Брачный контракт

Наступившее общественное и экономическое равноправие между мужчиной и женщиной не могло не вызвать к жизни правовых механизмов обеспечения и супружеского равноправия. Одним из самых действенных процедур, обеспечивающих реальное равноправие полов на супружеском поприще, является брачный контракт. Контракт это документ, регламентирующий взаимоотношения будущих супругов. В первую очередь, взаимоотношения имущественные, однако в контракт по требованию любой из сторон могут быть включены самые разнообразные вопросы, начиная от оговоренного заранее количества детей и кончая правом собственности на свадебные подарки и распределением хозяйственно-бытовых обязанностей.

Приходится признать, что брачные контракты - отнюдь не изобретение технологичного ХХ века. Еще 4 тысячи лет назад в Древней Вавилонии заключение брачного контракта было обязательным для всех, включая и царя. Параграф 128 законов Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) гласил: «Если человек взял жену и не заключил с ней договора, [то] эта женщина - не жена»[94]. Тексты брачных контрактов писались сначала клинописью на глиняных табличках, которые обжигались и хранились на случай возможных конфликтов. Позже использовался папирус. Подготавливалось два идентичных экземпляра договора, один из которых скручивался в свиток, сшивался и запечатывался. Если дело доходило до судебной тяжбы, судья мог в поисках истины сверить оба экземпляра. Древние брачные контракты кое в чём всё же отличались от современных. Прежде всего, тем, что это чаще всего был договор не между супругами, а между женихом и родителями невесты. Это совершенно естественно для тех времен, ведь договоры заключаются между равными по статусу сторонами, женщину же тогда, в эпоху уже утвердившегося патриархата, за равную мужчине никто не считал. Тем не менее, некоторые сюжеты тех, четырехтысячной давности брачных соглашений, не худо бы применять и сегодня. Ну, например, в тексте контракта древневавилонских молодоженов должны были быть точно перечислены все внешние недостатки невесты, к чему добавлялось: «такая, как есть», то бишь без права возврата. Таким способом жених заранее уведомлялся об изъянах своей будущей жены, которой после столь информационно обеспеченного выбора он уже не имел права дать отставку. Кстати, в некоторых странах (в соседней Латвии, в частности) практикуется обязательное медицинское освидетельствование молодоженов как одно из условий регистрации брака. Основной смысл брачного контракта в те стародавние времена заключался в том, чтобы материально обеспечить женщину в случае развода или смерти мужа. Это подтверждает найденный в пещере у Мертвого моря документ, возраст которого почти 2 тысячи лет: «Ты становишься моей женой, а я твоим супругом отныне и навеки, согласно закону Моисееву. Если я оставлю тебя, я должен вернуть тебе твой утренний дар [подарок для новобрачной утром после свадьбы] в размере 200 динаров. Если ты уйдешь от меня в дом вечности [т.е. умрешь], твои сыновья должны получить в наследство всё [твое имущество]. Если я уйду от тебя в дом вечности, ты должна жить с детьми, они обязаны кормить тебя как положено и одевать во все дни твоего вдовства. Всё, что я имею и приобрету впредь, тому порукой. Для этой цели, ради твоей пользы и во избежание всякого спора подписываю я этот документ». Ниже стоят подписи мужчины и свидетелей.[95] Высокие материальные обязательства мужа перед женой способствовали укреплению брака и семьи в эпоху «золотого» века. Не такие стародавние, но достаточно отдаленные времена нашей собственной истории также могут научить нас кое-чему полезному. В собрании законов Великого княжества Литовского - Статуте 1588 года - существовал даже специальный раздел, посвященный взаимоотношениям супругов. Между прочим, основной закон страны ещё в ХVI веке защищал свободу супружеского выбора для женщин из любого сословия. «Обещаем и провозглашаем, - писалось в нём от имени самого государя, - что княгин, паней, вдов, княжен, панен, девок, шляхтянок и всякого иного сословия женского пола, как людей свободных,...при свободах их должны сохранять, а насильно ни за кого не должны выдавать без их воли, но каждой из них по совету приятелей их, за кого хотят, за того в замужество свободно будут и выдаваться» [96]. Похититель же, насильно взявший женщину в жены, согласно артикулу со зловещим номером 13, «должен быть наказан смертью»[97].

