Социологический очерк адюльтера

Супружество, как социальный институт, призван регулировать половые отношения людей. Посредством брака общество, с одной стороны, санкционирует (упорядочивает) интимные связи мужчин и женщин, а с другой, - табуирует, запрещает, ограничивает сексуальные отношения супругов «на стороне». Патриархальный порядок, под знаком которого ещё совсем недавно пребывал весь европоцентристский мир, в том числе и наше белорусское общество, предполагал разные степени свободы для мужчин и женщин на внесупружеский секс.

Считается, что супружеская измена как социальный факт и психическое переживание появилось вместе с моногамным браком и частной собственностью, когда жена стала рассматриваться в качестве более или менее ценного имущества и матери законных детей, которым мужчина – добытчик и захватчик – мог передать своё имущество. Вряд ли стоит это мнение, ставшее трюизмом, опровергать. Добавим, что, помимо экономических причин, у измены издревле существовали ещё и магические основания. Так, Дж.Дж. Фрезер приводит этнографические факты, свидетельствующие о магической «опасности» для мужчины измены его жены. Наши древние предки не сомневались в том, что воинская или охотничья удача мужчины, его здоровье и даже жизнь зависят от супружеской верности жены. Охотники на слонов в Восточной Африке верят, что если жёны изменят им в их отсутствие, слон нападёт на них, они получат тяжёлые увечья или погибнут. Индеец племени мохос, живущий в Боливии, убеждён, что если во время его отсутствия жена окажется ему неверна, то его на охоте укусит змея или ягуар. Алеут, охотник на морских выдр, думает, что неудачная охота – это результат того, что во время его отсутствия жена была ему неверна[210]. Вера в то, что женская измена обязательно отразится на муже, проявляется и в современном полушутливом предположении о неизбежном появлении рогов на голове мужчины в случае измены его жены. Между прочим, ни мифология, ни наука, ни народный юмор не зафиксировали каких бы то ни было признаков влияния мужской супружеской измены на внешний вид жены.

Религии, основные на Ветхом Завете, иудаизм, христианство и ислам «слабым звеном» супружества считали женщину, возлагая на неё ответственность за первородный грех. Женщина рассматривалась как «сосуд греховный», инструмент дьявола и источник соблазнов для наивного в помыслах и невинного в делах мужчины – любимца Бога, слепившего его, как известно, по образу и подобию своему. При такой трактовке половых ролей мужчина, изменивший супружескому ложу, оказывался всего лишь соблазнённой жертвой, но отнюдь не виновником и грешником.

Христианская Церковь считала супружескую измену – прелюбодеяние – тяжким грехом, одной из причин гнева Божия, повлекшего за собой Великий Потоп и серный дождь на Содом и Гоморру. В белорусском «Торжественнике» XV века даётся такая квалификация супружеской измене: «прелюбодеяние… тяжчайши всех грехов… якоже некую жертву подает сатане свое семя»[211]. По законам Великого Княжества Литовского прелюбодеев должны были карать смертью[212]. А там, где урядник не углядел за прелюбодейством, соседи мазали дёгтем ворота виновных. Мощный религиозный и правовой прессинг со стороны Церкви и государства поддерживался и общинной моралью, сурово осуждавщей измену супружескому ложу. Всё это не могло не оказывать сдерживающего влияния на охочих до блуда граждан.

Как сегодня общественное мнение оценивает мужской и женский адюльтер? Стоит порадоваться тому, что немало наших соотечественников по-прежнему придерживаются принципов супружеской верности. Интимные связи мужей вне семьи считает недопустимыми в принципе каждый третий (33,0%) мужчина и почти две трети (61,9%) женщин. Допускают же мужской адюльтер 41,7% представителей так называемого «сильного» пола и каждая четвертая (24,3%) женщина. Причем неизбежными супружеские измены считают 13,0% мужчин и 5,8% женщин. Нашлись и такие мужчины и женщины, которые считают мужскую супружескую измену не только неизбежными, но даже необходимыми (неужели для укрепления семьи?!). Об этом в анонимной социологической анкете сказал каждый десятый (10,3%) мужчина и 2,3% женщин.

Что касается женских сексуальных свобод, то оба пола были удивительно согласны в своих оценках, их ответы практически не различались. Каждый десятый (11,9%) из опрошенных допускает, что женщина может согрешить лишь в некоторых исключительных обстоятельствах. 5,2% представителей обоих полов обречённо машут рукой, дескать, все равно такие связи неизбежны, а двое из каждой сотни опрошенных (1,8%) даже настаивают на полезности «левых» сексуальных контактов жён.

Несмотря на то, что значительная часть участников опроса на словах признает возможность как мужского, так и женского адюльтера, в своей реальной супружеской жизни они вряд ли относятся к этому столь благодушно. Во всяком случае, когда мы задали им вопрос: «Как бы Вы отреагировали на неверность супруга?», лишь 2,3% женщин и 0,5% мужчин объявили о своем безразличном отношении к сему факту. Самую конструктивную реакцию можно ожидать от пятой части (24,2%) женщин и 13,0% мужчин, которые намерены искать причины неверности супруга в своем собственном поведении. Остальные же, скорее всего, проявят ту или иную степень агрессии к виновному спутнику жизни и к пресловутому «третьему»: 15,% женщин и 7,6% мужчин начнут упрекать грешника или грешницу в неправильности их поведения, 22,7% жен и 27,0% мужей закатят оступившемуся супругу скандал, 1,5% представительниц так называемого «слабого» пола и 8,6% так называемого «сильного» пола обещают побить свою неверную вторую половину, а 1,2% жён и 2,7% мужей даже угрожали им смертью (жив, жив дух Отелло в сердцах некоторых наших земляков!). Примерно трое из каждой сотни обманутых супругов (2,7%) пойдут бить разлучника или разлучницу. Убивать их никто в анкете не грозил.

Один из десяти (10,1%) опрошенных обоего пола при случае отомстит изменщику путем совершения собственной супружеской измены. Последовательна до конца лишь одна из пяти (19,2%) женщин и 27,6% мужчин, которые не останутся в одном доме с изменившим им супругом и попытаются поискать более верного спутника жизни. А 23,2% наших соотечественников всех возрастов до сих пор остаются в счастливом неведении относительно своей реакции в такой острой ситуации. Ну что ж, пожелаем им сохранить это состояние как можно дольше.

Адюльтер провоцирует конфликты, обладающие самым разрушительным действием на семью и брак. Об этом мы и поговорим более подробно, опираясь на результаты социологического опроса 350 молодых супругов, проведённого МИРСПИ в 1994 году, а также на данные, полученные нами в 2005 году в ходе опроса 593 мужчин и женщин всех возрастов. По поводу неверности конфликтуют 15,9% молодых жён и мужей. Какая часть из этих конфликтов имеет под собой реальную основу? Точный ответ на этот вопрос получить практически невозможно, однако примерную пропорцию надуманных и действительных измен определить всё же попытаемся. Опираясь на результаты социологических опросов, мы выяснили, что ревность мнимая стала причиной 10% супружеских конфликтов, а скандалы по поводу реальной измены отметили 5% участниц опроса. Следовательно, соотношение реального и мнимого повода к такого рода конфликтам - один к двум. Однако это не значит, что фактических измен в два раза меньше, чем предполагают ревнивцы.

Согласно опросу женщин, 11,9% женщин случалось изменять своим мужьям, причем треть из них имели постоянного любовника. Подчеркнём тот факт, что 23,8% участниц опроса затруднились ответить на этот вопрос. Таким образом, учитывая вдов и никогда не бывших замужем, которым, естественно, некому изменять, четверть всех женщин, говоря словами известной арии, «склонны к измене». Между прочим, американским социологам в самый разгар тамошней сексуальной революции (70-е годы) в изменах признались 24% их соотечественниц в возрасте от 18 до 25 лет[213].

Да и сами мужья, если судить по ответам женщин, не всегда достаточно строги к подобным проступкам своих жён. Участницы опроса считают, что лишь 12% их мужей подадут на развод, случись им узнать об измене жены. Еще 2,2% отвели бы свою душу на сопернике. Каждый четвертый (24,4%) ограничился бы скандалом. 3,3% - поругались бы и забыли. И еще 3% сделали бы вид, что ничего не знают. 40% женщин реакцию своих мужей в такой ситуации затруднились спрогнозировать. Если сравнить представление женщин о возможной реакции их мужей на весть об их адюльтерных похождениях с приведёнными выше самооценками, то можно убедиться в адекватности этих представлений по целому ряду позиций.

К сожалению, атмосферы абсолютной нетерпимости к адюльтеру - этому разъедающему семью пороку - в нашем обществе нет и в помине. Однако количество супружеских измен может и должно быть уменьшено. Ибо это одно из важнейших условий укрепления семьи и брака. Каким образом? Во-первых, посредством создания предпосылок для более ответственного и сознательного подбора будущих супругов, в том числе и в сексуальном плане.

Во-вторых, и, пожалуй, это главное: наличие и частота супружеских измен зависит от доминирующей в данном обществе системы ценностей. В рамках существующей общественной нравственности супружеская измена, к сожалению, часто воспринимается слишком облегченно, почитается за проявление сексуальной удали, чему в немалой степени способствуют так называемые очаги культуры: кино- и просто театры, видеосалоны и телевидение, журнальная и прочая бумажная продукция. Причем если еще совсем недавно поощряющая оценка супружеской неверности относилась, по преимуществу, только к мужчинам, то сегодня она всё больше переносится и на женщин. И для них супружеская измена нередко превратилась в своеобразный вид спорта и весьма пикантное развлечение.

Сегодня измена не имеет, порой, даже видимости оправдания неудачным браком, плохим отношением супруга или чем-нибудь подобным. Из тех участниц опроса, которые, по их словам, изменили мужу (они составили, согласно нашему опросу, 11,9% опрошенных женщин), каждая четвертая полностью удовлетворена браком (такие же данные опубликованы И.С.Коном в журнале «Социологические исследования»). Дело, стало быть, далеко не всегда в плохих мужьях, чем-либо не устраивающих своих неверных жен. Для значительной части супругов семья и брак утратили значение абсолютной ценности, цели и смысла жизни. Это и не удивительно, ведь в свое время воспитавшее их социалистическое общество выше семейных всегда ставило свои общественные (точнее, государственные) интересы. А сейчас, при переходе к рынку, естественно, верх взяли интересы экономические. В итоге антисемейные и антисупружеские настроения поддерживаются не только на уровне общественной психологии, но и, фактически, самой государственной идеологией, какие бы слова при этом ни произносили высокопоставленные мужи. Разлагающее в этом отношении влияние оказывает на женщин их занятость в общественном производстве. Обусловленный потребностями Капитала «исход» женщин из семьи сильно расшатал патриархальные устои семьи, когда за нравственной чистотой жён, сестер и дочерей тщательно следила вся мужская половина общества. Теперь женщины, наравне с мужчинами продающие свою рабочую силу, претендуют на ту же степень свободы и в амурных делах. Уж насколько закована в тиски средневековых традиций современная Япония, а и там целых 55,6% жен, работающих по найму, изменили своим мужьям, по крайней мере, один раз. Для сравнения: жены-домохозяйки изменяли в два раза реже - лишь в 26% случаев. Хотя, справедливости ради стоит сказать и о том, что 40% из них не скрывали своей готовности пойти на внебрачную связь в случае, если они увлекутся кем-нибудь[214]. Однако, как видим, даже «уровень готовности» к любовным приключениям у домохозяек явно не дотягивает до реального количества неверных материально независимых жен.

Как поломать идеологическую и психологическую установку на свободу от супружеской верности, о которой, кстати, мечтают многие мужчины и женщины? Как исключить общественное поощрение адюльтеру? Стратегическое направление решения семейно-брачных проблем - это идеология и практика укрепления семьи и брака. Необходимо реанимировать и поднять на новый уровень общественной значимости такие понятия, как «семья», «брак», «семейный очаг». Сделать семью не фиктивной, а реальной ячейкой общества. Вернуть семейной жизни статус первоценности и самодостаточности. Когда жить в семье будет престижно, тогда и супружеских измен станет меньше.

Вместо заключения:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: