Игра два на два (2 х 2)

Рассмотрим игру, в которой у игроков А и В по две стратегии. Платежная матрица имеет вид

  В1 В2   (7.8)
А1 a11 a12
А2 a21 a22

Рассмотрим случай, когда игра не имеет седловой точки.

Теорема 4. Пусть и – оптимальные смешанные стратегии игры с платежной матрицей (7.1) и ценой игры u, тогда для любого i, при котором выполняется строгое неравенство

qj < u,

имеет место равенство pi = 0. А если pi > 0, то

qj = u.

Аналогично, если для некоторых j

× pi > u,

то для этих j qj = 0. А если qj > 0, то

× pi = u.

Определим оптимальную смешанную стратегию игрока А, а для этого решим систему трех уравнений с тремя неизвестными

а11 × p1 + а21 × p2 = u,

а12 × p1 + а22 × p2 = u,

p1 + p2 = 1.

Решив следующую систему, найдем оптимальную стратегию игрока В:

а11 × q1 + а12 × q2 = u,

а21 × q1 + а22 × q2 = u,

q1 + q2 = 1.

Рассмотрим первую систему. Вычитая из первого равенства второе, получая

11 - а12) × p1 + (а21 - а22) × p2 = 0.

Подставим P2 = 1 – P1, тогда

11 – а12) × p1 + (а21 – а22) (1– p1 ) = 0,

отсюда оптимальная смешанная стратегия для игрока А – S*(p1, p2)

это – хорошо

P1 = (а22 – а21)/(а11 – а12 + а22 – а21),

P2 = 1– P1 = (а11 – а12)/(а11 – а12 + а22 – а21).

цена игры

u = (а11 × а22 – а21 × а12)/(а11 – а12 + а22 – а21).

Рассуждая аналогично, для определения оптимальной стратегии игрока В получая

q1 = (а22 – а12)/(а11 – а12 + а22 – а21),

q2 = (а11 – а21)/(а11 – а12 + а22 – а21).

Пример. Имеются две конкурирующие фирмы А и В, выпускающие изделия двух модификаций. Изучение спроса покупателей показало, что если выпускаются изделия первой модификации обеими фирмами, А1 и В1, то 40 % покупателей предпочитают изделия фирмы А и 60 % - фирмы В. Если выпускаются изделия А1 и В2, то 90 % покупателей приобретают изделия А. Если изготавливаются изделия А2 и В1, будет продано 70 % изделий фирмы А. Наконец, если выпускаются изделия второй модификации А2 и В2 обеими фирмами, то 20 % покупателей предпочитают изделия фирмы А.

Решение. Представим выигрыш фирмы А в табличной форме

а11 = 40 % - 60 % = -20 %; а12 = 90 % - 10 % = 80 %;

а21 = 70 % - 30 % = 40 %; а22 = 20 % - 80 % = -60 %.

В1 В2 ai
А1 -20   -20
А2   -60 -60
bj      

Нижняя цена игры составляет (-20), верхняя равна 40. Игра не имеет седловой точки. Найдем оптимальные смешанные стратегии

p1 = (-60 - 40)/(-20 –80-60-40) = ; p2 = ;

u = [-20 × (-60)- 40 × 80]/ (-20 –80-60-40) = 10;

q1 = (-60 - 80)/(-20 –80-60-40) = ; q2 = .

Выигрыш фирмы А в соответствии с ценой игры составит 10 %. Следовательно, предпочтение покупателей можно выразить как А – В = 10 %, но А + В = 100 %, тогда А = 55 %; В = 45 %. Следовательно, при таких оптимальных стратегиях изделия фирмы А будут покупать 55 % потребителей, а фирма В – 45 % потребителей.




double arrow
Сейчас читают про: