Сущность преступления, предусмотренного ст. 307 УК РК, состоит в том, что лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций либо приравненное к нему лицо, используют предоставленные им служебные полномочия вопреки интересам государственной службы.
Объектом данного преступления является нормальная регламентированная законом деятельность государственного аппарата.
Условием уголовной ответственности по ст. 307 УК РК является злоупотребление должностными полномочиями, осуществляемыми вопреки интересам государственной службы. Если лицо совершает злоупотребление служебными полномочиями в коммерческих и иных организациях, не являющихся государственными органами или органами местного самоуправления, то оно подлежит уголовной ответственности по ст. 228 УК РК, расположенной в главе 8 Особенной части УК РК (Злоупотребление полномочиями).
Объективная сторона злоупотребления должностными полномочиями характеризуется использованием лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или интересов общества или государства.
Под интересами государственной службы, в соответствии со ст. 1 Закона РК «О государственной службе* от 23 июля 1999 г понимается «деятельность государственных служащих по исполнению должностных полномочий, направленная на реализацию задач и функций государственной власти»1.
Под использованием служебных полномочий следует понимать действия субъектов данного преступления, которые вытекают из его служебных полномочий и связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми этот субъект преступления наделен в силу занимаемой должности.
Деяние признается совершенным вопреки интересам государственной службы, если оно объективно противоречит как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату в целом, так и задачам, выполняемым отдельными властными структурами либо управленческими звеньями, нарушает установленные принципы и порядок работы государственного аппарата, и, в первую очередь, принцип законности. Под интересами службы также следует понимать нормальный ход работы конкретных учреждений, предприятий, соблюдение дисциплины, законных прав и интересов физических и юридических лиц.
По конструкции состав данного преступления материальный. Привлечение к уголовной ответственности может иметь место лишь в случае, если незаконное использование лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций либо приравненных к нему лицом своих полномочий по службе повлекло за собой существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. К такому вреду следует отнести, прежде всего, причинение существенного материального вреда правоохраняемым объектам.
Так, приговором Темиртауского городского суда Карагандинской области, вполне обоснованно был осужден Д. по ч.1 ст. 307 УК РК, который, являясь специалистом-охотоведом Темиртауского государственного учреждения по охране лесов и животного мира, злоупотребляя своими полномочиями, передал Ф., занимающемуся браконьерством, часть изъятой рыбы и рыболовный инвентарь, что повлекло существенное нарушение государственных интересов. Д. назначено наказание в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 307 УКРК в виде 1,5 лет лишения свободы'.
Существенный материальный вред подразделяется на имущественный, личностный и организационный.
Имущественный вред должен определяться соответственно в денежном выражении в кратном размере месячного расчетного показателя, установленного законодательством РК на момент совершения преступления.
Личностный вред можно считать существенным, если он проявляется в причинении легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.
Субъективная сторона настоящего преступления характеризуется умышленной формой вины, на что прямо указывается в диспозиции ст. 307 УК РК. Лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций либо приравненное к нему лицо, действуя умышленно вопреки интересам государственной службы, сознает не законность своего поведения. Более того, оно использует свои служебные полномочия для достижения преступных целей. Ответственность за данное преступление наступает лишь в том случае, если указанные в диспозиции ст. 307 УК РК действия были совершены в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо нанесения вреда другим лицам или организациям.
Нововведением в ст. 307 УК РК является замена законодателем понятия «корыстной или иной личной заинтересованности» на понятие «в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо нанесения вреда другим лицам или организациям». Считаем, что цель извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций, по сути представляет собой ту же корыстную заинтересованность, то есть побуждения, связанные со стремлением получить материальную выгоду от содеянного в результате либо обогащения, либо избавления от материальных затрат. Кроме того, исходя из принятой в теории уголовного права классификации вреда, не ясно, цель нанесения какого вреда предполагается законодателем в указанных уголовно-правовых нормах. За пределами признаков этих составов преступлений осталось совершение деяния «из иной личной заинтересованности», которая может выражаться в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленном такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.
Субъектами рассматриваемого преступления являются лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, либо приравненные к ним лица (ч. 1 ст. 307 УК РК), должностные лица (ч. 2 ст. 307 УК РК), а также лица, занимающие ответственную государственную должность (ч. 3 ст. 307 УК РК), характеристика которых подробно дана при рассмотрении первого вопроса лекции.
15.2.2.Статья 308. Превышение власти или должностных полномочий
Объектом рассматриваемого преступления является нормальная, регламентированная законом деятельность государственного аппарата и связанные с ней интересы государственной службы и государственного управления.
Некоторые авторы усматривают в данном преступлении наличие дополнительного объекта: общественные отношения, обеспечивающие охрану и защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина (жизнь, здоровье, честь и достоинство личности), интересов организаций и общественных интересов1.
С объективной стороны деяние виновного должно заключаться в превышении лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций или приравненным к нему лицом действий, явно выходящих за пределы его прав и полномочий, основное содержание которых предусмотрено в определенных инструкциях, уставах или иных нормативных актах. Признак «явного» нарушения означает очевидность, бесспорность выхода совершаемых действий за пределы предоставленных такому лицу полномочий. Понятие «превышение власти или должностных полномочий» охватывает четыре наиболее типичные формы поведения должностного лица, когда:
а) действия, выполненные им, входят в компетенцию вышестоящего должностного лица данного или другого ведомства;
б) действия, выполненные им, входят в компетенцию коллегиального органа;
в) действия, выполненные им, входят в его компетенцию, но при наличии у него специальных полномочий либо в особых условиях;
г) действия, выполненные им, неправомочно совершить никакое должностное лицо2.
Рассматриваемое преступление признается оконченным с момента наступления общественно опасного последствия, выразившегося в существенном нарушении прав и законных интересов граждан или организаций, охраняемых законом интересов общества или государства.
Наступление указанных последствий должно находиться в причинной связи с действиями специального субъекта преступления, явно выходящими за пределы его прав и полномочий.
Например, куголовной ответственности по ч.2 ст. 308 УКРК были привлечены полицейский 2-й роты ДГР«Барс» Б. и инспектор личной охраны 1-й роты этого же ДШ М., которые совершили действия, явно выходящие за пределы их прав и полномочий и повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов гражданина К., выразившиеся в том, что, выполняя указание командира роты о доставке к нему К., применили в отношении последнего насилие, причинив вред здоровью средней тяжести, т.е. совершили преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 308 УК РК. Приговором Коллегии по уголовным делам Алматинского городского суда Б. и М. обоснованно назначено наказание по ч. 2 ст. 308 УК РК в виде 2-х лет лишения свободы с содержанием в ИК общего режима.
Субъективная сторона превышения власти или должностных полномочий характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла. Лицо сознает, что совершает действие, которое явно для него самого выходит за пределы предоставленных ему законом или иными нормативными актами полномочий, предвидит возможность или неизбежность наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, общества или государства, желает наступления этих последствий или сознательно их допускает либо относится к ним безразлично.
Рассматриваемое преступление может быть совершено по любым мотивам и целям (месть, карьеризм, иные личные побуждения, корысть, ложно понимаемые интересы службы и т.д.) которые не имеют значения для квалификации, но учитываются при назначении наказания.
Субъектом преступления по ч. 1ст. 308 УК РК является лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций либо приравненное к нему лицо.
Часть 2 ст. 308 УК РК предусматривает ответственность за совершение данного преступления должностным лицом, ч. 3 —лицом, занимающим ответственную государственную должность.
Особо квалифицированными видами превышения власти или должностных полномочий признаются деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей ст. 308 УК РК, повлекшие тяжкие последствия, а равно, если они совершены с применением насилия или угрозы его применения либо с применением оружия или специальных средств, либо в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций, либо нанесения вреда другим лицам или организациям (ч. 4 ст. 308УКРК).
Понятие «тяжкие последствия» рассмотрено при анализе злоупотребления должностными полномочиями.
Однако, следует отметить, что судебные органы не всегда дают правильную оценку тяжести причиняемых преступлением последствий. Так, например, в приговоре, по делам Ш. и Т. суд Сарыаркинского района г. Астаны, исключая предусмотренный ч. 4 ст. 308 УК РК квалифицирующий признак «тяжкие последствия» и переквалифицируя действия подсудимых с ч. 4 на ч. 1 ст. 308 УК РК, указал, что «вред здоровью средней тяжести к тяжким последствиям не относится, наличие тяжких последствий подразумевает наличие других последствий, например, инвалидности, причинения смерти по неосторожности, материального ущерба в крупном размере»1.
Превышение власти или должностных полномочий с применением насилия или с угрозой его применения имеет место, когда действия виновного сопряжены с причинением потерпевшему легкого или средней тяжести вреда здоровью, ограничением его свободы, а также с угрозой применения физического насилия. В тех случаях, когда превышение должностных полномочий было сопряжено с убийством или умышленным причинением тяжкого вреда здоровью, содеянное должно квалифицироваться по совокупности преступлений.
Например, Темиртауский городской суд Карагандинской области осудил участкового инспектора Старогородского ОПА. и оперуполномоченного инспектора Ш. по ч. 4ст. 308и ч. Зст. 103 УК РК, которые, явно превышая властные полномочия, без законных оснований доставили гражданина И. в помещение ОПОП-4, где с особой жестокостью стали наносить ему побои и истязать От полученных повреждений И скончался на месте происшествия1.
Под применением оружия или специальных средств понимается незаконное фактическое использование огнестрельного или холодного оружия, а также специальных средств (резиновых палок, наручников, слезоточивого газа, водометов и т.д.) для физического воздействия на потерпевшего путем причинения ему смерти или вреда здоровью, а также для психического воздействия путем угрозы причинения такого вреда, если у потерпевшего имелись основания считать, что его жизни и здоровью грозила реальная возможность.
Новеллой в УК РК является п. «в» ч. 4 ст. 308 УК РК. совершение данного преступления «в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо нанесения вреда другим лицом или организациям», дополнивший данную норму права Законом РК от 25 сентября 2003 г. Полагаем, что «цель извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций» представляет собой побуждения, связанные со стремлением получить материальную выгоду от содеянного в результате либо обогащения, либо избавления от материальных затрат»2.