения с большой нагруз­кой, то подвижная игра подбирается более спокойного характера. И на­оборот, после упражнений статичного характера вы­бирается более интенсивная подвижная игра. Игры также обозначаются буква­ми: у, п, с.

Предложенный вариант планирования программного материала по физическому воспитанию детей по­могает получить представление об учебном процессе по разучиванию с детьми основных движений. Педагог должен подходить к планированию творчески, составляя план в соответствии с конкретными условиями работы.

По физическому воспитанию разрабатывается календарное планирование, в котором излагаются физкультурные мероприятия на каждый день недели с утра до вечера. Указываются только те упражнения, которые в течение текущей недели дети будут выполнять на утренней гимнастике, на физкультурных занятиях, во время подвижных игр, и упражнений, применяемых во время прогулки; называются инвентарь и оборудование, в том числе и для самостоятельных занятий физическими упражнениями. В плане указывается, в какие дни будут изучаться и совершенствоваться основные движения, перечисляются мероприятия по работе с родителями: тематические беседы о физическом воспитании, подготовке детей к школе, об укреплении их здоровья и дома и т. п.



В календарном плане указывается номер ком­плекса утренней гимнастики, который назначается на данную неделю, если со­держание комплексов записано в отдельной тетра­ди. Кратко записывается комплекс упражнений, если комплексы разрабатываются только на неделю. Д. В. Хухлаева предлагает следующую форму плана работы на неделю (табл. 11):

Таблица 11

План работы по физическому воспитанию на неделю

Формы работы, виды деятельности   Дни недели
  Понедель– ник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
  Содержание работы и время в минутах
1..........              
2............              
3.........              
                   

В первой графе записываются все формы работы с детьми по физической культуре на каждый день с утра и до вечера в дошкольном учреждении, а в субботу и воскресенье – в семье.

На утро, до завтрака, планируют подвижные игры со всей груп­пой, индивидуальные занятия и самостоятельную двигательную деятельность детей. Назва­ния подвижных игр, упражнений записываются на каждый день недели с указанием физкультурного инвентаря, ко­торый будет использоваться детьми в самостоятельной двига­тельной деятельности; приводится комплекс утренней гимна­стики, намеченный на данную неделю.



При планировании физкультурных занятий указываются зада­чи основной части, перечисляются упраж­нения.

При планировании подвижных игр перечисляются психофизи­ческие качества, развиваемые в них.

Планируются физкультминутки на занятия, требую­щие высокой умственной активности от ребенка, а также физкультпаузы в перерыве между ними.

Для дневной прогулки приводятся названия подвижных игр, задачи и содержание спортивных упражнений и игр в соответствии со временем года.

И. Рауцкис ре­комендует записывать в специальной тетради развернутый план усвоения спортивных упражнений, в котором они указываются, в порядке очередности выполнения на дан­ный день.

Работу по физическому воспитанию планируют во взаимосвязи с дру­гими видами деятельности. Так, на прогулках планируется вид подвижных игр, содержание фи­зических упражнений, физкультурный инвентарь для самостоятель­ной двигательной деятельности.

После дневного сна планируются закаливающие процедуры, воз­душные ванны, обливание ног, душ. Поэтому в плане приводят темпера­туру воздуха, воды, продолжительность мероприятия, номер его плана-конспекта.

После полдника планируют подвижные самостоятель­ные игры и упражнения, физкультурный досуг.

Вечером в круглосуточных группах и в семье планируются под­вижные игры и самостоятельная двигательная деятельность ребен­ка. В план включается соответствующая запись, с рекомендациями для родителей.

На субботу и воскресенье планируется индивидуальная работа дома и предлагаются рекомендации для роди­телей.

На основе такого плана на неделю составляются планы-конспекты физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижной игры и других форм работы по физическому воспитанию.

В учебных целях Д. В. Хухлаева предлагает развернутые планы-конспекты физкультурных занятий, утренней гимнастики, под­вижных игр.

План-конспект физкультурного занятия составляется следую­щим образом:


План-конспект физкультурного занятия

для детей ... группы детского сада

Дата проведения _______________

Время проведения

Место проведения

Количество детей

Физкультурный инвентарь, атрибуты, игрушки (перечень и количе­ство) ________________________________________

Задачи занятия_____________________________________________________

Фиксируются только те задачи, которые решаются в основной части занятия и записываются в краткой и конкретной формулировке. Снача­ла записывают образовательные задачи, направленные на разучивание, закрепление и совершенствование упражнений; на развитие физических способностей, выделяя приоритетное.

Оздоровительные и воспитательные задачи записывают только в том случае, если педагог считает необходимым обратить на них особое внимание (табл. 12).

В первой графе «Части и содержание занятия» записывают названия частей занятия и физи­ческие упражнения в последовательности их изучения на занятии. Записывают название подвижной игры, указывают физические упражнения, которые входят в нее (бег и др.). Описание общеразвивающих упражнений ведется по пра­вилам терминологии, принятым в гимнастике.

В графе «Дозировка» обозначается количество повторений уп­ражнений (6 раз) или время, отводимое на выполнение упражне­ний (40 с), или расстояние для ходьбы, бега (10 м).

Таблица 12

Форма записи содержания и методики проведения физкультурного занятия

при составлении плана-конспекта

Части и содержание занятия, название упражнений Дози- ровка   Темп   Дыха-ние   Организационно-методические указания     Примечания  
                     
-                      
           

В графе «Темп» указывается темп выполнения упражнений: мед­ленный, быстрый; если упражнение выполняется в умеренном темпе, то слово «умеренный» не записывают.

При подготовке воспитателя к проведению откры­того занятия составляется подробный конспект, в котором подробно записывается методика проведения физических упражнений.

В графе «Примечания» предусматривают возможные изменения, которые могут произойти во время занятия, а после занятия, если изменения были внесены, они записываются с указанием причин.

4.4. ДИАГНОСТИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

И СЕНСОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Для того, чтобы правильно строить процесс физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), вносить в него коррективы, оценивать изменения, происходящие в двигательной подготовке детей, необходима регулярная диагностика физической подготовленности и сенсомоторного (чувствительно-двигательного) развития каждого ребенка.

Термин «диагностика» происходит от греческого слова «диагноз» – распознавание. Вначале этот термин был распространен в медицине, а в настоящее время используется в различных сферах деятельности. В педагогическом контроле правомочным является термин «педагогическая диагностика», и в физическом воспитании данный термин используется для обозначения контрольных мероприятий в виде упражнений-тестов для выявления эффекта педагогически направленных воздействий с помощью физических упражнений и регистрации изменений в состоянии обучаемых, воспитуемых. К основным сенсомоторным координациям относят зрительно-моторную (прорабатывается и проявляется в плавании, ползании, лазании, в ходьбе и беге), слухо-моторную (прорабатывается и проявляется при изменении движений в ответ на звук) и ритмическую (прорабатывается и проявляется в музыкально-ритмических движениях).

Для детей дошкольного возраста разработана система диагностики физической подготовленности, складывающаяся из различных упражнений, в том числе и тех, которые связаны с сенсомоторикой, но при использовании такого диагностического комплекса упражнений следует учитывать ряд особенностей, обусловленных развитием и формированием движений у детей. Н. Т. Лебедева, Н. А. Ноткина, Э. Я. Степаненкова, М. А. Рунова и другие выделяют внутренние и внешние факторы, которые оказывают влияние на количественные и качественные характеристики движений детей.

ВНУТРЕННИМИ ФАКТОРАМИ СЧИТАЮТСЯ:

1. Этапы созревания различных органов и систем организма.

2. Врожденные двигательные способности.

3. Индивидуальные особенности конституции.

4. Особенности нервной системы.

ВНЕШНИМИ ФАКТОРАМИ СЧИТАЮТСЯ:

1. Среда.

2. Особенности процесса обучения и воспитания.

Остановимся на рассмотрении этих факторов подробнее.

ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ:

1. Созревание органов и систем

Общеизвестно: то или иное движение появляется у ребенка в различные сроки, что связано с особенностями созревания систем, обеспечивающих это движение (ползанье – 6–7 месяцев, ходьба – к 1-му году, бег на 2-м году и т. д.). Кроме того, сроки появления движений индивидуальны у каждого ребенка. Особенности выполнения движений (отклонения от стандартной техники и количественные параметры) тоже связаны с возрастными особенностями детей. Это обусловлено как естественным развитием моторики индивида, так и искусственной выработкой двигательных координаций. В естественном онтогенезе моторики происходит анатомическое дозревание центрально-нервных образований, которое заканчивается в раннем возрасте ребенка к 2–2,5 годам. Функциональное дозревание координаций, обусловливающих моторику ребенка, происходит позднее полового созревания (А. С. Большев, Ю. Р. Силкин, И. К. Шилкова и др.). Поэтому то, чему научится подросток, недоступно дошкольнику, а то, что может освоить дошкольник, не даст результата, если это осваивать в 15–20 лет.

По количеству выполняемых движений, готовности к их совершенствованию мы можем говорить о моторной зрелости ребенка, которая определяется как «качественный критерий достаточности мышечной деятельности». Это своего рода «степень биологического созревания нервно-мышечной системы» (Лебедева Н. Т., 1993, с 65). По этому показателю более быстрое моторное созревание отмечено у девочек, чем у мальчиков (особенно это выражено у 6-летних детей).

Степень моторного созревания оценивается по формированию различных видов координации:

1. Статической координации корпуса.

2. Динамической координации в целом и рук.

3. Координации одновременности.

4. Координации скорости и движений.

5. Отчетливости изолированного движения.

Так, статическая координация – это способность сохранения равновесия в позах (сохранение позы).

Измеряется с помощью упражнений, выполняемых на уменьшенной площади опоры (стояние на носках обеих ног с различными положениями рук, стояние на одной ноге с открытыми и закрытыми глазами, удерживание равновесия на правой и левой ногах).

Динамическая координация в целом измеряется способностью к удерживанию равновесия при передвижениях.

Используются движения с поворотами, ходьбой, бегом, прыжками, наклонами, перекатами, танцевальными движениями, упражнениями в лазании, в перелезании, в переползании.

Динамическая координация рук характеризует наличие навыков метания в цель, ловлю мяча, удержание в равновесии бруска. Измеряется в этих движениях.

Упражнения на скорость движений – это движения, требующие максимальной скорости выполнения: беговые, эстафетные игры, выполнение различных движений правой, левой, двумя руками.

Одновременность движений выражается и измеряется в согласованных, одномоментных движениях рукой или ногами либо двумя руками; ходьбой с хлопком в ладоши в такт с левой и правой ногами; в одновременных упражнениях двумя руками.

Отчетливость изолированного движения отражает уровень сформированности дифференцировочного торможения. Измеряется разнообразными изолированными движениями рукой, кистью, пальцами рук, вращательными движениями пальцев рук около друг друга; попеременными сжиманиями в кулак кистей вытянутых рук; изолированными движениями ногой в голеностопном суставе.

Следует отметить, что моторное развитие связано с состоянием здоровья. Такую оценку должны давать педагог и врач.

Кроме того, необходимо учесть еще такое положение, что не у всех детей моторное развитие (степень моторной зрелости) находится в соответствии с календарным (паспортным) возрастом ребенка. По степени соответствия моторного развития календарному возрасту ребенка можно говорить о двигательном возрасте.

Двигательный возраст не идентичен моторной зрелости, так как двигательный возраст может быть либо ниже календарного (ребенок отстает в двигательном – моторном развитии), либо выше календарного возраста (ребенок опережает в двигательном развитии). Если двигательный возраст соответствует календарному, тогда можно говорить о моторной зрелости ребенка на каком-либо возрастном этапе дошкольного детства.

2. Врожденные двигательные способности

Под термином «двигательные способности» подразумеваются те свойственные человеку возможности, реализуемые в двигательной деятельности, основу которых составляют физические качества.

Каждый человек обладает врожденными двигательными способностями к тому или иному виду движений.

Врожденные двигательные способности обусловлены генетическими задатками, особенностями телосложения, типом высшей нервной деятельности, уровнем аэробных и анаэробных возможностей, соотношением быстрых и медленных волокон в скелетных мышцах, то есть морфо-функциональными особенностями и биоритмами.

Есть в спортотборе термин «генетическая специализация человека в сфере двигательной деятельности». У человека она пластична. Поэтому врожденные способности человека очень велики.

3. Индивидуальные особенности конституции

Люди различаются по форме тела. Такие различия имеют древнее происхождение, зависят от пола человека, от общих размеров и форм всех частей тела, вплоть до формы мизинца. Здесь выделяют тотальные размеры – длина тела, масса, объем грудной клетки, объем и поверхность всего тела.

Пропорции тела – соотношения отдельных его частей. По соотношениям длины, массы, объема груди принято оценивать уровень физического развития человека.

От типа телосложения зависят функциональные возможности человека и даже предрасположенность к заболеваниям. Люди плотного телосложения больше добиваются успеха в скоростно-силовых упражнениях, более «сухие» – в упражнениях на выносливость. Однако повысить свою физическую работоспособность, добиться гармонического телосложения может каждый человек.

Дети дошкольного возраста тоже различны по этим признакам. Так, среди одногодков есть дети разного роста, разной полноты. Детей дошкольного возраста следует делить по антропометрическим показателям (веса и роста) на Б – большие, С – средние, М – маленькие. Среди них – переходные типы: СБ – среднебольшие, СМ – среднемаленькие. Дети последних двух типов требуют большего внимания и более частого контроля (В. Губа и др.).

4. Особенности нервной системы

Дети с возбудимым сильным уравновешенным типом нервной системы (сангвиники) быстрее овладевают техникой физических упражнений, успешно решают двигательные задачи, но не всегда любят повторять однообразное упражнение, теряют интерес к повторению освоенного. Требуется несколько обновлять, варьировать движения и условия их выполнения для поддержания интереса и выработки устойчивых навыков.

Дети с сильной, уравновешенной, малоподвижной нервной системой медленно овладевают сложными по координации движениями. Многократное повторение не снижает у них интереса, навыки вырабатываются долго, но становятся устойчивыми.

Для детей сильного, возбудимого, безудержного типа овладевание сложными движениями не представляет труда. Однако в силу того, что дети этого типа нетерпеливы, суетливы, не доделав одного, переходят к другому, то за ними необходим постоянный контроль. Формирование устойчивых навыков у них затруднено.

Дети со слабым типом нервной системы не испытывают интереса к сложным видам деятельности и слабо владеют техникой.


ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ

1. Среда

С первых недель жизни необходимо создавать условия (двигательную среду), обеспечивающие полноценное физическое и психическое развитие ребенка. Человека (ребенка) окружает среда биологическая – живая природа (живые организмы) и неживая, то есть природные и климатические условия, в которых мы живем, протекающие в них химические и физические процессы. Кроме того, ребенка окружает среда социальная: общественные, материальные, духовные условия существования.

Социальная среда в широком смысле (макросреда) охватывает общественно-экономическую систему, общественное сознание и культуру данного общества.

В узком смысле (микросреда) – включает непосредственное социальное окружение человека (семья, ближайший коллектив).

Среда оказывает решающее воздействие на формирование и развитие личности, то есть лучшим образом организованная среда, как природная, так и социальная, способствует лучшему развитию ребенка. Дети, растущие в разных условиях, покажут разный результат физического развития и физической подготовленности.

2. Особенности процесса обучения и воспитания

Правильно построенные процессы обучения и воспитания позволяют получить более высокие результаты. На этот фактор оказывают влияние и личность педагога, и его владение методиками. В группе могут быть дети, которые обучались физическим упражнениям и которые не обучались либо обучались по другим методикам (более эффективным или менее эффективным). Это особенно может проявиться при диагностике групп разных педагогов.

Таким образом, организуя диагностику физической подготовленности, оценивая и анализируя результаты детей, педагогу следует учитывать все указанные факторы.

Оценка физической подготовленности детей производится с помощью контрольных упражнений. Для этого в практике физического воспитания дошкольников разработана стандартизированная система таких упражнений.

С помощью этих упражнений оценивают:

а) степень сформированности двигательных умений и навыков на основе анализа качественных показателей:

б) уровень развития физических качеств на основе анализа количественных показателей.

Контрольные упражнения, используемые с целью диагностики физической подготовленности детей, следует считать тестами (упражнениями, имеющими строгую методику проведения и измерения).

Контрольные испытания следует проводить не реже 2 раз в год – осенью и весной. В литературе все контрольные упражнения имеют определенные количественные нормы, на которые ориентируются педагоги. Но определенные проблемы при соотнесении результатов возникают, так как зачастую норматив выражен в конкретной цифре. Необходим размах показателей, что позволит на основе таких критериев точнее выразить уровень подготовленности ребенка. Сравнение полученных и литературных нормативов обязательно. Обязателен точный учет возраста ребенка. Допустимо сравнение исходных и итоговых показателей, полученных у обследуемых детей.

Нами предлагаются следующие контрольные упражнения, представленные в таблице, а также меры измерения показателей и те физические качества, уровень которых оценивается (табл.13).

Таблица 13

Контрольные упражнения для оценки физической подготовленности

детей дошкольного возраста

№ п\п Упражнение Возраст Мера измерения Физическое качество
  1. Ходьба 10 м а) Бег 10 м   б) Бег 30 м 3–7 лет Сек.   Сек   Сек. Быстрота (скорость). Быстрота (скорость) у детей 3–5 лет, скоростная выносливость у детей 6–7 лет
Прыжок в длину с места 3–7 лет См Сила мышц ног (разгибателей), а также скоростно-силовые качества
Бросание набивного мяча (1 кг) из-за головы 3–7 лет См Сила мышц плечевого пояса, а также скоростно-силовые качества
Прыжок а) в длину с разбега б) в высоту 7 лет   См Сила мышц ног, а также скоростно-силовые качества
Поднимание и опускание туловища в положении лежа на спине 3–7 лет Кол-во повторений (раз) Оценка уровня развития силовой выносливости сгибателей и разгибателей спины
Удержание туловища в положении лежа на животе («Рыбка») 3–7 лет Сек. Оценка уровня развития силовой выносливости мышц разгибателей
Метание мяча а) в вертикальную б) горизонтальную (цель) 3–7 лет Кол-во раз Ловкость (оценка точности движений)
Прыжок с поворотом направо и налево 3–7 лет Градусы Ловкость (динамическое равновесие)
Бег с поворотом а) (2x5 м) б) (3х10 м) 3–7 лет   5–7 лет Сек (разница между результатами в беге с поворотом и в беге на 10 или 30 м Ловкость, скоростные качества
Непрерывный бег в равномерном темпе 3–7 лет Продолжительность бега в мин. или в м Общая выносливость
Наклон вперед, стоя на гимнастической скамейке 3–7 лет См Гибкость
Стойка на носках с закрытыми глазами 3–7 лет Сек Статическое равновесие
Выкрут с гимнастической палкой 3–7 лет См Гибкость (степень подвижности плечевых суставов
Подтягивание 7 лет Количество раз Сила
Шпагат 3–7 лет   Гибкость

Все приведенные нами упражнения должны проводиться в специально оборудованных местах: спортивный зал, площадка, детский стадион. Каждое контрольное упражнений следует организовывать по специальной методике, а его результат фиксировать в протоколах обследования детей. Данные контрольных упражнений анализируются специалистом по физической культуре в ДОУ, воспитателем группы, методистом ДОУ и доводятся до сведения родителей. Обследование детей проводится 2 раза в год – осенью и весной, исходные и итоговые результаты обсчитываются, и выявляется степень достоверности их прироста. Такие данные также позволяют оценить и степень эффективности процесса физического воспитания детей (табл. 14).

Таблица 14







Сейчас читают про: