Рококо – от рокайль – морская раковина

Рококо – стиль будуарный, светский, прихотливый. Он вызвал появление большого количества предметов мебели и посуды. В живописи – это появление галантных сцен, чувственности и эротики. Представители: Антуан Ватто, Франсуа Буше, Жан Фрагонар.

Вопрос 40. Творчество Эль Греко 1541-1614.

Страна – Испания.

Время – 16-17 век

Деятельность:

1. Живопись.

Стиль – барокко.

Сюжеты:

1. Портреты

2. Религиозная тематика – «Похороны графа Оргаса»

3. Пейзаж – «Вид горда Толедо»

Вопрос 41. Творчество Диего Веласкеса 1599-1660.

Страна – Испания.

Время – 17 век

Деятельность:

1. Живопись.

Сюжеты:

1. 1. Бодегоны – «Христос в доме Марфы и Марии», «Старая кухарка» «Завтрак».

2. 2. Портреты – короля Филиипа 4, королевы Анны Австрийской, принца Валтасара-Карлоса, инфанты Маргариты. Министра Оливареса.

3. 3. Мифология: «Вакх», «Пряхи».

4. 4. Открыватель исторического жанра: «Сдача Бреды».

5. 5. Реализм: «Менины» («Фрейлины).

6. Главное: открыватель жанра бодегон, исторического жанра. 36 лет был придворным художником!!

Вопрос 42. Творчество Питера Пауля Рубенса 1577-1640.

Страна – Фландрия.

Время – 16-17 век

Деятельность:

I. Живопись.

Стиль – барокко.

Сюжеты:

1. Алтарные образы: «История Страстей Христовых», алтарные триптихи: «Воздвижение креста», «Снятие со креста».

2. Мифология. Вакханалии, триумфы и битвы. «Персей и Андромеда», «Меркурий и Аргус», «Вирсавия».

3. Пейзажи.

4. Портреты.

II. Политика, дипломатия.

III. Коллекционер античного искусства.

IY. Имел мастерскую, при ней была школа художников и гравёров.

Новаторство: впервые подошёл по-новому к карнации!!

Вопрос 43. Якоб Иорданс – последователь живописи Рубенса. 1593-1678.

Страна – Фландрия.

Время – 17 век

Деятельность:

1. Живопись.

Стиль – барокко.

Сюжеты:

1. 1. Мифология: «Сатир в гостях у крестьянина». Картина исполнена на сюжет народной притчи. Простонародные типы, добрый юмор показывают связь с демократической традицией караваджизма и опору на национальные народные образы нидерландской живописи.

2. 2. Сцены пирушек. Иорданс любил стихию веселья и единения, сцены семейных праздников в семьях бюргеров. Яркий пример - «Бобовый король».

Последователь живописи Рубенса, потому что работал у него в мастерской, многое взял от Рубенса в манере и технике!!

Вопрос 44. Франс Снейдерс – представитель фламандского натюрморта. 1579-1657.

Страна – Фландрия.

Время – 16-17 век

Стиль – барокко.

Деятельность:

1. Живопись.

Сюжеты:

1. Монументальные панно-натюрморты. Писал лавки и кладовые, заваленные рыбой и овощами, охотничьими трофеями. Его большие полотна, написанные яркими, сочными красками, исполнены ощущения изобилия даров природы. Рыбная лавка. Фруктовая лавка. Мясная лавка. Натюрморт с женщиной и попугаем.

Создатель монументальных натюрмортов-панно, в которых кипит жизнь со всеми её радостями и удовольствиями!!

Вопрос 45. Творчество Рембрандта 1606-1669.

Страна – Голландия.

Время – 17 век

Деятельность:

I. Живопись.

Сюжеты:

1. Религиозные: «Снятие с креста»

2. Мифология. «Даная»

3. Портреты: Саскии, Хендрики, автопортреты, сына Титуса.

II. Офорты: «З дерева», «Проповедь Христа».

III. Рисунки.

IY. Графика: «Кухня» (1650)

Жизненные трагедии: смерть первой жены Саскии, невозможность выплатить кредит за покупку дома, распродажа коллекции, противоречия с бюргерским обществом, полное разорение и выселение в беднейший еврейский квартал. Смерть второй жены Хендрики, затем сына Титуса.

Вопрос 46. Творчество «малых голландцев» (Остаде, Терборх)

Адриан ван Остаде.

Страна – Голландия

Время – 17 век

Деятельность – живопись.

«Малый голландец», представитель крестьянского жанра в искусстве. Писал сцены в трактирах, игру в карты, крестьянские драки, странствующих музыкантов. С любовью изображал быт того времени: посуду, интерьеры харчевен.

Влияние на Остаде оказал Адриан Браувер.

Герард Терборх.

Страна – Голландия.

Время – 17 век.

Деятельность – живопись.

Представитель бюргерского жанра в искусстве. Сначала писал бедные кварталы, ужасающую нищету. Затем писал чистые бюргерские комнаты, любил изображать сцены ухаживания, приглашения на танец, получение и прочтение письма. Схожие сюжеты в живописи создавали Вермеер Делфтский, Питер Хох.

Вопрос 47. Творчество Антуана Ватто 1684-1721.

Страна – Франция.

Время – 17-18 век

Деятельность:

I. Живопись.

Сюжеты:

1. Жанр «галантные празднества», маскарады, праздники в парках, сцены ухаживания, флирта.

2. Реальные типы французского общества: солдаты, нищие савояры, актёры ярмарочного театра.

3. Крупные полотна: «Паломничество на остров Киферу», «Вывеска Жерсена».

II. Другая работа: панно для интерьеров, особняков, расписывал дверцы карет, клавесины и веера. Это оказало влияние на архитектурный декор рококо.

Стиль: начало рококо.

Вопрос 48. Творчество Франсуа Буше 1703-1770.

Страна – Франция.

Время – 18 век

Деятельность:

I. Живопись.

Сюжеты: 1. Мифология: Купание Дианы, Рождение Венеры, Леда и Зевс в образе.

2. Пасторали: Осенняя пастораль. Ловцы птиц. Фонтан любви.

II. Книжная иллюстрация: иллюстрировал книги Мольера, Боккаччо, Овидия.

III. Театральные декорации для опер и спектаклей.

IY. Картоны для королевских шпалерных мануфактур.

Y. Другая работа: роспись изделий из фарфора и вееров.

Стиль – рококо.

Вопрос 49. Реалистическое направление в живописи Франции 18 века. Творчество Жана Батиста Шардена. 1699-1779.

Страна – Франция.

Время – 18 век

Деяельность:

I. Живопись.

Сюжеты:

1. Натюрморты: Медный таз. Натюрморт с трубкой и кувшинами. Буфет.

2. Жанровые сцены: Молитва перед обедом. Мыльные пузыри. Маленькая учительница. Разносчица. Прачка.

3. Автопортреты.

II. Другая работа: казначей Академии искусств, имел квартиру в Лувре, в которой жил до конца дней.

Одним из первых сделал предметом искусства простые кухонные предметы и непритязательную посуду. Впервые после художника Оноре Домье ввёл в живопись женщин третьего сословия (прачек, кухарок), говоря, что именно они двигают жизнь Парижа!!

Вопрос 50. Искусство Англии 18 века. Творчество Уильяма Хогарта. 1697-1764.

Страна – Англия.

Время – 18 век.

Деятельность:

I. Живопись.

Сюжеты: картины-серии: «Карьера проститутки», «Модный брак», «Карьера мота», «Выборы в парламент».

II. Гравюры. Эти картины-серии распространялись и в гравюрах либо самим Хогартом, либо лучшими лондонскими гравёрами. Эстампы имели огромный успех и быстро расхватывались публикой.

Первый самобытный художник Англии. Его картины-серии отражали реальные язвы английского общества: мотовство, модные браки по расчёту, заманивание провинциалок в содержанки, пьянство (Улица джина)!!

Вопрос 51. Искусство первой половины 19 века. Характеристика стилей ампир и бидермайер.

Ампир (франц. - империя от лат. - командование, власть) - это стиль архитектуры и интерьера, который является своеобразным отражением римской классики в сочетании с египетскими мотивами.

Ампир - художественный стиль, впервые сложившийся во Франции в начале XIX века в период Первой Империи Наполеона Бонапарта. Ампир появился благодаря живописцу Жаку Луи Давиду. Давид, побывав на раскопках древнеримских городов Геркуланума и Помпеи, увидев архитектуру того времени, стал в свои классицистические сюжеты вводить реалии того времени. Так появляются картины «Клятва Горациев», «Брут», «Мадам Рекамье». Это была военная атрибутика тех лет: связки мечей, копий. Кроме того, одежда того времени, интерьеры, предметы быта и боевой дух эпохи. Стиль понравился Наполеону. Когда он совершил поход в Египет, к римской тематике добавились и египетские мотивы.

Стиль Бидермайер, вдохновленный средним классом, был рожден в Австрии в период между Венским Конгрессом (1815 г.), перечертившим карту Европы, и революцией 1848 года. Внезапно Вена становится ведущим городом в Европе, также в области моды и искусства. Стиль выражает образ жизни среднего класса той эпохи. Ему свойственны безопасность, интимность и комфорт. Характеризуется умеренностью, функциональностью и простотой. Этот стиль породил маленькие здания без показной роскоши.

Интерьер обычно украшен изящно расцвеченными и скомпонованными обоями. Окна оформлены легкими муслиновыми занавесками и более тяжелыми занавесами с бахромой кисточками по краям. Большие ковры создают цветовые пятна, цветы используются всюду: в тканях, картинах и аксессуарах. Мебель характеризована геометрическими формами и изогнутыми линиями, компактными размерами, удобством, элегантностью, упрощенным декором. Дизайн демонстрирует свободу воображения.

Наиболее популярна древесина местных пород: вишня, клен, береза, грецкий орех и плодовые деревья. Светлые поверхности украшены черным деревом, цветной древесиной. Наиболее типичные мотивы напоминают интерьеры барокко и ампир: маленькие пальмы, рога изобилия, усики виноградной лозы, цветы и крылья. В меблировке этого периода преобладает диван, обычно прямоугольный с прямыми или саблевидными ножками или прочной подставкой с двумя спиральными ножками. Появляются различные модели стульев с изогнутыми или ажурными спинками с маленькими колоннами.

Другой типичный элемент стиля: маленькие стеклянные серванты для демонстрации безделушек, сувениров и фарфора. Столы маленькие, легкие, простые в передвижении. Этот стиль был очень популярен в северной Европе. Он оказал сильное влияние на мебель Скандинавии и России.

Вопрос 52. Романтизм в творчестве Теодора Жерико и Эжена Делакруа.

Теодор Жерико. 1791-1824.

Страна – Франция.

Время – 19 век

Деятельность:

I. живопись.

1. «Офицер конных егерей, идущий в атаку», «Раненый кирасир, покидающий поле боя». Ощущение энергии, движения усилено тем, что действие развивается не параллельно плоскости холста, а идёт из глубины.

2. «Плот медузы» - политизация искусства, манифест оппозиционного искусства. Фрегат «Медуза» потерпел кораблекрушение по вине неопытного капитана, который был назначен на пост по протекции. Современники увидели в картине воплощение самой Франции, попавшей под власть бездарных правителей.

3. В конце жизни писал портреты умалишённых. Они поражают сочувственным отношением к обиженным жизнью людям.

Стиль – начальный романтизм

Эжен Делакруа. 1798-1863.

Страна – Франция.

Время – 19 век

Деятельность:

I. живопись.

Сюжеты:

1. Романтические:

1. «Ладья Данте». Ранняя работа. Написана по мотивам «Божественной комедии» Данте. Изображает Данте и Вергилия в аду. Появление этого полотна на выставке среди произведений умирающей классической школы современники сравнивали с падением метеорита. Здесь всё дышало жизнью, неподдельной страстью, говорило о мощном пластическом воображении молодого художника. Хотя картина навеяна литературным произведением, в ней как бы материализовалась духовная атмосфера эпохи.

2. Делакруа – сын своего времени, его картины воссоздают героические аспекты современности, то, что тревожило людей той романтической эпохи. Картины «Резня на Хиосе», «Греция на развалинах Миссолунги» посвящены борьбе греков за национальную независимость.

3. «Свобода, ведущая народ». Картина написана под впечатлением Июльской революции. Это произведение знаменует высшую точку в развитии героических устремлений романтизма. Собирательный обрах Свободы – это женская фигура.

4. «Алжирские женщины». В поисках ярких характеров, искренних чувств, сильных страстей, необычных экзотических впечатлений многие художники-романтики совершали путешествия в Африку, в страны Ближнего Востока. В этом сказалась их тяга ко всему необычному, к тому, что являло контраст с повседневностью. Данная картина драгоценна по своим живописным качествам. Пиршество света, широкий рельефный мазок позволяет следить за движением кисти художника, и зритель как бы присутствует при создании картины.

2. Монументальные работы: роспись Королевского салона и библиотеки в Бурбонском дворце; роспись плафона в Галерее Аполлона в Лувре; роспись в церкви Сен-Сюльпис в Париже.

3. Портреты. Писал образы своих творческих современников. Портреты Паганини, Шопена, Жорж Санд, Берлиоза.

Стиль – романтизм.

Вопрос 53. Реализм середины 19 века. Творчество Франсуа Милле и Гюстава Курбе.

Франсуа Милле. 1814-1875.

Страна – Франция.

Время – 19 век

Деятельность:

I. Живопись.

Начал свою карьеру как портретист, затем он поднимает пласт новой тематики и изображает людей, занятых тяжёлым, но необходимых для всех трудом. Для улучшения материального положения переезжает в деревню недалеко от Парижа. Название деревни – Барбизон. Там сложилась целая Барбизонская школа, к которой был близок Милле. Милле сам умел пахать и сеять, поэтому крестьянский труд был ему близок.

Основные работы: Веяльщик. Собирательницы колосьев. Анжелюс.

Гюстав Курбе. 1819-1877.

Страна – Франция.

Время – 19 век.

Деятельность:

I. Живопись.

Сюжеты:

1. Реализм: Похороны в Орнане. Послеобеденный отдых в Орнане. Дробильщики камня. Веяльщицы. Здравствуйте, господин Курбе!

2. Обнаженная женская натура: Девушка в белых чулках. Спящие. Женщина с попугаем. Начало мира.

II. Участие в политических событиях. Называл себя не только демократом, но и революционером. Участвовал в свержении Вандомской колонны. Опасаясь преследований, бежал в Швейцарию.

Вопрос 54. Реализм середины 19 века. Творчество Оноре Домье и Франсуа Милле.

Оноре Домье. 1810-1879.

Страна – Франция.

Время – 19 век.

Деятельность:

I. Графика, литография.

Литография – 1. Способ плоской печати, печатной формой служит поверхность камня (известняка). Изображение на камень наносят жирной литографской тушью, пробельные участки увлажняют, чтобы сделать невосприимчивыми к краске.

Домье создавал карикатуры, отражающие современных ему людей и событий. «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года» рассказывает о расстреле мирных горожан. «Законодательное чрево» - представлена правящая верхушка, мошенники, взяточники, подхалимы, каждое лицо узнавалось безошибочно. Домье нередко прибегал к аллегории, символу. Литография «Потрясённая наследством» посвящена поражению Франции во франко-прусской войне. Изображена фигура Франции в чёрных одеждах посреди бескрайней равнины, усеянной телами её сыновей.

II. Живопись. Акварель. Резкий в графике, Домье в картинах и акварелях создавал образы людей, к которым он испытывал чувство симпатии и сочувствия. «Прачка», Вагон третьего класса», «Дон Кихот».

III. Скульптура. Портреты-шаржи депутатов законодательного собрания. Домье одним из первых начал использовать подвижную фактуру, поверхность его работ испещрена бесчисленными мазками, бороздами, впадинами и выпуклостями.

Франсуа Милле. 1814-1875.

Страна – Франция.

