Особенности занятий с детьми. Баскетбол относится к числу немногих спортивных игр, которые доступны детям

Баскетбол относится к числу немногих спортивных игр, которые доступны детям. 8—9-летние ребята с удовольствием и довольно ус­пешно играют в баскетбол. В последние годы эта спортивная игра ши­роко используется в физическом воспитании школьников. Обучение элементам баскетбола в школе начинается в младших классах.

Занятие баскетболом оказывает исключительно благоприятное влияние на физическое развитие детей младшего возраста. Помимо того, раннее знакомство детей с баскетболом способствует приобре­тению высшего спортивного мастерства в сравнительно молодые годы.

Обучение детей баскетболу не представляет серьезных трудностей. Единственное препятствие для овладения всем арсеналом игры в воз­расте 8—9 лет — это отсутствие достаточной силы. Однако этот недо­статок можно устранить, снизив высоту кольца (до 260 см), уменьшив размеры и вес мяча (до 350 г), а также сократив размеры площадки и время игры. Детям всегда присуще желание играть, поэтому наилуч­ший путь обучения детей — игровой метод.

Изучая с младшими школьниками технику и тактику баскетбола, нужно возможно больше использовать подвижные игры, близкие к баскетболу. Рекомендуется большую часть времени использовать на упражнения в игровых условиях: соревнования на правильность, точность и быстроту действий без соперника, с пассивным и активным противодействием.

Наиболее яркая отличительная особенность работы с детьми — тщательно продуманная постепенность и последовательность обуче­ния. Дети могут освоить новое только при условии, что составляю­щий основу нового предшествующий материал ими усвоен полностью.

Эффективность обучения тесно связана с последовательным услож­нением изучаемого. При этом расширяется представление об игре, увеличивается игровой опыт. Важно точно согласовывать степень трудности с возможностями занимающихся. Такая постепенность особенно необходима при подведении детей к игре в баскетбол. Су­ществует система подготовительных игр. Вначале ребята овладевают простыми некомандными играми с ловлей и передачами мяча, а за­тем — игры командные, с активной борьбой за мяч и защитой цели. Далее используют упрощенные варианты баскетбола с делением поля на зоны и участием в игре меньших по составу команд.

Обучение детей технике и тактике баскетбола должно быть нагляд­ным. Показывать прием или действие следует самому преподавателю; можно пригласить и квалифицированных спортсменов. Если показ по каким-то причинам невозможен, то он должен быть заменен демон­страцией киноматериалов, диаграмм, схем и пр.

Обучать детей нужно самыми современными средствами. Изучать такие ведущие элементы, как бросок одной рукой в движении, в прыж­ке (который могут изучать мальчики 10—11 лет), ведение мяча, нужно начинать возможно раньше. При этом следует помнить и об овладении приемами защиты.


То же самое можно сказать и о тактике игры. С самого начала нуж­но обучать детей активным формам ведения игры, которые полностью отвечают их юношескому энтузиазму и активности. Такими системами является личная защита и быстрый прорыв. Постепенно тактический багаж должен увеличиваться: от личной защиты на своей половине переходят к разучиванию защиты по всему полю, позиционного напа­дения (вначале без центровых игроков). Нужно добиваться, чтобы учащиеся юношеского возраста умели применять любые тактические системы, включая зонный прессинг и нападение с несколькими цент­ровыми игроками.

Такая подготовка должна быть многолетней. Ее ни в коем случае нельзя форсировать, перескакивая через целые этапы, в угоду времен­ному успеху на отдельных соревнованиях. Соревнования детей — не самоцель, а лишь средство подготовки. Поэтому «натаскивание» в ра­боте с детьми недопустимо.

Основу настоящей игровой подготовки молодого баскетболиста составляет хорошее всестороннее физическое развитие. Поэтому во все периоды учебно-тренировочной работы с детьми их физической подготовке необходимо уделять самое серьезное внимание.

К специализации игроков можно перейти только после большого этапа общей подготовительной работы (т. е. в среднем школьном воз­расте).

В обучении детей исключительно важна неразрывность воспитания со всеми другими сторонами учебно-тренировочного процесса. Любая самая качественная специальная подготовка окажется бесполезной, если не удастся воспитать в спортсмене необходимые черты характера и морально-волевые качества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: