Анализ конкурентоспособности предприятия предусматривает оценку возможностей конкурирующих организаций в производстве и поставке на товарный рынок продукции, которая может повлиять на снижение интереса со стороны покупателя к предприятию и его продукции.
По отношению к предприятию факторы конкурентоспособности можно классифицировать на внешние и внутренние.
К внешним факторам следует отнести меры воздействия, которые позволяют сориентироваться товаропроизводителю на товарном рынке и определить дальнейшую стратегию развития предприятия. К ним относятся:
• экономические и административно хозяйственные факторы со стороны государства;
• основные характеристики действующих рынков, где реализуется продукция (емкость, сегментация, спрос и т.д.);
• деятельность политических партий, общественных и негосударственных организаций.
Внутренние факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия, включают:
• научный, технический, финансово-экономический, кадровый потенциал;
|
|
• материально-техническое обеспечение;
• маркетинг;
• эффективность рекламы;
• движение товара;
• сервисное обслуживание.
Внутренние и внешние факторы — это средство и способ использования резервов конкурентоспособности.
Резервы конкурентоспособности — это специфические потенциальные возможности предприятия, которые можно условно классифицировать по следующим основным группам.
• Резервы использования налоговых льгот.
• Резервы использования организационного потенциала предприятия.
• Резервы использование производственного и технологического потенциала предприятия.
• Резервы использования кадрового потенциала.
• Резервы использования финансово-экономического потенциала предприятия.
Анализ уровня конкурентоспособности предприятия обеспечит его реальную оценку только в том случае, если он связан с показателями хозяйственной устойчивости предприятия.
В современных рыночных отношениях значение аспектов качества и конкурентоспособности продукции является важным условием для конкурентной борьбы на мировом рынке.
К важнейшим достоинствам конкурентной борьбы следует отнести:
§ обеспечение потребностей населения дешевой и качественной продукцией;
§ удовлетворение специфических потребностей различных показателей, их избирательной способности;
§ соответствие количественных и качественных параметров товарной производственной продукции; развитие научно-технического прогресса.