Функциональные подразделения предприятия

Промышленные предприятия могут быть организованы с полным и неполным циклами производства. Предприятия с полным циклом производства имеют все необходимые цехи и службы для изготовления сложного изделия, а на предприятиях с неполным циклом производства отсутствуют некоторые цехи, относящиеся к определенным стадиям производства. Например, металлургические предприятия с полным циклом в своем составе имеют полный передел металлургического производства: аглоизвестковое, коксохимическое, доменное, сталеплавильное и прокатное производство. Так, машиностроительные заводы могут не иметь своих литейных и кузнечных цехов, а получать литье и поковки по кооперации от специализированных предприятий [10–13, 18]. Каждое подразделение предприятия представляет собой хозяйственный механизм и отражает единство производственной, экономической и организационной деятельности, результат которой – выпуск продукции. Углубление самостоятельности подразделений требует обеспечения их согласованной работы, а также повышения заинтересованности работников в конечном результате деятельности всего предприятия.

Все цехи и хозяйства промышленного предприятия можно раз­делить на цехи основного производства, вспомогательные цехи и обслуживающие хозяйства, что показано на рисунке 2.2. На отдельных предприятиях могут быть подсобные и побочные цехи.

Рисунок 2.2 – Производственная структура машзавода

К цехам основного производства относятся цехи, изготовляющие основную продукцию предприятия. В металлургическом производстве к основным цехам относятся доменный, сталеплавильный и прокатные цехи. Основные цехи машиностроительного производства делятся на заготовительные (кузнечные, литейные), обрабатывающие (механический, термический), сборочные и механосборочные. Главными задачами основного производства являются обеспечение движения продукта в процессе его изготовления, организация рационального технико-технологического процесса. Производственные подразделения основного производства связаны и взаимодействуют с инструментальными, ремонтно-механическими и энергетическими подразделениями вспомогательного производства.

Задача вспомогательных цехов – изготовление инструментальной оснастки для производственных цехов предприятия, про­изводство запасных частей для заводского оборудования и энергети­ческих ресурсов. Важнейшими из этих цехов являются инструмен­тальные, ремонтные, энергетические. Количество вспомогательных цехов и их размеры зависят от масштаба производства и состава ос­новных цехов.

К подсобным цехам относятся, как правило, цехи, осуществляющие добычу и обработку вспомогательных материалов, например тарный цех, изготовляющий тару для упаковки продукции; копровый цех, производящий подготовку металлолома.

Побочные цехи – это цехи, в которых изготавливается продукция из отходов производства либо осуществляется восстановление использованных вспомогательных материалов для нужд производства (например, цех по регенерации отходов и обтирочных материалов).

К подразделениям по обслуживанию основного и вспомогательного производств относят то, что называется инфраструктурой предприятия: складские и транспортные подразделения, жилищно-коммунальные структуры, столовые, санатории, учебные заведения и т.д. Система обслуживания производственного процесса имеет целью обеспечение его бесперебойного и эффективного функционирования. Работа производственных подразделений организуется на основе соответствующей подготовки, которая выражается в обеспечении их чертежами, технологией обработки деталей, специалистами и т. д. Извне подразделения обеспечиваются сырьем, материалами, заготовками, комплектующими изделиями, накапливающимися и хранящимися на складе.

Движение предметов труда внутри цехов и между ними образуют производственные потоки, которые организуются в соответствии с типом, особенностями и масштабом производства. При этом выдерживаются маршруты движения различных потоков, согласованные во времени и пространстве на основе закономерностей конкретного производства. При усилении ориентации предприятий на нужды потребителя в значительной мере расширился состав подразделений сервисного обслуживания, изучающих конъюнктуру спроса на продукцию, занимающихся комплектацией готовой продукции, обеспечивающих надзор и контроль использования продукции, про­водящих монтаж, наладку и гарантийный ремонт продукции у потре­бителя. Сервисные службы имеют необходимый запас деталей, узлов и агрегатов, позволяющих ремонтировать реализованную продукцию. Также большую роль на предприятии имеют подразделения социальной инфраструктуры, которые призваны обеспечить социальное обслуживание рабочих, прежде всего по улучшению охраны труда, технике безопасности, медицинскому обслуживанию, организации отдыха и спорта, бытового обслуживания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: