| Квадрант матрицы | Содержание действий |
| «Звезда» | Долю соответствующего бизнеса на данном рынке в заданной стратегической перспективе следует сохранять или увеличивать |
| «Дойные коровы» | По такому бизнесу следует установить оптимальные инвестиции и жестко из контролировать. Приток наличности от этих бизнесов – направлять на развитие других бизнесов (выращивание звезд и проработка вопросительных знаков) |
| «Вопросительные знаки» (трудные дети) | 1) посредством целевых инвестиций пытаться перевести в Звезду; 2) сохранить уже имеющуюся долю рынка; 3) сократить данный бизнес |
| «Собака» | Соответствующие бизнесы в стратегическом периоде или ликвидируются, или сокращаются |
Проведя с помощью матрицы «Рост—доля рынка» анализ портфеля продукции, можно увидеть, насколько он сбалансирован, и принять решение о будущей судьбе продуктов (начать расширение их производства либо прекратить производство и т. д.).
Довольно долгая практика использования модели ВКГ выявила ее плюсы и минусы и определила достаточно четкие границы ее применимости. Так как ситуация с ограничениями по использованию модели БКГ является типичной для других подобных моделей, то сформулируем общее правило соответствия [13].
|
Матрица «Привлекательность отрасли –
конкурентная позиция»
Матрица «Привлекательность отрасли – конкурентная позиция» была разработана консультационной компанией МакКинси для фирмы «Дженерал Электрик». В некоторых источниках ее называют модель GE/McКinseу или матрица McКinseу [13].
Матрица строится в системе координат, одной из осей которой является привлекательность отрасли, в которой функционирует стратегическая единица бизнеса (СЕБ), другой осью является конкурентная позиция стратегической единицы бизнеса в ее отрасли.
При расчете параметров привлекательности отрасли и конкурентной позиции следует опираться на параметры, приведенные в табл. 31 [13].
Таблица 31
Показатели (параметры) для оценки конкурентной
силы и привлекательности отрасли
| Оценка конкурентного статуса | Оценка привлекательности рынка |
| 1. Относительная доля рынка | 1. Размеры рынка и темпы его роста |
| 2. Разброс по прибыли относительно основных конкурентов | 2. Особенности конкуренции |
| 3. Способность конкурировать по ценам и качеству | 3. Прибыльность рынка (ретроспектива и перспектива) |
| 4. Технологические преимущества | 4. Требования к технологиям и инвестициям |
| 5. Маркетинговые преимущества | 5. Барьеры входя и выхода |
| 6. Уровень менеджмента | 6. Сезонность |
| 7. Знание потребителя и рынка | 7. Цикличность |
| 8. Гибкость | 8. Воздействие внешней среды (в том числе политических, правовых, социальных и других факторов) |
В табл. 32 показан пример оценки привлекательности отрасли [3]. В реальных условиях следует оценивать привлекательность отрасли по всем восьми показателям.
Таблица 32






