Функции и задачи обслуживания производства

Нормальная производительная работа подразделений основного производства на предприятии возможна лишь при условии, что все компоненты, необходимые для изготовления продукции, находятся в исправном состоянии, в нужном количестве и на каждом рабочем месте. Обеспечение бесперебойных поставок на рабочие места материалов, топлива, энергии, инструмента, ремонта машин и механизмов, уборки помещений является обязанностью сектора вспомогательного производства, который, несмотря на свое название, вовсе не является второстепенным. В цехах и на участках вспомогательного и обслуживающего сектора численность и квалификация занятого персонала нередко превосходят численность и квалификацию рабочих основного производства. Так, в 1994 г. общее количество рабочих на Московском автомобильном заводе им. И.А. Лихачева составляло 85 000 работающих, из которых лишь 26 000 были заняты в основных цехах. Конечно, подобная структура занятости характерна главным образом лишь для крупносерийного и массового производства. К сожалению, с 12 декабря 2006 г. этот крупнейший автомобилестроительный завод России как юридическая организация перестал существовать, поскольку был продан иностранным инвесторам просто как территория, которую они будут использовать совсем по другому назначению.

Высокопроизводительное и дорогостоящее оборудование, которое используется в массовом производстве, нецелесообразно, а порою опасно останавливать или оставлять без присмотра. Поэтому на предприятиях применяется и строго соблюдается принцип разделения и специализации труда: рабочие основных профессий заняты исключительно изготовлением продукции на своих рабочих местах. Все, что находится за пределами их рабочего места или касается неисправности оборудования, относится к компетенции вспомогательного и обслуживающего персонала.

Продукция вспомогательного персонала не относится к основному производству лишь потому, что потребляется внутри предприятия и вследствие этого не является самостоятельным товаром. Все затраты, связанные с обслуживанием производства, указанные в отдельных статьях калькуляции, входят в себестоимость основных изделий (услуг) предприятия. Разделение функций персонала на основные и вспомогательные, прежде всего, связано с масштабами предприятия.

Небольшие предприятия имеют, как правило, небольшой хозяйственный аппарат, который, выполняя лишь небольшую часть обслуживающих работ (мелкий ремонт, уборку помещений, хранение материальных ценностей и др.), прибегает к услугам сторонних специализированных организаций, заключая с ними договоры и контролируя качество и своевременность их реализации.

На крупных предприятиях, как правило, создаются собственные подразделения, в которых ощущается повседневная потребность и в обязанности которых входят:

– обеспечение транспортом;

– ремонт средств производства;

– обеспечение энергоресурсами;

– обеспечение инструментом и приборами;

– охрана и сохранность наличного имущества;

– санитарно-бытовое обслуживание.

Нередко свободные мощности обслуживающих цехов и участков используются для оказания услуг сторонним организациям по договорам. В таком случае эти услуги оформляются по правилам реализации товарной продукции и относятся к основной деятельности предприятий. Например, транспортные перевозки для других предприятий это основная, а не вспомогательная деятельность транспортного цеха. Но если транспортный цех занят исключительно внутризаводскими перевозками – это функция обслуживания. В целом развитие специализированных предприятий, способных обслуживать внутренние потребности других организаций, – тенденция прогрессивная, поскольку при этом, как правило, снижаются затраты на обслуживание и улучшается его качество. Однако поручать специализированным предприятиям мелкие, повседневные работы, особенно те, которые невозможно конкретно спланировать и оценить, нецелесообразно, поэтому нередко даже на малых предприятиях имеются вспомога­тельные хозяйства, решающие вопросы обслуживания.





Подборка статей по вашей теме: