При анализе рынка сбыта изучается его структура, т. е. проводится операция сегментирования рынка— разделение общей совокупности потребителей на определенные группы (сегменты), для которых характерны общие потребности, требования к товару и мотивы его приобретения. От того, насколько обоснованно выбран сегмент рынка, во многом зависит успех предприятия в конкурентной борьбе за рынок.
В бизнес-плане указываются основные потребители и принципы их сегментации, отмечается, что привлекает типичного покупателя данного сегмента, очерчивается круг наиболее привлекательных сегментов.
Критерии сегментирования рынка.
Единого метода сегментирования рынка нет. Предприятию необходимо опробовать варианты сегментирования на основе разных признаков (одного или нескольких сразу) и попытаться отыскать наиболее эффективный подход. Признак сегментации— это показатель способа выделения данного сегмента на рынке.
В настоящее время для деления совокупности потребителей используются следующие признаки сегментации:
|
|
• на основе социально-демографических параметров: национальность, религия, возраст, пол, семейное положение, образование, культурные традиции, характер трудовой деятельности и т. д.;
• экономические параметры: душевой доход и его структура, стоимость имущества, размер сбережений, уровень обеспечения жильем и т. п.;
• географические признаки: экономическое и политическое районирование, численность населения, его плотность, природно-климатическая зона и т. п.;
• поведенческие особенности покупателей: поводы для совершения покупок, интенсивность потребления, степень приверженности, импульсивность и т. д.;
• психографические признаки: стиль жизни, личные качества;
Все эти признаки сегментации исследуются в комбинации друг с другом. Итоги сегментирования используются для выбора приемлемого для продукции предприятия сегмента (или нескольких сегментов), определения возможных объемов спроса и позиционирования товара.
Контрольные вопросы.
1.Какие характеристики товара необходимо указать в бизнес-плане?
2. По каким критериям можно классифицировать рынок?
3. Что такое сегментирование рынка, и с какой целью оно проводится?
4. Существует ли единый и универсальный подход к сегментированию потребителей?
5. Назовите критерии, по которым проводят сегментирование рынка.
6.Для чего проводится анализ рыночного спроса?
7. С какой целью при составлении бизнес плана приводят информацию о патентной защищенности выпускаемой продукции?