Время – 19 век

Деятельность:

I. Живопись.

Начал свою карьеру как портретист, затем он поднимает пласт новой тематики и изображает людей, занятых тяжёлым, но необходимых для всех трудом. Для улучшения материального положения переезжает в деревню недалеко от Парижа. Название деревни – Барбизон. Там сложилась целая Барбизонская школа, к которой был близок Милле. Милле сам умел пахать и сеять, поэтому крестьянский труд был ему близок.

Основные работы: Веяльщик. Собирательницы колосьев. Анжелюс.

Вопрос 55. Принципы и новаторство живописи импрессионистов. Творчество Эдуарда Мане и Клода Моне.

Импрессионизм – это стиль в искусстве, который начал складываться во второй половине 19 века во Франции.

Впервые заявили о себе на выставке, которая состоялась в заброшенном фотоателье на бульваре Капуцинок в Париже в 1874 году.

Принципы:

1. «Случайность» выбранного момента, ничем не выделявшегося среди предшествующих и последующих. Кадр, кадровость.

2. Срезы фигур рамой, это предполагало возможность продолжения изображённого за пределами холста.

3. Объёмная светотеневая моделировка предметов была заменена цветовой проработкой.

4. Палитра светлая и красочная, краски не смешивались, так как их смешивает сам глаз зрителя. Писали раздельным мазком, используя чистые краски.

5. Работа на пленэре.

6. Контуры теряли чёткость, как бы растворяясь в световоздушной среде.

7. Демократичность в выборе героев. Это шумная, разношёрстная толпа парижских бульваров: продавщицы, завсегдатаи кафе, поэты, актёры, художницы, натурщицы.

Эдуард Мане. 1832-1883.

Страна – Франция.

Время – 19 век.

Деятельность:

I. Живопись. Перерабатывал классические сюжеты по-своему, тем самым вносил скандал.

1. «Завтрак на траве». Отталкивался от картины Джорджоне «Сельский концерт». Вместо муз изобразил реальных обнажённых женщин. Одна из них – в центре – вызывающе смотрит на зрителя. Это была известная половине мужчин Парижа проститутка. Ещё и это шокировало публику.

2. Скандал и непонимание вызвала картина, написанная в технике Алла прима. Это «Музыка в Тюильри».

3. «Олимпия». Ориентировался на сюжеты Джорджоне «Спящая Венера», Рембрандта «Даная», Тициана «Венера Урбинская». Опять в центре изобразил в качестве модели ту же самую проститутку.

4. «Аржантей», в этой картине он по-своему изобразил цветовую гамму, в итоге разразился скандал из-за цвета реки Сены на полотне.

5. Единственная картина, которая получила широкую известность, а также персонаж, на ней изображённый, - это «Кружка пива».

6. Картина, к которой отнеслись спокойно – «Бар в Фоли-Бержер». Там применён метод зеркала вслед за картиной «Чета Арнольфини» Яна Ван Эйка и «Венера с зеркалом» Веласкеса.

Импрессионисты считали Мане своим идейным лидером, но сам себя импрессионистом не признавал и по большому счёту им не был. Все его картины имеют продуманную композицию и ориентацию на классическое искусство. Хотя элементы нового метода у него действительно были!!

Клод Моне 1840-1920.

Страна – Франция.

Время – 19-начало 20 века.

Деятельность:

I. Живопись

1. Картины с первой женой Камиллой: Женщина в зелёном платье. Женщины в саду.

2. Картина «Впечатление. Восход солнца» - начало импрессионизма.

3. Картины в пригородах Парижа. Лягушатник.

4. Картины со второй женой Алисой.

5. Дом в Живерни. Картины своего сада и кувшинок.

Признанный импрессионист!!

Вопрос 56. Творчество Эдгара Дега. 1834-1920.

Страна – Франция.

Время – 19-начало 20 века.

Деятельность:

I. Живопись.

Сюжеты:

1. Обратился к жизни ночного Парижа, в частности, потому что не мог рисовать днём из-за диагноза: отслоение сетчатки. Кафешантаны.

2. Многочисленные картины с участием балерин. Изображал балерин как на сцене, так и во время репетиций, в своих туалетных комнатах.

3. Цикл картин «Женщины за туалетом».

4. Сцены скачек, подготовки к скачкам,жокеев.

II. Скульптура. В конце жизни, практически совсем ослепнув и почти перестав выходить из дома, лепил маленькие скульптурки тех же балерин.

Стиль: импрессионизм.

Вопрос 57. Творчество Огюста Ренуара. 1841-1919.

Страна – Франция.

Время – 19-начало 20 века.

Деятельность:

I. Живопись

Сюжеты:

1. Певец женщин. Первые картины пишет со своей натурщицы Лизы: Лиза. Женщина в лодке. Диана.

2. Пригороды Парижа. Лягушатник. Писал этот сюжет вместе со своим другом Моне. Завтрак гребцов – картина изображает шумный и весёлый совместный завтрак друзей за городом.

3. Картины, посвящённые жене Алине: Материнство.

4. К концу жизни начинает сомневаться в импрессионизме, отказывается участвовать в 8 их выставке. Снова пробует себя в классическом жанре. Купальщицы.

Вопрос 58. Неоимпрессионизм. Творчество Жоржа Сёра. 1859-1891.

Страна – Франция.

Время – 19 век.

Деятельность:

I. Живопись.

Если импрессионисты следовали за натурой, и для них основным источником вдохновения служило непосредственное наблюдение, то многие мастера более поздней эпохи исходили от ИДЕИ как главного импульса творчества. Они доверяли больше ВООБРАЖЕНИЮ, чем подмеченной сценке.

Сёра, как и его последователь Поль Синьяк, выполняли картины дробными мазками в виде цветных точек. Эту новую манеру назвали пуантилизмом (от франц. – точка). Сёра и Синьяк стремились стихийный, основанный на личном восприятии метод импрессионистов привести к строго выверенной системе. Они писали свои картины мелкими мазками чистого цвета, руководствуясь законами спектрального анализа. Цветные точки, совмещаясь в глазу зрителя, должны были дать нужный цветовой фон. Они возвратили в живопись сюжет, чёткие композиционные построения, они отошли от этюдности и кадровости импрессионистов.

1. «Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт».

2. «Цирк».

Вопрос 59. Постимпрессионизм. Творчество Поля Гогена. 1848-1903.

Постимпрессионизм

       
 
   
 


Символизм Экспрессионизм

Искусство для символистов – это средство Экспрессионизм – это искусство повышенной

выражения философских, нравственных, экзальтации, обострённой выразительности.

религиозных, социальных идей. Внешний облик Хотя как сложившееся течение он оформился

предмета рассматривался как оболочка, которая в 20 веке, уже в конце 19 века появились его

прикрывает сокровенный смысл явлений. предшественники.

Задачей художников стало проникновение в эту 1. Потребность выразить в красках и линиях

тайную сущность. Источником вдохновения часто невыразимое: поток мыслей и чувств,

выступала не природа, а литература, религиозные подавленность, тоску и одиночество. Всё это

образы, искусство средних веков и раннего побуждало деформировать фигуры и предметы,

Возрождения. Стремление следовать таинственным обострять контрасты, утрировать формы,

глубинам мысли сближает с символизмом усиливать звучность цветовых сочетаний.

художника Поля Гогена. 2. Люди и вещи приобретали причудливые

очертания, линии, формы и краски, словно бы

никли от печали, трепетали и корчились от ужаса.

Эдвард Мунк. Винсент Ван Гог.

Поль Гоген.

Страна – Франция.

Время – 19 век.

Деятельность:

I. Живопись.

1. Работа с группой художников на севере Франции в деревне Понт-Авен. Они считали, что жизнь среди простых людей, мало затронутых современной цивилизацией, откроет им вечные истины бытия. Добиваясь декоративной выразительности картины, мастера Понт-Авенской группы обобщали и упрощали формы, заполняли холст крупными цветовыми плоскостями, обводя их чётким контуром, как в перегородчатой эмали. Это получило название клуазонизм – перегородка.

2. Работа на юге Франции в Арле. Ссора с Ван Гогом.

2. Работа на Таити. Надеялся найти воплощение своей мечты об идеальной гармонии с природой и людьми. Мечте этой сбыться было не суждено, но Гоген там создал полотна, насыщенные яркими красками и солнцем. Гоген писал смуглых людей среди буйной тропической зелени, на фоне раскалённого песка.

Живопись Гогена полна его мечтаний найти Рай на земле, на его картинах отсутствует спешка, а показано неспешное, неторопливое состояние людей и природы.

Вопрос 60. Постимпрессионизм. Творчество Винсента Ван Гога. 1853-1890.

Страна – Франция.

Время – 19 век.

Деятельность:

I. Живопись.

Ван Гог – представитель одного из направлений постимпрессионизма – это экспрессионизм (смотри теорию в вопросе 59).

Голландец по происхождению, Ван Гог значительную часть своей жизни работал во Франции.

1. Картины труда и быта. «Едоки картофеля» - единственная картина Ван Гога, написанная по классическому методу с подготовкой эскизов и продуманной композицией.

2. Отъезд в Арль. Дружба с Гогеном. Ирисы. Подсолнухи. Красные виноградники. Ночное кафе в Арле. Ссора с Гогеном. Прогрессирование болезни. Звездная ночь в Арле. Церковь в Арле.

3. Помещение в лечебницу для душевнобольных. Самоубийство.

Всю жизнь Винсента поддерживал его родной брат Тео. Несмотря на то, что он торговал картинами, ни одна картина Винсента при его жизни, кроме «Красных виноградников», не была продана!!

Вопрос 61. Постимпрессионизм. Творчество Анри Тулуз-Лотрека. 1864-1901.

Страна – Франция.

Время – 19 век.

Деятельность:

Живопись

Графика.

Сюжеты:

1. Начинал как импрессионист. Портрет матери.

2. Театральные плакаты и афиши.

3. Жизнь ночного Парижа: актрисы, танцовщицы, например, «Японский диван».

4. Жизнь публичных домов на Монмартре.

Вопрос 62. Стиль модерн в европейской архитектуре рубежа 19-20 веков. Мастера.

Массовая застройка городов жилыми и промышленными зданиями, использование индустриальных методов строительства приводили к потере индивидуального облика сооружений, к обезличиванию архитектуры. Как реакция на стандарт, на угрозу исчезновения высокого искусства из повседневной жизни, возникла осознанная тяга к красоте, к художественному образу. Всё острее осознавалась необходимость обновления искусства, включения его в повседневный обиход.

Так в 1880-1900-х годах начал формироваться, а затем распространение стиль модерн. В отличие от всех предшествовавших стилей, он возник не спонтанно, а в результате волевых усилий современников. Этот стиль начал утверждаться с прикладного искусства и книжной графики. Соприкасаясь в повседневном быту с мебелью, тканями, предметами обихода, книжной и журнальной иллюстрацией, восприятие людей привыкало к необычным формам, линиям, цветовым сочетаниям.

В каждой стране модерн обладал специфическими особенностями, но были общие признаки стиля. Главное – это противостояние культу гармонии, разума, преклонению перед памятниками античной культуры, приверженности к ордерной системе. Классицизм тяготел к архитектурному ансамблю и единству формирующих его зданий. Модерн же олицетворял торжество единичного, индивидуального, поэтому не случайно воплощением нового стиля стало частное жилище, особняк с его неповторимым в каждом случае обликом!!

Позже новый стиль был перенесён и на большие здания вокзалов, универмагов, рынков. Отказ от строгой ордерной системы определил пристрастие стиля модерн к многим вариантам планировки, к «природным» органическим формам, к изогнутым линиям, текучим объёмам. Страх перед засильем фабричного, машинного стандарта породил тягу к асимметрии, неправильности. Разные по объёму и конфигурации помещения располагались на разных уровнях, соединялись множеством лестниц, запутанных переходов. Отказ от строгого соблюдения этажности сказался и во внешнем облике. Оконные проёмы располагались на разных уровнях, часто они были различны не только по величине, но и по форме, по рисунку оконных переплётов. Каждая деталь часто выполнялась по индивидуальному заказу: рамы, двери, дверные ручки, оконные шпингалеты. Фасады изобиловали выступами-эркерами, необычными были и силуэты, например, кровлю в изобилии украшали башенки, шпили, флагштоки.

Часто образную основу здания определяла идея какой-нибудь стихии: огня, воды или ветра. В таком случае все формы подчинялись воплощению этой идеи. Мотив взметнувшейся волны в рисунке чугунной ограды, в пластике и цвете лестничного марша, выполненного из голубовато-зелёного камня, в причудливых переплётах оконных рам, напоминающих по рисунку капли воды.

Примеры по странам:

1. Бельгия. Виктор Орта. Особняки.

2. Шотландия. Чарльз Макинтош. Художественная школа в Глазго. Интерьеры.

3. Франция. Гектор Гимар. Шрифт в надписи Метро, решётки при входах в парижское метро, вазы, мебель.

4. Испания. Антонио Гауди. Особняки, дома, церковь Саграда Фамилия.

Вопрос 63. Характеристика стилей начала 20 века: фовизм, кубизм.

Фовизм (от французского слова «fauves», обозначающего зверей хищной породы). Это слово неточно было переведено термином «дикие», который привился в нашей литературе.

Фовизм – это первое художественное течение 20 века, начавшее отход от принципов реализма.

Название «фовисты» было дано в насмешку художникам, выступившим в 1905 году против живописных методов и приемов импрессионизма, против ограниченности мещанских вкусов и натуралистического правдоподобия салонного искусства. Название было принято самой группой и прочно утвердилось за ней. Фовисты не имели общей эстетической программы, их объединяли декоративный характер живописных исканий, утверждение права художника на субъективное видение мира (исключение составляет Марке), уход от решения общественных проблем. Протест художников выразился в нарочитой остроте композиционных решений, в примитивизме форм, их пластической деформации, в отрицании линейной перспективы и иллюзорности, в цветовой экспрессии.

Фовисты форсировали цветовую насыщенность своих работ, доводя яркость колорита почти до предела возможностей восприятия. Они игнорировали природные закономерности, изображая деревья красными или синими, обнажённые человеческие фигуры ярко-красными на изумрудной траве. При этом рисунок намеренно упрощался, огрублялся, контуры предметов и фигур деформировались. Световоздушную перспективу фовисты вовсе не принимали во внимание.

В группу входили различные по своему творческому лицу художники: Анри Матисс, Альбер Марке, Андре Дерен, Морис Вламинк, Жорж Руо. Фовизм лишь краткое время объединял художников. Каждый из участников группы пошел собственным путем, изменив творческие принципы и приемы.

Фовизм оказал влияние на 2 направления. Немецкие художники объединений «Мост» и «Синий всадник» испытали влияние живописи французских мастеров.

Яркий представитель – французский художник Анри Матисс!!

Кубизм. Это одно из направлений во французском искусстве 1900-1910 годов, основателями которого были П. Пикассо и Ж. Брак. Своим названием кубизм обязан обилию прямых линий, граней и кубоподобных форм в живописных композициях.

Причина возникновения кубизма – это демонический протест против привычных форм. И вот художник мстит этой картине мира, он мстит ей и создаёт чудовищные деформации видимых вещей, он превращает мир в руины, кучу обломков ископаемой культуры, он подвергает свирепой казни всё якобы лицемерно прекрасное, якобы лицемерно живое. И если в картинах сохраняется хоть какой-то элемент декоративности, даже изящества, то это просто остаток здорового чувства художника, которое ему не удалось заглушить принятой им системой воображения.

Различают 3 периода в развитии кубизма:

1. Сезанновский 1907-1909. Работы этого периода наполнены массивными объёмами, прямыми и резкими изломами, они напоминают пластику негритянского искусства.

2. Аналитический 1909-1912. Авторы полотен этого периода дробили форму на мелкие грани и на сходящиеся под разными углами плоскости. При этом возникали эффекты стереометрии: едва наметившийся объём неожиданно превращался в плоскость, передняя грань – в боковую, линии, не успев начаться, вдруг обрывались. Все формы смешивались и образовывали не поддающийся зрительному восприятию калейдоскоп. Что касается кубов, то их появление было только началом разложения формы. В дальнейшем кубы распались на плоскости, анатомические срезы, на простые обломки тел.

3. Синтетический 1913-1914. основным приёмом становится коллаж. Живописный текст собирается из отдельных знаков разных языков: живописи, графики, нотных знаков. Он образовывал незамысловатый сюжет, как правило, натюрморт, который затем прочитывался зрителем. В качестве материала для картины выступали одиночные красочные мазки, обрывки газет, цветной бумаги, узорчатых обоев.

Яркий представитель – испанский художник Пабло Пикассо!!

Вопрос 64. Творчество Анри Матисса. 1869-1954.

Страна – Франция.

Время – 19-20 век.

Деятельность:

I. Живопись: «Танец», «Музыка», «Покой, радость и наслаждение», «Красная мастерская», «Рыбки», «Марокканский триптих».

II. Коллаж.

III. Коллекционер тканей.

Стиль – фовизм!!

Вопрос 65. Творчество Пабло Пикассо. 1891-1973.

Страна – Франция (по происхождению – испанец)

Время – 20 век.

Деятельность:

I. Живопись.

1. Голубой период.

2. Розовый период.

3. Периоды, связанные с влиянием на него женщин: классический, кубический, сюрреалистический.

II. Скульптура.

Вопрос 66. Творчество Сальвадора Дали. 1904-1989.

Страна – Франция (по происхождению – испанец).

Время – 20 век.

Деятельность:

I. Живопись.

1. Кубический период.

2. Классическая живопись.

3. Сюрреализм у Дали.

Примечательные образы живописи: слоны на тонких паучьих лапках, яйцо, костыль-подпорка.

II. Скульптура.

III. Основание музея.

Вопрос 67. Стили в архитектуре 20 века: функционализм и органическая архитектура.

1. Функционализм.

Луис Салливен 1856-1924.

Представитель чикагской архитектурной школы. Он выдвинул лозунг «стиль следует функции». Изысканные, но сдержанные орнаменты в духе модерна он сочетал с монументальной выразительностью каркасных многоэтажных конструкций, которые передавали растущую ввысь мощь современного города. Пример: универмаг «Карсон, Пири, Скотт».

Германия: Вальтер Гропиус, Бруно Таут.

Творчество Гропиуса знаменует переход архитектурных поисков к зрелому этапу функционализма. Новые строительные материалы предстают в своей первозданности,как бы прямо с фабрики, однако это не везде вело к преобладанию жёсткой рассудочной логики. Если она господствовала в выстроенном Гропиусом административном здании выставки «Немецкий веркбунд» в Кёльне, то «Стеклянный павильон» Бруно Таута на той же выставке казался колдовским наваждением. Таут и его единомышленники трактовали принципы функционализма в неоромантическом духе.

2. Органическая архитектура.

Фрэнк Ллойд Райт. 1864-1959. строго соотносил форму здания с его функцией и уделял внимание устранению противоречий между техникой и природой.

Дома прерий – это загородные особняки. Они связаны с окружающей средой, включены в ландшафт, они как бы стелются по земле, а их внутреннее пространство плавно перетекает друг в друга. Убрал чердак и подвал.

Пример: Дом над водопадом.

Вопрос 68. Стили в архитектуре 20 века: хай-тек и кантри.

1. Хай-тек.

Иро­ничность, космический масштаб и лаконичность, умноженные на технический прогресс, внесли очередной нюанс в архитектурную стилистику современности: вынос каркаса и инженерных коммуникаций на поверхность здания, обозначивших направление хай-тек (высокая технология) в общих границах постмодернизма, но с перерождением его стартовых деклараций.

Основные черты:

1. Использование высоких технологий в проектировании и строительстве, инженерном планировании зданий и сооружений.

2. Использование прямых линий и простых фигур.

3. Широкое применение стекла, пластика, металла.

4. Трубчатые конструкции из металла и лестницы, выведенные наружу здания.

5. Децентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещённого помещения.

6. Широкое использование серебристо-металлического цвета.

7. Частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма.

2. Кантри.

Кантри по-американски.

Климатические условия Дом Интерьер, декор, утварь
Жара, ураганный ветер, отсутствие снега Находится на территории ранчо, то есть фермы. Строение в один этаж, просторное, так как его не надо отапливать, большие навесы от палящего солнца, обилие дерева без резьбы Ковбойская атрибутика – сёдла, сапоги со шпорами, на стенах висят шляпы, хлысты, шкуры, колёса от повозок, присутствуют мотивы индейцев и кладоискателей – перья, томагавки, сундуки. Утварь медная, кактусы. Ткани в клетку.

Кантри по-французски

Климатические условия Дом Интерьер, декор, утварь
На юге яркое солнце и сильные ветра, сиреневые поля лаванды, подсолнухи. На севере – дожди, часто сырость и отсутствие солнца. В зависимости от климата стиль подразделяется на 2 вида: провансальский и шале. Провансальский стиль. Дома традиционно каменные, обвитые растениями. Окна небольшие (камень медленно нагревается и не пропускает в дом жару) или со ставнями. На южную сторону делается внутренний двор, тенистый, но пропускающий солнце. Много камня, используется известняк, светлый песчаник. Дерево присутствует в виде традиционных подпотолочных балок тёмно-коричневого цвета. Интерьеру свойственна потёртость – стены как бы нарочито небрежно оштукатурены, используется старая или состаренная мебель. Напольная плитка из глины выкладывается в виде сот. Стены белёные или светло-жёлтые. Мебель из дерева или плетёная. Из декора – яркий цветной фаянс, кованые изделия – подсвечники, гравюры. Присутствуют бытовые мелочи – весы, подставка под бутылку вина.

Кантри по-швейцарски (стиль присущ ещё и Франции, Италии, Австрии)

Климатические условия Дом Интерьер, декор, утварь
Горные массивы, ветер, снег Стиль шале. Дом – надёжная конструкция, построенная из массивного бруса хвойных деревьев. Высокий цокольный каменный этаж. Низкая двускатная крыша, которая нависает над домом и закрывает его от ветров и снега. Почти всегда есть мансарда. Раньше в шале не было гостиной, была лишь столовая, совмещённая с кухней. Теперь гостиная – обязательное и большое пространство. Стены побелены или обшиты натуральным деревом. В интерьере обилие дерева – балки на потолке, несущие колонны. Лестница всегда из дерева, с резьбой, почти всегда располагается в центре гостиной. Камины особой формы – его очаг большой, так как изначально камин предназначен для вяления мяса, запасаемого на зиму. Цвета – коричневый, охристый, ест оттенки бордового. Дерево разбавляют текстиль и раскрашенная керамика. Керамические тарелки развешивают на стенах, под кружки, миски делают специальные декоративные полки. Дерево может разбавляться элементами ковки, бытовыми предметами, картинами, сухоцветами

Кантри по-английски

Климатические условия Дом Интерьер, декор, утварь
Климат влажный, промозглый, дождливый Дом – это органичное объединение множества деталей, собираемых годами. Это сплав старого и нового. Дом каменный и очень прочный. Обилие дерева, деревянные панели, классический английский потолок из натурального дуба. Деревянные полы застланы толстыми шерстяными коврами. Мебель массивная кожаная, но элегантная. В текстиле первое место занимает ткань в цветочек, которая безболезненно сочетается с полоской и клеткой, с шерстью и кружевом. Фарфоровые вазы, лампы с абажурами, фаянсовая посуда. Почти обязательный атрибут гостиной – хрустальный графин с шерри, обставленный бокалами. Ставят его обычно так, чтобы отблеск огня из камина переливался в изломах хрусталя.

Кантри по-скандинавски

Климатические условия Дом Интерьер, декор, утварь
Суровая природа, ветер, холодные зимы, обилие снега Дом каменный либо деревянный, очень прочный Главная черта стиля – лаконичность. Всё аккуратно и строго, но не лишено элегантности. Особенность интерьера – обилие света в цвете: скандинавским народам не хватает солнца, поэтому они делают свои жилища максимально светлыми. Краски бежевые, сероватые, голубоватые, зеленоватые. Ткани льняные и хлопковые, в их узоре чаще всего клетка или полоска.

Кантри по-русски

Климатические условия Дом Интерьер, декор, утварь
На разной территории по-разному В постройках и убранстве выделяют два направления: 1. Традиционный стиль русской избы. Дома глубоко посажены в землю. У них небольшие окна и низкий вход. 2. Стиль старинной русской усадьбы. Крепкий дом часто двухэтажный. Иногда есть мезонин или балкон. Стиль избы. Стены не всегда оштукатурены, они бревенчатые. Печь часто просто побелена, иногда изразцовая. Отсутствие гостиной. Мебель тяжёлая, грубоватая, хотя с резьбой. Традиционен самовар и глиняная посуда. Стиль усадьбы. Стены, как правило, оштукатурены и побелены, иногда оклеены обоями. Гостиная – самая красивая комната в доме. Всё остальное – это сплошные заимствования: английский кабинет, анфилада комнат, подражание китайщине.

Вопрос 69. Поп-арт в живописи 20 века.

Мировую известность поп-арт приобрел в своем американском варианте, но корнями течение уходит в деятельность художников, архитекторов и критиков лондонской “Независимой группы” (Независимая группа Института современного искусства в Лондоне) — Эдуард Паолоцци, Ричард Гамильтон и другие.

В 1952 году эта группа объединяется для обсуждения вопросов современной культуры, философии, кибернетики, теории информации, масс-медиа (пресса радио, телевидение), популярной музыки, кино и дизайна. Особо пристально рассматривалось все, что было связано с массовой культурой — мода, американский вестерн, научная фантастика, иллюстрированные журналы. Эта группа не испытывала типичного отвращения интеллектуалов к коммерческой культуре. Напротив, ее потребляли с энтузиазмом, принимая как факт.

В 1952-1956 эта группа организовала в Лондоне несколько выставок среди которых: "Коллажи и объекты" (1954), Человек машина и движение (1955) и "Это завтра" (1956), на которой определились основные темы поп-арта — Мэрилин Монро и реклама. На выставке был представлен и коллаж Ричарда Гамильтона "Что же делает наши дома сегодня столь разнообразными, столь привлекательными?".

Представители:

1. Эдуард Паолоцци.

2. Роберт Раушенберг.

3. Энди Уорхолл.

4. Рой Лихтенштейн.

5. Другие на усмотрение студента.

Вопрос 70. Характеристика Софийского собора в Киеве (11 век) и Софийского собора в Новгороде (11 век).

Софийский собор в Киеве – это был собор митрополита и главы Русского государства – киевского князя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: