Рассмотрим игру, в которой у игроков А и В по две стратегии. Платежная матрица имеет вид
| В1 | В2 | (7.8) | |
| А1 | a11 | a12 | |
| А2 | a21 | a22 |
Рассмотрим случай, когда игра не имеет седловой точки.
Теорема 4. Пусть
и
– оптимальные смешанные стратегии игры с платежной матрицей (7.1) и ценой игры u, тогда для любого i, при котором выполняется строгое неравенство
qj < u,
имеет место равенство pi = 0. А если pi > 0, то
qj = u.
Аналогично, если для некоторых j
× pi > u,
то для этих j qj = 0. А если qj > 0, то
× pi = u.
Определим оптимальную смешанную стратегию
игрока А, а для этого решим систему трех уравнений с тремя неизвестными
а11 × p1 + а21 × p2 = u,
а12 × p1 + а22 × p2 = u,
p1 + p2 = 1.
Решив следующую систему, найдем оптимальную стратегию
игрока В:
а11 × q1 + а12 × q2 = u,
а21 × q1 + а22 × q2 = u,
q1 + q2 = 1.
Рассмотрим первую систему. Вычитая из первого равенства второе, получая
(а11 - а12) × p1 + (а21 - а22) × p2 = 0.
Подставим P2 = 1 – P1, тогда
(а11 – а12) × p1 + (а21 – а22) (1– p1 ) = 0,
отсюда оптимальная смешанная стратегия для игрока А – S*(p1, p2)
это – хорошо
P1 = (а22 – а21)/(а11 – а12 + а22 – а21),
P2 = 1– P1 = (а11 – а12)/(а11 – а12 + а22 – а21).
цена игры
u = (а11 × а22 – а21 × а12)/(а11 – а12 + а22 – а21).
Рассуждая аналогично, для определения оптимальной стратегии игрока В получая
q1 = (а22 – а12)/(а11 – а12 + а22 – а21),
q2 = (а11 – а21)/(а11 – а12 + а22 – а21).
Пример. Имеются две конкурирующие фирмы А и В, выпускающие изделия двух модификаций. Изучение спроса покупателей показало, что если выпускаются изделия первой модификации обеими фирмами, А1 и В1, то 40 % покупателей предпочитают изделия фирмы А и 60 % - фирмы В. Если выпускаются изделия А1 и В2, то 90 % покупателей приобретают изделия А. Если изготавливаются изделия А2 и В1, будет продано 70 % изделий фирмы А. Наконец, если выпускаются изделия второй модификации А2 и В2 обеими фирмами, то 20 % покупателей предпочитают изделия фирмы А.
Решение. Представим выигрыш фирмы А в табличной форме
а11 = 40 % - 60 % = -20 %; а12 = 90 % - 10 % = 80 %;
а21 = 70 % - 30 % = 40 %; а22 = 20 % - 80 % = -60 %.
| В1 | В2 | ai |
А1
| -20 | -20 | |
| А2 | -60 | -60 | |
bj
|
Нижняя цена игры составляет (-20), верхняя равна 40. Игра не имеет седловой точки. Найдем оптимальные смешанные стратегии
p1 = (-60 - 40)/(-20 –80-60-40) =
; p2 =
;
u = [-20 × (-60)- 40 × 80]/ (-20 –80-60-40) = 10;
q1 = (-60 - 80)/(-20 –80-60-40) =
; q2 =
.
Выигрыш фирмы А в соответствии с ценой игры составит 10 %. Следовательно, предпочтение покупателей можно выразить как А – В = 10 %, но А + В = 100 %, тогда А = 55 %; В = 45 %. Следовательно, при таких оптимальных стратегиях изделия фирмы А будут покупать 55 % потребителей, а фирма В – 45 % потребителей.
bj






