Возникновение игры

Сложность того, что принято называть игрой, нагляднее всего об­наруживается при знакомстве с различными теориями, объясняющими происхождение и значение игры. Учеными выдвинуто множество пред­положений и точек зрения. Но все они сгруппированы вокруг двух основных. Одни утверждают извечность, неизменность игры и ее пер­вичность по отношению к труду. Другие, наоборот, считают, что именно труд порождает игру и определяет ее содержание и развитие. Борьба этих двух противоположных точек зрения отражает борьбу взглядов материалистов и идеалистов, борьбу марксистской и буржузной фило­софской мысли.

Проявление идеализма в вопросах происхождения и значения игры выражается в отстаивании метафизического взгляда о непознаваемо­сти сущности игры, в которой будто бы проявляется бессознательное стремление, вызываемое некими таинственными силами. Тем самым утверждается извечный характер игры и ее первичность по отношению ко всем другим социальным явлениям. Отсюда следует тезис, что между

* А. Д. Новиков, В. Г. Гришин. «Игра и спорт». «Теория и практика физической культуры», 1973, №3, стр. 8—12.




SS


игрой человека и животных нет принципиальной разницы, как нет сходства между игрой и трудом.

Эти ложные посылки влекут за собой такие же практические ре­комендации. Придерживаясь теории «свободной игры», идеалисты ра­туют за свободу «самовыражения» и отрицают необходимость педаго­гического руководства деятельностью играющих. Во что и как играют дети, таким «теоретикам» безразлично. Однако они сознательно куль­тивируют игры, в которых господствует культ силы, утверждая, что в них находит выход присущий человеку инстинкт агрессии и разру­шения.

Совсем иначе понимается роль и значение игр в социалистическом обществе. Основоположники марксизма-ленинизма, указывая на важ­ность всестороннего умственного, физического и нравственного вос­питания, неоднократно подчеркивали значение использования игр с этой целью.

Ученые-марксисты показали историческую роль труда в процессе становления человека. Им же принадлежит заслуга правильного истол­кования значения игры, ее происхождения и связи с трудом.

Г. В. Плеханов первым высказал мысль, что в жизни человеческого общества труд старше игры. Он отвергал попытки отождествлять игры животных и человека.

В играх находят свое отображение окружающая действительность или материальные условия жизни человеческого общества. Это отоб­ражение является продуктом сознания, которое присуще только че­ловеку.

Игра — это процесс моделирования реальных жизненных условий. И смысл его заключается в том, что связанные с ним упрощения об­легчают приобретение жизненно необходимых навыков и умений. В игре, как и в жизни, вся деятельность регулируется сознанием. И именно поэтому совершенствуются его психические механизмы, спо­собствующие формированию целостной личности человека.

Первоначально стремление играть возникает как подражание тому, что привлекает внимание ребенка. Труд родителей, прочи­танное и услышанное — все это может стать содержанием игры. И чем больше накопленный опыт, тем богаче сюжет игры, сложнее взаимо­отношения между играющими.

Коллективность действий и появление тактики в игре становятся возможными благодаря способности человека мыслить. В свою очередь, и сами эти качества в процессе игры непрерывно совершенствуются. Таким образом происходит взаимное обогащение: усложняется содер­жание игровой деятельности и углубляется ее воздействие на форми­рование этих качественных особенностей человека.

В историческом плане игра оказалась одним из тех необходимых мостиков, который соединил поколения, позволил человеку накапли­вать и передавать опыт.

Возникнув в труде, игра к труду же и готовит. И хотя она отли­чается от труда, так как не преследует целей создания каких-либо ма­териальных ценностей, новее же отражает его основные признаки. Это прежде всего реальная сознательная деятельность, вызывающая сход-


ные психические и эмоциональные реакции. Поэтому в жизни ребенка игра предшествует труду.

Содержание игр тесно связано с производственными отношениями и трудовыми процессами. Неизбежные изменения в этой области вызы­вают отмирание одних и рождение других игр. Этот непрерывный процесс развития лучше всего опровергает утверждения об инстинктив­ном характере игры и связанной с ним неизменности ее содержания. В этом также коренное отличие игр человека от так называемых «игр животных», содержание которых не поднимается выше врожденного инстинкта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: