Понятие коррупционных и иных преступлений против интересов государственной службы и государственного управления

Спецификой коррупционных и иных преступлений против интересов государственной службы и государственного управ­ления является совершение общественно опасных деяний людь­ми, призванными соблюдать и охранять законы.

Особенность коррупционных преступлений заключается в том, что они предполагают наличие двух сторон: во-первых, государственного служащего, использующего свое служебное положение, и, во-вторых, лиц, заинтересованных в том, чтобы государственный служащий в их пользу (или в пользу представ­ляемых ими организаций) совершил действия, противоречащие интересам службы1.

Широкая распространенность данных преступлений, кор­румпированность государственного аппарата заставляет зако­нодателя принимать строгие меры борьбы с коррупционными и иными преступлениями против интересов государственной службы и государственного управления.

Решение существующих законодательных и иных правоприменительных проблем в сфере борьбы с коррупционными и иными преступлениями против интересов государственной службы и государственного управления предполагает уяснение смысла и содержания понятий «коррупционные преступления» и «иные преступления против интересов государственной служ­бы и государственного управления», определение которых ос­ложнено отсутствием в законе и юридической литературе еди­ного подхода в рассмотрении этих вопросов.

Выявление специфических признаков рассматриваемых пре­ступлений и формирование на этой основе понятия коррупци­онного и иного преступления против интересов государствен­ной службы и государственною управления имеет важное зна­чение для установления наличия такого преступления, квали­фикации общественно опасных деяний, отличия смежных со­ставов преступлений, разграничения данных преступлений и иных правонарушений.

Уголовный кодекс, следуя принципу недопустимости отож­дествления государственной службы и службы в коммерческих организациях и общественных объединениях, предусмотрел две самостоятельные главы, в которых установил уголовную ответ­ственность за преступления против интересов государственной службы (гл. 13 УК РК) и преступления против интересов в ком­мерческих и иных организациях (гл. 8 УК РК).

Законом РК «О внесении изменений в некоторые законода­тельные акты Республики Казахстан по вопросам борьбы с кор­рупцией» от 25 сентября 2003 г. глава 13 УК РК получила наи­менование «Коррупционные и иные преступления против ин­тересов государственной службы и государственного управле­ния».

В связи с изменением законодательства возникла необходи­мость правильного определения понятия коррупционных и иных преступлений против интересов государственной службы и го­сударственного управления.

Решение рассматриваемых вопросов тесно связано с поня­тием коррупции, содержащимся в п. 1 ст. 2 Закона РК «О борь­бе с коррупцией» от 2 июля 1998 г.: «Под коррупцией в настоя­щем Законе понимается не предусмотренное законом приня­тие лично или через посредников имущественных благ и пре­имуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием сво­их должностных полномочий и связанных с ними возможнос­тей либо иное использование ими своих полномочий для полу­чения имущественной выгоды, а равно подкуп данных лиц пу­тем противоправного предоставления им физическими и юри­дическими лицами указанных благ и преимуществ»1.

Аналогично понятие коррупции рассматривается в законо­дательных актах некоторых стран СНГ.

Так, в статье 1 Закона Республики Беларусь «О мерах борь­бы с организованной преступностью и коррупцией» от 26 июня 1997 г. коррупция - это «умышленное использование лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций или лицами, приравненными к ним, своего служебного поло­жения и связанных с ним возможностей в целях противоправ­ного приобретения для себя или близких родственников иму­щественных или неимущественных благ, льгот и преимуществ, а также подкуп указанных лиц путем противоправного приоб­ретения для себя или близких родственников имущее! венных и неимущественных благ, льгот и преимуществ, а также подкуп указанных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами этих благ, льгот и преиму­ществ»2.

Близким к данному является определение коррупции в ст. 1 Закона Украины «О борьбе с коррупцией»: коррупция — это деятельность лиц, уполномоченных на использование функций государства, направленная на противоправное использование предоставленных им полномочий для получения материальных благ, услуг, льгот и иных преимуществ»3.

В Уголовном кодексе Киргизской Республики коррупция определена как самостоятельное преступление, характеризуе­мое как «умышленные деяния, состоящие в создании противоправной устойчивой связи одного или нескольких должност­ных лиц, обладающих властными полномочиями, с отдельны­ми лицами или группировками в целях незаконного получения материальных, любых иных благ и преимуществ, а также пре­доставление ими этих благ и преимуществ физическим и юри­дическим лицам, создающее угрозу интересам общества или государства»1.

На наш взгляд, диспозиция данной статьи УК Киргизской Республики носит общий характер, достаточно неопределенна, что позволяет трактовать ее очень широко, что, естественно, не будет способствовать эффективному ее применению.

Анализ юридической литературы показывает, что среди уче­ных нет единства мнений в характеристике понятия коррупции.

Так, А. Н. Агыбаев полагает, что коррупция в большей сте­пени «синтетическое, социальное и криминологическое поня­тие, чем уголовно-правовое, поэтому его надо рассматривать не как конкретный состав, а как совокупность родственных видов деяний». Поэтому, по мнению автора, уголовно наказуе­мая коррупция — лишь один из видов коррупции, под которой следует понимать «общественно опасные деяния, связанные с использованием должностными лицами или государственны­ми служащими, уполномоченными на выполнение функций государственной власти, управления органов правосудия, над­зора и контроля, а также лицами, наделенными действующим законодательством организационно-распорядительными или административно-хозяйственными полномочиями своего ста­туса по службе и связанных с ними возможностей для непред­усмотренного законом получения материальных, иных благ и преимуществ, а также противоправное предоставление им этих благ и преимуществ физическим и юридическим лицам»2. При этом, главное в коррупции, по мнению А. Н. Агыбаева, то, что она является катализатором организованной преступности, одной из необходимых составляющих ее среды обитания. По мнению Б. В. Волженкина этимологически термин «кор­рупция» происходит от латинского слова, означающего «пор­ча, подкуп». Поэтому автор считает, что коррупция — это «социальное явление, заключающееся в разложении власти, когда государственные (муниципальные) служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют свое положение, статус и авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения и в груп­повых интересах»1.

Авторы Комментария и постатейных материалов к Закону РК «О борьбе с коррупцией» пишут: «Коррупция представляет собой социально-правовое явление, обладающее многострук­турным и многоуровневым содержанием, в логический объем которого входит комплекс однородных видов общественно опасных деяний»2.

По мнению А. И. Долговой, коррупция - это «социальное явление, характеризующееся подкупом — продажностью госу­дарственных и иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных целях либо в узкогрупповых, корыстных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей»3.

М. О. Нукенов полагает, что «ядром коррупции является взяточничество», утверждая при этом, что коррупция не явля­ется категорией права в прямом смысле, т.к. не имеет юриди­ческой формулировки. Вместе с тем, полагает М. О. Нукенов, понятие коррупции во многом влияет на состояние законотвор­ческой деятельности и правоприменительной практики.

Г. А. Сатаров отмечает, что «государственный служащий обязан принимать решения, исходя из целей, установленных правом... и общественно одобряемых культурными и мораль­ными нормами. Коррупция начинается тогда, когда эти цели подменяются корыстными интересами должностного лица, воп­лощенного в корыстных действиях». Таким образом, коррупция предполагает и нарушение этических норм служебных пол­номочий.

Мы рассмотрели различные точки зрения, характеризующие понятие коррупции, которые можно систематизировать следу­ющим образом:

1.Коррупция рассматривается как злоупотребление долж­ностными полномочиями, совершаемое с корыстной целью.

2.Коррупция отождествляется со злоупотреблением служебным положением, совершаемым в личных интересах, а также случаев корыстного злоупотребления по службе, характеризу­емых подкупом государственных служащих.

3.Коррупция характеризуется как элемент организованной преступности.

4.Коррупция — это любое умышленное нарушение долж­ностными лицами (иными государственными служащими) сво­их служебных полномочий.

Отдельные ученые отождествляют коррупцию со взяточни­чеством.

На наш взгляд, понятие коррупции и установление ее про­явлений должно основываться на понимании социальной сущ­ности данного явления. Сущность коррупции состоит в том, что она разрушает установленный порядок деятельности государ­ственного аппарата, в результате чего происходит дифформация власти.

Согласно Кодексу поведения должностных лиц, определен­ного Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1978 г., «кор­рупция - это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях»2.

Следовательно, коррупция предполагает использование вла­сти и связанных с ней возможностей не в интересах всего об­щества, а в интересах отдельных лиц или группы лиц в корыст­ных целях или иной личной заинтересованности. Другими сло­вами, коррупция предполагает неправомерное использование публичной власти в личных целях. Аналогичное определение коррупции, как нами указывалось ранее, дано в Законе РК «О борьбе с коррупцией» от 2 июля 1998 г.

Таким образом, в названном Законе РК заключены основ­ные признаки состава данного правонарушения.

Согласно п. 2 ст. 2 упомянутого Закона коррупционные пра­вонарушения делятся на дисциплинарные, административные проступки и на преступления.

Круг коррупционных преступлений был определен совмест­ным Приказом Генерального прокурора РК от 13 октября 1998 г. и Министром юстиции РК от 16 октября 1998 г. и охватил 21 состав преступления; затем совместным Приказом Генераль­ного прокурора РК от 4 марта 1999 г. и Министром юстиции РК от 9 марта 1999 г. и охватил 17 составов преступлении. Поз­же круг коррупционных преступлений был определен прика­зом Генерального прокурора РК от 5 июня 2000 г. в количестве 16 составов преступлений.

В пункте 2 совместного Приказа Генерального прокурора РК и Министра юстиции РК было сказано, что «также следует считать коррупционными иные преступления, совершенные должностными лицами из корыстной или иной личной заинте­ресованности, сопряженные или создающие условия для кор­рупции». Вопрос о том, какие иные преступления в соответствии с п. 2 данного Приказа относятся к коррупционным, вызвало определенные трудности в теории уголовного права и в след­ственно- судебной практике.

В связи с этим Законом РК от 25 сентября 2003 г. в УК вне­сены существенные изменения и дополнения: диспозиции ста­тей 307, 308, 310, 314, 315 изложены в новой редакции; измене­ния внесены в редакции ст. ст. 311, 312 Уголовного кодекса; в примечании к ст. 307 УК РК определены субъекты коррупци­онных преступлений. Наконец, в примечании к ст. 41 УК РК определены конкретные составы коррупционных преступлений.

К коррупционным преступлениям законодатель в примеча­нии к ст. 41 УК РК отнес 12 общественно опасных деяний, пре­дусмотренных:

1) п. «г»ч. Зет. 176 УК РК (присвоение или растрата вверен­ного чужого имущества, совершенные лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненных к нему лицом, если они сопряжены с использованием им свое­го служебного положения);

2)п. «а» ч. 3 ст. 193 УК РК (легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем лицом, уполномоченным на выполнение государственных функ­ций, либо приравненных к нему лицом, если они сопряжены с использованием им своего служебного положения);

3)п. «а»ч. Зет. 209 УК РК (экономическая контрабанда, совершенная лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, если они сопряжены с использованием им своего служебного положения);

4) ст. 307 УК РК (злоупотребление должностными полномо­чиями);

5)п. «в» ч. 4 ст. 308 УК РК (превышение власти или долж­ностных полномочий в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо нанесения вреда другим лицам или организациям);

6)ст. 330 УК РК (незаконное участие в предпринимательской деятельности);

7)ст. 311 УК РК (получение взятки);

8)ст. 312 УК РК (дача взятки);

9)ст. 313 УК РК (посредничество во взяточничестве);

10)ст. 314 УК РК (служебный подлог);

11)ст. 315 УК РК(бездействие по службе);

12)ст. 380 УК РК (злоупотребление властью, превышение или бездействие власти).

Из 12 составов преступлений, отнесенных законодателем в примечании к ст. 41 УК РК к коррупционным преступлениям, 8 составов заключены в главе 13 УК РК:

1.ст. 307 УК РК - злоупотребление должностными полномочиями;

2.п. «в»ч. 4 ст. 308 УК РК - превышение власти или долж­ностных полномочий в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо нанесения вреда
другим лицам или организациям;

3.ст. 310 УК РК - незаконное участие в предприниматель­ской деятельности;

4.ст. 311 УК РК - получение взятки;

5.ст. 312 УК РК - дача взятки;

6.ст. 313 УК РК -посредничество во взяточничестве;

7.ст. 314 У К РК -служебный подлог;

8.ст. 315 УК РК -бездействие по службе.

К иным преступлениям против интересов государственной службы и государственного управления законодатель отнес составы, предусмотренные ст. 309 УК РК (присвоение полно­мочий должностного лица) и ст. 316 УК РК (халатность).

В юридической литературе под коррупционными и иными преступлениями против интересов государственной службы и государственного управления (должностными преступлениями) принято считать общественно опасные деяния, посягающие на нормальную деятельность государственного аппарата, совершенные специальными субъектами преступления (лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, либо приравненными к ним лицам и должностными лицами) с использованием предоставленных им служебных полномочий, с существенным нарушением прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов об­щества или государства1.

Из данного определения следует, что основными признака­ми составов указанных преступлений являются:

1.посягательство на нормальную, законную деятельность государственного аппарата (объект преступления);

2.действие или бездействие лица, нарушающее интересы службы, повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов граждан, общества или государства (объективная сто­рона преступления);

3.общественно опасное деяние, совершенное виновно, т.е. умышленно или по неосторожности (субъективная сторона преступления);

4.общественно опасное деяние, совершенное лицом, упол­номоченным на выполнение государственных функций, либо приравненных к нему лицом, а равно должностным лицом (спе­циальный субъект преступления). Исключение составляет лишь ст. 332 УК РК (дача взятки), где субъект — общий.

Совокупность этих признаков по УК составляет содержа­ние преступлений, предусмотренных главой 13 УК РК.

Объектом посягательства преступлений, предусмотренных главой 13 УК РК, является нормальная деятельность государственного аппарата и аппарата местного самоуправления как в целом, так и отдельных его звеньев.

В качестве дополнительного объекта некоторых преступле­ний выступают права и законные интересы граждан, организа­ций, законные интересы общества и государства.

Обязательным признаком отдельных преступлений являет­ся их предмет: деньги, ценные бумаги, иное имущество (ст. ст. 311-313 УК РК), официальные документы (ст. 314 УК РК).

Большинство коррупционных и иных преступлений против интересов государственной службы и государственного управ­ления совершается путем действия. И лишь такие преступле­ния как бездействие по службе (ст. 315 УК РК) и халатность (ст. 316 УК РК) могут быть совершены путем бездействия.

По конструкции объективной стороны рассматриваемые де­яния подразделяются на две группы:

1.преступления с материальным составом (ст. ст. 307-309, 315, 316 УК РК);

2.преступления с формальным составом (ст. ст. 310—314 УК РК).

К числу обязательных признаков объективной стороны ма­териальных составов законодатель относит существенное на­рушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

К существенному нарушению прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства следует отнести, прежде всего, при­чинение существенного материального вреда правоохраняемым объектам.

Существенный материальный вред подразделяется на иму­щественный, личностный и организационный. Имущественный вред должен определяться соответственно в денежном выраже­нии в кратном размере месячного расчетного показателя, уста­новленного законодательством РК на момент совершения пре­ступления.

Личностный вред можно считать существенным, если он проявляется в причинении легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.

Организационный вред заключается в приостановке работы предприятия, организации в прекращении выпуска продукции, создании помех и сбоев в их работе и т.п.

Существенным вредом также является нарушение конституционных прав и свобод граждан, подрыв авторитета соответствующего органа, сокрытие тяжких преступлений и т.д. Кри­териями материального вреда является степень отрицательно­го влияния деяния на нормальную работу конкретного пред­приятия, учреждения, размер причиненного ущерба, число по­страдавших, тяжесть морального, физического и имуществен­ного вреда. Имущественный, личностный, организационный вред носят оценочный характер.

Субъективная сторона всех преступлений, предусмотренных главой 13 УК РК, характеризуется умышленной формой вины Исключением является состав преступления, предусмотренный ст. 316 УК РК (халатность), где возможна только неосторож­ная форма вины.

Обязательным элементом коррупционных и иных преступ­лений против интересов государственной службы и государ­ственного управления является корыстный мотив или иная лич­ная заинтересованность.

Корыстный мотив предполагает желание незаконно полу­чить деньги, имущество, материальные блага, имущественную выгоду без незаконного изъятия чужого имущества и безвоз­мездного обращения его в свою пользу или пользу других лиц или иную имущественную выгоду либо желание освободиться от выплат, материальных обязательств.

Иная личная заинтересованность может выражаться в стрем­лении извлечь выгоду неимущественного характера, руковод­ствуясь такими побуждениями как карьеризм, угодничество, протекционизм, семейственность, месть, ревность, зависть, со­крытие своей компетенции и др.

Субъектами данных преступлений согласно Закону являют­ся специальные субъекты:

1..Лица, уполномоченные на выполнение государственных функций.

2.Приравненные к ним лица.

3.Должностные лица.

4..Лица, занимающие ответственную государственную долж­ность.

Согласно п. 1 примечания к ст. 307 УК РК к лицам, уполно­моченным на выполнение государственных функций, относят­ся должностные лица, депутаты Парламента и маслихатов, судьи и все государственные служащие в соответствии с законо­дательством РК о государственной службе.

Понятие «должностные лица» законодательно закреплено в примечании к ст. 307 УК РК. Согласно п. 3 указанного приме­чания должностными лицами признаются лица, постоянно, вре­менно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организа­ционно-распорядительные или административно-хозяйствен­ные функции в государственных органах, органах местного са­моуправления, а также в Вооруженных Силах РК, друг их вой­сках и воинских формированиях РК.

Депутаты Парламента РК в силу своего о особого статуса — это представители законодательной власти, имеют более широ­кий круг полномочии, правовое положение которых определе­ны Конституционным законом РК «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» от 26 декабря 1995 г. Парла­мент РК является высшим представительным органом, осуще­ствляющим законодательные функции. Полномочия депутата начинаются с момента его регистрации в качестве депутата Пар­ламента Центральной избирательной комиссии.

Депутат маслихата выражает волю населения соответствую­щих административно-территориальных единиц с учетом обще­государственных интересов. Полномочия депутата маслихата регламентированы Законом РК «О местном государственном управлении в Республике Казахстан» от 23 января 2001 г.

Особую категорию лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, составляют судьи, порядок назна­чения которых определен Конституционным законом РК «О судебной системе и статусе судей в Республике Казахстан» от 25 декабря 2000 г. Если депутатам Парламента и маслихатов для вступления в должность помимо конституционных требований к кандидатам в депутаты необходим факт избрания на выборах, то порядок наделения судей полномочиями имеет свою особую регламентацию. Так, кандидаты в судьи должны соответство­вать предъявляемым требованиям закона, сдают квалифи­кационные экзамены на занятие должности судьи в Квалифи­кационной коллегии юстиции и далее назначаются на должность Президентом.

Правовой статус государственных служащих определен За­коном РК «О государственной службе в Республике Казахстан» от 23 июля 1999 г. Государственные служащие в соответствии с законодательством РК о государственной службе классифици­руются на два вида: политические государственные служащие и административные государственные служащие.

В соответствии с п. 2 примечания к ст. 307 У К РК к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, приравниваются:

1..лица, избранные в органы местного самоуправления;

2.граждане, зарегистрированные в установленном законом порядке в качестве кандидатов в Президенты РК, депутаты Парламента РК и маслихатов, а также в члены выборных органов местного самоуправления;

3.служащие, постоянно или временно работающие в орга­нах местного самоуправления, оплата труда которых произво­дится из средств государственного бюджета РК;

4.лица, исполняющие управленческие функции в государственных организациях и организациях, в уставном капитале которых доля государства составляет не менее 35 %.

Под местным самоуправлением признается деятельность выборных и других органов местного самоуправления в сель­ских и городских местных сообщества*, охватывающих терри­тории, на которых компактно проживают группы населения, путем самостоятельного решения населением вопросов мест­ного значения. В некоторых нормативных правовых актах на местном уровне делается попытка по определению компетен­ции органов местного самоуправления по отдельным вопросам регулирования некоторых общественно-правовых институтов.

Правовой статус граждан, зарегистрированных в качестве кандидатов в Президенты РК, депутаты Парламента и маслиха­тов, а также в члены выборных органов местного самоуправле­ния регламентируется непосредственно Конституцией и Кон­ституционным законом РК «О выборах в Республике Казах­стан». Закон определяет порядок регистрации лица в качестве кандидата в Президенты РК, депутата Парламента и маслиха­тов, а также в члены выборных органов местного самоуправле­ния, гарантий их деятельности в ходе избирательной компании, порядок проведения предвыборной агитации, финансирования выборов, порядок голосования и определения итогов голосо­вания и т.д.

Лица, приравненные к уполномоченным на выполнение го­сударственных функций в своей основе, никаких государствен­ных функций не выполняют. Более того, органы местного са­моуправления (п. 1 ч.2 примечания к ст. 307 УК РК) в Респуб­лике Казахстан отсутствуют, а лица, зарегистрированные в ка­честве кандидатов в депутаты (п. 2 ч. 2 примечания к ст. 307 УК РК) не исполняют государственных функций. Поэтому право­вое положение этих субъектов предполагает смещение самого понятия лица, уполномоченного на выполнение государствен­ных функций, в сторону неопределенности его уголовно-пра­вового статуса.

Служащие, постоянно или временно работающие в органах местного самоуправления, оплата труда которых производится из средств государственного бюджета и исполняющие управ­ленческие функции в государственных организациях и органи­зациях, в уставном капитале которых доля государства состав­ляет не менее тридцати пяти процентов, предусмотрены в под­пунктах 3 и 4 п. 2 примечания к ст. 307 УК РК. Отсутствие За­кона РК «О местном самоуправлении в Республике Казахстан» не позволяет провести анализ правового статуса служащих, по­стоянно или временно работающих в органах местного само­управления, оплата труда которых производится из средств го­сударственного бюджета. Обособлять служащих, постоянно или временно работающих в органах местного самоуправления, не имея конкретного на то законодательного основания, ставит под сомнение законодательство о государственной службе.

Понятие должностного лица законодательно закреплено в п. 3 примечания к ст. 307 УК РК. В нем определено, что долж­ностные лица постоянно, временно или по специальному пол­номочию выполняют определенные функции, закрепленные в соответствующих нормативных правовых актах.

Под специальным полномочием следует понимать поруче­ние лицу, не занимающему штатной должности, выполнение определенных организационно-распорядительных или админист­ративно-хозяйственных обязанностей либо функции предста­вителя власти. Это должно быть надлежащим образом оформ­лено специальным правовым актом (приказом) или на основа­нии устного распоряжения.

Под представителями власти понимаются должностные лица государственного органа, которые по роду своей деятельности наделены в установленном законом порядке полномочиями осуществлять властные функции не только в отношении под­чиненных им работников, но и в отношении граждан, не нахо­дящихся от них в служебной зависимости, (примечание к ст. 320 УК РК). Важным признаком, отличающим представителя вла­сти от других должностных лиц, является его право руководить деятельностью лиц, не подчиненных ему непосредственно по службе, отдавать распоряжения, обязательные для исполнения гражданами и организациями независимо от их ведомственной принадлежности, подчиненности и форм собственности, тре­бовать от них выполнения определенных действий или отказа от совершения каких-либо действий.

Под организационно-распорядительными функциями, со­гласно п. 6 нормативного постановления Верховного Суда РК «О практике рассмотрения судами уголовных дел о преступле­ниях, связанных с коррупцией» от 13 декабря 2001 г., следует понимать полномочия должностных лиц по руководству кол­лективом, осуществлению подбора и расстановки кадров, орга­низации труда подчиненных, поддержанию трудовой дисцип­лины, выполнению задач, поставленных перед коллективом и т.п.. К этой категории относятся: руководители министерств, ведомств, их заместители, руководители структурных подраз­делений названных органов. Можно выделить следующие при­знаки организационно-распорядительных функций:

а) наличие подчиненных ему работников;

б) наличие права постановки перед подчиненными задач и контроля за их выполнением;

в) наличие права приема на работу или увольнения, полно­мочий по подбору и расстановке кадров;

г) наличие права применять к подчиненным мер поощрения или взыскания.

Под административно-хозяйственными функциями долж­ностных лиц, в соответствии с п. 6 названного нормативного постановления Верховного Суда РК от 13 декабря 2001 г. сле­дует понимать полномочия по управлению или распоряжению государственным имуществом, его хранением, реализацией, по обеспечению контроля за этими операциями в государствен­ном органе или в органе местного самоуправления, в соответ­ствующих учреждениях и в воинских формированиях. Это мо­гут быть начальники финансовых снабженческих отделов или служб, заведующие складами, государственными магазинами, руководители структурных подразделений - отделов, филиа­лов и т.д. Указание на то, что рассматриваемые обязанности яв­ляются не просто хозяйственными, а административно-хозяй­ственными, означает, что они реализуются путем организаци­онно-контрольной и распорядительной деятельности.

Ответственность по отдельным нормам права наступает за деяния, совершенные лицами, занимающими ответственную государственную должность. В соответствии с п. 4 примеча­ния к ст. 307 УК РК под лицами, занимающими ответственную государственную должность, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РК, конституцион­ными и иными законами РК для непосредственного исполне­ния функций государства и полномочий государственных ор­ганов, а равно лица, занимающие согласно законодательству РК о государственной службе политические должности государ­ственных служащих.

Согласно ст. 1 Закона РК «О государственной службе» от 23 июля 1999 г. политический государственный служащий — это государственный служащий, назначение (избрание), освобож­дение и деятельность которого носит политико-определяющий характер и который несет ответственность за реализацию по­литических целей и задач.

Следует заметить, что понятие должностного лица, лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, а также лица, занимающего ответственную государственную должность, непосредственно перекликаются с понятием долж­ностного лица в целом, как общего и частного, и имеют одина­ковые уголовно-правовые функциональные характеристики. Следовательно, введя в качестве дополнительного субъекта коррупционных преступлений лиц, уполномоченных на выполне­ние государственных функций, законодатель, по существу, кор­респондировал его с понятием «должностное лицо». Исходя из вышеизложенного, представляется не совсем корректной по­зиция законодателя, предусматривающего в качестве самосто­ятельного субъекта коррупционных преступлений лицо, упол­номоченное на выполнение государственных функций.

Более того, не представляется возможным разграничить по­нятие должностного лица и лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, так как в п. 1 примечания к ст. 307 УК РК при определении понятия «лиц, уполномочен­ных на выполнение государственных функций», к ним отно­сятся и должностные лица.

Возникают трудности при решении вопроса: по какой части ст.307 УК РК следует квалифицировать действия, например, судьи или депутата Парламента РК, которые в соответствии с п. 1 примечания к ст. 307 УК отнесены к лицам, уполномочен­ным на выполнение государственных функций, а в соответствии с п. 3 примечания к ст. 307 УК судьи и депутаты Парламента РК в то же время являются лицами, занимающими ответствен­ную государственную должность.

Сказанное означает, что действия названных субъектов пре­ступлений одновременно подпадают под признаки ч.ч. 1 и 3 ст. 307 УК РК, существенно отличающихся друг от друга по сте­пени общественной опасности, имеющих различные санкции. Изложенное положение противоречит закону и препятствует единообразному его применению.

Вместе с тем, на наш взгляд, указание в названии главы на «иные преступления против интересов государственной служ­бы и государственного управления» не в полной мере соответ­ствует требованиям законодательной техники и затрудняет ус­тановление родового признака данной группы посягательств.

Преступления, совершаемые должностными лицами благо­даря занимаемому ими служебному положению и вопреки ин­тересам службы, причиняют вред нормальной деятельности государственной власти, причиняют или создают угрозу при­чинения вреда интересам государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

По своему характеру рассматриваемые преступления могут быть коррупционными, но могут и не быть таковыми, но и пер­вые, и вторые, в конечном счете, посягают на интересы госу­дарственной службы, которые выступают родовым объектом данной группы посягательств, объединенных в главу 13 УК РК.

Правы поэтому авторы, которые считают, что нет необходи­мости в названии главы 13 УК РК проводить классификацию рассматриваемой группы преступлений на коррупционные и иные, а достаточно обозначить направленность этих посяга­тельств на интересы государственной службы, под которой в соответствии со ст. 1 Закона РК «О государственной службе» от 23 июля 1999 г. понимается деятельность государственных служащих в государственных органах по исполнению должно­стных полномочий, направленная на реализацию задач и функ­ций государственной власти1.

Кроме того, дополнение названия главы 13 УК РК интере­сами государственного управления порождает вопросы соот­ношения данной группы преступлений с преступлениями про­тив порядка управления (глава 14 УК РК), которые также мо­гут посягать на интересы государственного управления.

Любые изменения и дополнения в действующее уголовное законодательство должны быть обусловлены социально-эконо­мическими, криминологическими факторами, практикой при­менения действующего законодательства. Изменения, внесен­ные в главу 13 УК РК Законом РК от 25 сентября 2003 г., на наш взгляд, искусственны и ничего позитивного, кроме пута­ницы не дают.

Поэтому следует согласиться с предложением о том, что гла­ве 13 УК РК следует вернуть ее прежнее название — «Преступ­ления против интересов государственной службы». Это будет способствовать единообразию в применении норм права, по­вышению эффективности в борьбе с коррупционными и ины­ми преступлениями против интересов государственной служ­бы и государственного управления


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: