Современные подходы к преподаванию

― Это всё прекрасно, в данном году рекомендуется руководствоваться
учебными пособиями данного года. /В. П. Катаев, «Время, вперед!»/

Предлагаемый подход не является сколько-нибудь новым и оригинальным. Однако на русском языке публикаций, а тем более учебных пособий по данной теме нет.

Преподавателей из университетов стран Европейского союза в ходе программы Европейской комиссии «Lifelong Learning» учат — как использовать инструменты для совместной работы (наподобие вики) в своих преподавательских программах[57].

В ведущих университетах ряда стран новым элементом образовательного процесса является работа студентов в формате международной энциклопедии:

Ø студенты кафедры радиотехники МФТИ с 2008 года пишут в Русскую Википедию статьи по криптографии и защите информации [58];

Ø студенты Харьковского политехнического института с 2012 года пишут в Украинскую Википедию статьи по экономике [59];

Ø студенты Федерального университета Рио-гранде де Сул в Бразилии пишут в Португальскую Википедию статьи по физике [60];

Ø школьники Израиля (с первого по десятый класс) с 2013 года — по истории, географии и темам, связанным с Израилем [61];

Ø студенты Наньянского технологического университета в Сингапуре с 2010 года пишут статьи по информатике и лингвистике[62];

Ø с 2010 года университеты многих стран принимают участие в Образовательной программе Википедии (Wikipedia Education Program)[63], поощряющей преподавателей по всему миру делать написание статей в Википедии частью учебного процесса.

Таким образом, преподавание с помощью Википедии является примером успешного эксперимента. Как любой эксперимент, его можно повторить и даже обобщить. Гибкость вики-систем позволяет экспериментировать с новыми методами обучения: неограниченное сотрудничество внутри системы ведёт к непрерывному её улучшению и приспособлению к требованиям и запросам участников (Langlais, 2013).

Многие существующие подходы заключаются в том, что студентов учат азам работы в Википедии, предлагают на выбор несколько статей. Далее студент более или менее самостоятельно изучает тему и пишет статью в Википедии.

Обычно для работы преподаватели предлагают студентам выбирать статьи Википедии, связанные с изучаемым предметом. Например, для предмета «История родного края» целесообразно выбирать статьи, посвящённые историческим местам родного города или области.

Кроме серьёзной и большой работы по написанию статьи, есть ещё много не таких сложных видов работ, которые могут выполняться студентами в Википедии. Например, тренировка навыков правописания, исправление стилистических и грамматических ошибок. Небольшое задание, выполняемое в отдельной статье Википедии, называется «микрозаданием».

Микрозадания позволяют снизить высокий порог сложности работы в Википедии за счёт того, что в них студенту приходится овладевать каким-либо одним техническим навыком работы в системе. Предлагаемый далее подход можно рассматривать как одну большую работу по написанию статьи, разбитую на 16 взаимосвязанных микрозаданий.

В работе (Konieczny, 2012) предлагаются следующие микрозадания:

· проверить, являются ли надёжными библиографические источники, то есть являются ли издания авторитетными, а данные — достоверными;

· добавить ссылки на авторитетные источники (АИ);

· заменить ненадёжные АИ надёжными;

· написать рецензию на статью Википедии и разместить её на странице обсуждения статьи.

Подход

Особенностью и сутью предлагаемого подхода является бóльшая формализация методики написания статей. Это должно облегчать первый — самый трудный — этап работы студента. То есть, вместо того, чтобы браться за непосильную задачу — написать статью на заданную тему в Википедии, студенту необходимо выполнить много небольших взаимосвязанных несложных заданий, каждое из которых, будучи решённым, добавляет ещё один кирпичик в фундамент статьи. Такими кирпичиками становятся, например, задания: «найти научную литературу (книги, статьи) по заданной теме», «оформить библиографические ссылки» и так далее.

Выполнение всех заданий методики даст не здание, но именно фундамент, каркас будущей статьи. Основная часть работ (по времени и по объёму) будет после, но без фундамента здание не построить. Создание студентом этой заготовки статьи совершенно необходимо и даёт следующее:

Ø студент и преподаватель постепенно «погружаются» в новую тему[64];

Ø когда студент выполнит все задания методики, то преподаватель получает текст статьи и список литературы, с которыми уже можно работать содержательно. С этого момента начинается индивидуальная работа преподавателя со студентом, в ходе которой студент получает конкретные указания:

o в каком направлении развивать статью;

o какие есть пробелы и «белые пятна» в статье;

o какие моменты плохо описаны (противоречиво, неясно или слишком кратко).

Для обсуждения и выработки единого видения статьи студент и преподаватель используют стандартный для Википедии механизм — страницы обсуждений[65]. Такой механизм приносит много выгод и студентам, и преподавателю, так как работа со страницами обсуждения:

Ø учит студентов письменно излагать свои мысли;

Ø учит студентов письменно отстаивать свою позицию, если они не согласны с замечаниями коллег или преподавателя[66];

Ø позволяет документировать все замечания и недоработки, указанные преподавателем и другими студентами, рецензировавшими данную статью. Такой онлайн-протокол оказывается бесценным:

o для студента, если у него был длительный перерыв в работе над статьёй;

o для преподавателя, которого студент может спрашивать с перерывом в несколько месяцев — есть ли замечания к статье?

o для студента и преподавателя следующего семестра, если по каким-либо причинам работа предыдущего студента не была доведена до завершения. Статья студента, не получившего зачёт в предыдущем семестре, становится «заготовкой» для работы последующих поколений студентов.

Труднопреодолимой проблемой остаётся неизбывное стремление студентов откладывать работу на последний день. Благодаря «Списку наблюдений» (стр. 38) преподаватель легко видит, кто из студентов делает мало, а кто ещё не притрагивался к своей статье.

Необходимо заранее донести до студентов мысль, что даже в лучшем (невозможном) случае, когда у преподавателя не будет замечаний к статье, даже тогда последние два задания (рецензирование и получение статуса) потребуют каждое не меньше двух недель.

Чтобы снизить нагрузку на преподавателя на время сессии, можно попытаться ускорить не медленных, а работящих студентов, предложив им какое-либо послабление при досрочном написании статьи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: