Интеллект — совокупность умственных способностей человека, обеспечивающих успех его познавательной деятельности.
В широком смысле под этим термином понимают совокупность всех познавательных функций индивида (восприятие, память, воображение, мышление), а в узком — его мыслительные способности (психологический словарь. — М.: Педагогика. 1983. — С. 136)
В психологии существует понятие структуры интеллекта, однако, понимание этой структуры варьирует в широких пределах в зависимости от взглядов того или иного психолога. Например, известный ученый Р. Кеттел выделял в структуре интеллекта две стороны: динамическую — «текучую» (fluid), и статическую - «кристаллизованную» (crystallized). Согласно его концепции «текучий интеллект» проявляется в задачах, решение которых требует быстрой и гибкой адаптации к новой ситуации. Он больше зависит от генотипа человека. «Кристаллизованный интеллект» больше зависит от социальной среды и проявляется при решении задач, требующих соответствующих навыков и опыта.
|
|
Можно использовать и иные модели структуры интеллекта, например, выделив в нем следующие компоненты:
□ способность к обучению (быстрому освоению новых знаний, умений и навыков);
□ способность успешно оперировать абстрактными символами и понятиями;
□ способность к решению практических задач и проблемных ситуаций;
□ объем имеющейся долговременной и оперативной памяти.
Соответственно, тесты на интеллект включают в себя несколько групп заданий, Это тесты, выявляющие объем знаний в определенной области; тесты, оценивающие интеллектуальное развитие человека в связи с его биологическим возрастом; тесты, определяющие способности человека решать проблемные ситуации и интеллектуальные задачи. Помимо этого, существуют и специальные тесты. Например, на абстрактно-логическое или пространственное мышление, на вербальный интеллект и пр. К наиболее известным тестам такого вида относятся:
□ тест Стенфорда-Вине — оценивает интеллектуальное развитие ребенка;
□ тест Векслера — оценивает вербальный и невербальный компонент интеллекта;
□ тест Равена — невербальный интеллект;
а тест Айзепка (IQ) — определяет общий уровень развития интеллекта.
При исследовании интеллекта в психологии встречается два подхода: интеллектуальные способности являются врожденными или развиваются в процессе индивидуального развития, а также их промежуточный вариант.
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