Но вернемся к нашей теме - брачному контракту. Заключение документа, упорядочивающего имущественные отношения супругов, было обязательной юридической нормой для наших далеких предков. «Устанавливаем, - говорилось в артикуле 1 раздела пятого Статута 1588 года, - что каждый житель этого государства, какого-либо будучи состояния, выдавая дочь свою замуж и давая за ней приданое..., должен от зятя взять запись под печатью и с подписью руки его». По этой записи будущий муж вносил как бы залог своей супружеской верности - так называемое «вено» - в двойном размере к стоимости приданого, но не менее трети всего своего «имения», как движимого, так и недвижимого. В случае неверности оба супруга рисковали своими «залогами»: жена - приданым, а муж - «вено». Вот как трактует об этом артикул 20 раздела пятого Статута: «А если муж останется виновным,...тогда жена останется на обеспечении, от него описанном [т.е. полученным от мужчины «вено»]. А если бы жена была найдена виновной, тогда внесение [т.е. приданое] и обеспечение свое теряет. А ведь же если бы был развод по уважительной причине..., тогда при разводе привенок мужу, а внесение при жене должно остаться»[98]. Как видим, принцип равной материальной ответственности за супружеские прегрешения в законодательстве наших далеких предков соблюдался довольно последовательно. Это не могло не сказаться на улучшении качества брачно-семейных отношений. В те старые добрые времена разводы были крайне редки. В Могилевской, например, губернии на каждые 100 тысяч заключенных браков приходилось лишь 123 развода. Правда, большая доля заслуги в этом принадлежала Церкви, которая ставила многочисленные моральные, правовые и материальные препятствия адюльтеру и разводу. Но в «низах» общества главным социальным регулятором индивидуального поведения всё же оставались стародавние обычаи и традиции. В сельской белорусской глубинке вплоть до социалистической индустриализации, прервавшей, наконец, связь времен и поколений на нашей земле, брачный контракт, в устной или письменной форме, заключался сватами и родителями новобрачных[99]. Высокие договаривающиеся стороны загодя обговаривали размеры материальных «вкладов» родителей молодоженов, сроки «вяселля» и другие условия брачного союза. Будущие супруги в этом деле, как правило, не участвовали. Нормы патриархального общества, исходившие из приоритета старших и мужчин, вынуждали молодых, особенно девушек, при выборе супруга полагаться на вкус и разум родителей. В царской России вплоть до революции 1917 года заключение брачного контракта было весьма распространенным явлением. Однако вместе с упразднением частной собственности - а именно она в первую очередь была предметом регулирования в брачном контракте - отпала нужда и в нём самом. Естественно было ожидать, что восстановление права частной собственности возродит и брачный контракт. Так и произошло в России совсем недавно. Теперь там брачный контракт - элемент гражданского права. По признанию непосредственных участников непривычного пока действия, конкретизация материальных и моральных обязательств, взятых на себя женихом и невестой, снимает многие трения в начале семейной жизни. Как оказалось, не прочь заключить брачный контракт и люди, прожившие вместе не один десяток лет. Вероятно, они правы: никогда не поздно укрепить свой семейный очаг.

Теперь и в Беларуси брачный контракт - элемент гражданского права. Как к нему относятся наши современники? Посмотрим на рисунок 7.3.

Рисунок 7.3 - Отношение мужчин и женщин к брачному контракту (в % от опрошенных)

Брачный контракт, оказывается, на пользу и современной женщине. Почти половина (48%) опрошенных женщин выступает за контрактную систему в супружеских отношениях. Против супружеских контрактов выступили в 2,7 раза меньше женщин – всего 18%. Мужчины с меньшим энтузиазмом, скорее, даже с некоторой опаской относятся к брачному контракту, разделившись примерно поровну «за» (31,5%) и «против» (29,2%) контракта. А значительная часть участников опроса (21,2% женщин и 24,6% мужчин) понятия не имеют о том, что собой представляет брачный контракт.

Непосредственное знакомство людей с семейно-брачными проблемами повышает их благосклонность к брачному контракту. Об этом говорят данные социологической корреляции, представленные на рисунке 7.4.

Рисунок 7.4 - Доли мужчин и женщин, положительно относящихся к брачному контракту, в зависимости от семейного статуса, в %

Больше всего сторонников брачного контракта среди разведённых мужчин (48%) и женщин (от 60% до 70%), которые на своём горьком опыте знают, с какими проблемами и психологическим надрывом при отсутствии контракта происходит раздел совместно нажитого имущества и детей.

Контрактная система предполагает договорной характер отношений, на страже адекватного исполнения которых встаёт солидный и неподкупный арбитр – суд. Белорусским законодательством предусмотрена возможность заключения брачных контрактов. Однако широкого распространения контрактная система в сфере супружеских отношений у граждан Беларуси пока не получила. А зря. По признанию непосредственных участников непривычного пока действия, конкретизация материальных и моральных обязательств, взятых на себя женихом и невестой, снимает многие трения в начале семейной жизни. Как оказалось, не прочь заключить брачный контракт и люди, прожившие вместе не один десяток лет. Вероятно, они правы: никогда не поздно укрепить свой семейный очаг.

До сих пор юриспруденция «била по хвостам», ограничивая право на развод уже до смерти опостылевших друг другу супругов. Настала пора более целенаправленно и действенно заняться юридическим укреплением семьи в самом начале совместной жизни супругов, не ограничиваясь лишь торжественной регистрацией брака под красивую мелодию Мендельсона.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: