double arrow

Учет общепроизводственных расходов

7.

3.

2.

1.

Тема 2. Учет вспомогательных производств

1.Общие принципы и задачи учета во вспомогательных производствах

2.Ремонтные мастерские

3.Ремонт зданий и сооружений

4.Учет в манинно-тракторном парке

5.Учет затрат по автотранспорту

6.Учет затрат по элетроснабжению, водоснабжению и прочим вспомогательным производствам

7.Учет затрат по гужевому транспорту

Ряд производственных подразделений являются вспомогательными (подсобными) по отношению к основному производству и предназначены для его обслуживания, выполнения ремонтных идругих работ для основных подразделений и оказания им различных услуг.

Вспомогательные производства — важное и необходимое звено в деятельности сельскохозяйственной организации.

В сельскохозяйственных организациях вспомогательные производства рассматриваются как самостоятельные объекты учета затрат, поскольку их продукция (работы и услуги) почти полнос­тью относится к основному производству, за исключением продажи и реализации на сторону.

Основными задачами учета затрат вспомогатель­ных производств являются:

- четкое выделение затрат по каждому виду вспомогательных производств и обособление их от затрат основного производства,

- экономически обоснованная группировка затрат по видам вспомогательных производств и отдельным статьям;

- контроль и сопоставление фактических затрат с плановыми или нормативными;

- правильное списание услуг вспомогательных производств по отдельным потребителям;

- правильное калькулирование себестоимости единицы продукции, работ и услуг вспомогательных производств;

- правильное распределение затрат вспомогательных производств между отдельными потребителями (по объектам и статьям основного производства).

В сельскохозяйственных организациях для учета затрат и услуг вспомогательных производств и калькулирования их себестоимос­ти применяется синтетический счет 23 «Вспомогательные произ­водства», к которому открываются следующие субсчета:

23/1 «Ремонтные мастерские»;

23/2 «Ремонт зданий и сооружений»;

23/3 «Машинно-тракторный парк»;

23/4 «Автомобильный транспорт»;

23/5 «Энергетические производства (хозяйства)»;

23/6 «Водоснабжение»;

23/7 «Гужевой транспорт»;

23/8 «Прочие вспомогательные производства».

Счет 23 является активным, операционно-калькуляционным. По его дебету собирают фактические затраты в разрезе отдельных статей, как прямые, связанные непосредственно с выполнением работ (услуг), изготовлением (выпуском) изделий, так и косвен­ные, связанные с управлением и обслуживанием вспомогательных производств, а также потери от брака.

По кредиту счета 23 отражают выполненные услуги каждым вспомогательным производством для соответствующего потреби­теля. Выполненные этими производ­ствами работы (услуги) ежемесячно отражают по кредиту счета, в большинстве случаев по плановой себестоимости. В конце года плановая себестоимость доводится до факти­ческой путем определения и списания калькуляционных разниц (корректировочных сумм).

Ремонтно-механические мастерские являются самым распространенным видом вспомогательных производств и имеются прак­тически в каждой сельскохозяйственной организации. Их основной задачей является выполнение различного рода ремонтных и поделочных работ в целях поддержания в рабочем состоянии ма­шинно-тракторного парка, оборудования и других средств механизации производственных процессов.

В зависимости от объема и характера ремонтных работ разли­чают капитальный и текущий ремонт. Капитальным ремонтом автомобильного транспорта считается ремонт, проведение которого обусловлено определенной нормой пробега и условий работы в зависимости от марки автотранспорта.

Текущий ремонт включает работы по исправлению или отдельных деталей основных средств, а также работы по поддержанию основных средств в рабочем состоянии (ремонт окон, мена отдельных деталей оборудования и т.п.). Текущий проводится раз в год.

Все затраты по видам ремонта учитывают на субсчете 23/1 «Ремонтные мастерские».

По результатам осмотра машин составляется ведомость дефектов в двух экземплярах. Один передается на склад запасных частей и служит основанием для пуска запасных частей и ремонтных материалов, второй остается в мастерской и служит основанием для выписки наряда на сдельную работу. По окончании ремонта ведомость сдается в бухгалтерию.

Для формирования данных о затратах ведут Журнал учета затрат в ремонтной мастерской (ф. № 302-АПК). В этом журнале на каждый объект ремонта, то есть на каждую ремонтируемую машину или работу по изготовлению изделий и инвентаря, открывают отдельные аналитические счета (отдельные страницы).

На этих аналитических счетах на основании данных первичных документов накапливаются расходы, которые группируются по следующим статьям:

1) оплата труда с отчислениями на социальное страхова­ние и обеспечение. Здесь учитывают основную и дополнительную заработную плату (оплату труда) работникам мастерской за выполненные работы по ремонту техники, изготовлению мелкого инвентаря, за­пасных частей и т. д. При этом начисленную оплату труда (челове­ко-часы, сумму) отражают следующей записью: Дт 23/1 Кт 70.

23/1 69

2) материальные ресурсы. Относят стоимость израсходованных на ремонт запасных частей, других ремонтных материалов, а также сто­имость ГСМ

Дт 23/1 Кт 10

3)содержание ос­новных средств. Отражают затраты, связанные с содержа­нием оборудования, используемого ремонтной мастерской.

4) Работы и услуги. Относятся затраты на работы и услуги других вспо­могательных производств организации, обеспечивающих нужды ремонтного производства, а также затраты на оплату услуг произ­водственного характера, оказываемых сторонними организациями. Про­изводят записи

23/1 23/3,4,7,60

5) организация производства управление. Учитывают затраты по организации и управлению ремонтной мастерской, то есть цеховые (общепроизводственые) расходы, которые предварительно отражают на отделном аналитическом счете по установленным статьям расходов в составе счета 23.

6) прочие затраты. Расход инвентаря и хозяйственных принадлежностей, специальной одежды и обуви, а также прочие основные затраты, не учтенные в предыдущих статьях. 23/1 10

Кроме прямых затрат в процессе производства ремонтные терские несут общие расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на соответствующий аналитический счет. Для учета таких расходов внутри счета 23/1 открывают аналитический счет общепроизводственных расходов «цеховые расходы ремонтной мастерской». Учет затрат на этом отдельном аналитическом счете ведется по типовой номенклатуре статей. В конце месяца они распределяются по аналитическим счетам, открытым по заказам пропорционально прямой оплате труда. Если ремонт носит длительный характер цеховые расходы включаются в заказы в нормативном размере, установленном в процентах к прямой оплате труда. В конце года размер этих расходов корректируется да фактических размеров.

Объектами калькуляции по ремонтной мастерской являют заказы (отдельные ремонтируемые объекты или группы однородных объектов).

Себестоимость отдельного заказа определяется ходя из данных Журнала учета затрат в ремонтной мастерской и соответствующей доли цеховых расходов.

По завершении ремонта фактические затраты по ремонти­руемым объектам относят на счета основного, вспомогательного и обслуживающего производств. Фактическую себестоимость работ списывают с кредита счета 23/1 дебет счетов 23/3,23/4, 20/1, 20/2, 20/3, 25.

Если учетной политикой сельскохозяйственной организации предусмотрено создание ремонтного фонда, фактическую с/с работ по законченному ремонту списывают в дебет 96/1 «Ремонтный фонд» с кредита счета 23/1. Образование ремонтного фонда (по нормативу за счет себестоимости работ ремонтного производства) отражают по дебе­ту счетов 20, 23, 25, 26 и других счетов учета затрат и кредиту счета 96/1 «Ремонтный фонд».

Если капитальный ремонт техники выполнялся на стороне, то сум­мы законченного ремонта относят в дебет счетов 20, 23, 25, 16 и с кредита счета

При изготовлении в ремонтной мастерской изделий их приходуют в дебет счета 10.

В конце года на субсчете 23/1 «Ремонтные мастерские» остаются затраты по незаконченному ремонту, которые показываются в балансе как незавершенное производство. При закрытии субсчета 23/ в конце года прямые затраты по завершенному ремонту списываются в фактической их сумме. Цеховые рас­ходы распределяются на ремонтируемые объекты пропорциональ­но прямым затратам. Возможны два варианта списания цеховых расходов. В первом в течение года цеховые расходы распределяют по нормативу, а в конце года производят их корректировку до фактических размеров. При втором варианте осуществляют списа­ние цеховых расходов в конце месяца по фактическим затратам пропорционально прямым затратам.

Таким образом, закрытие данного субсчета сводится лишь к распределению цеховых расходов, если использовался первый ва­риант их списания (в течение года данные расходы относились на счета потребителей в нормативном размере). При распределении цеховых расходов в нормативном размере в конце года происходит списание разницы между фактическими и нормативными расхо­дами.

Сельскохозяйственные организации осуществляют затраты, связанные с ремонтом зданий и сооружений, которые учитывают­ся на субсчете 2 «Ремонт зданий и сооружений» счета 23 «Вспомо­гательные производства».

По данному субсчету выделяют две группы аналитических сче­тов: первая группа — для учета затрат объектов капитального ре­монта, вторая — для учета затрат объектов текущего ремонта.

Капитальный ремонт может осуществляться либо силами са­мой сельскохозяйственной организации (хозяйственным спосо­бом), либо с привлечением специализированных строительных или ремонтных организаций (подрядным способом).

Аналитический учет затрат по ремонту зданий и сооружений, передаточных устройств ведут по каждому объекту. По дебету ана­литических счетов собирается информация о фактических затра­тах. Затраты на капитальный ремонт по группируются по следующей номенкла­туре статей:

1)оплата труда с отчислениями на социальные нужды;

2)ремонтно-строительные материалы. Относят стоимость израсходованных на объектах капитального ремонта строительных и ремонтных мате­риалов (кирпича, цемента, железа, лесоматериалов и т. п.).

3)работы и услуги; отражают стоимость услуг вспомо­гательных производств/услуг сторонних организаций (в коррес­понденции со счетом 60 с указанием сумм НДС отражают сто­имость оплаченных работ за капитальный ремонт основных средств, выполняемый подрядным способом).

4)прочие производственные затраты. относят расхо­ды прочих материальных ценностей, амортизацию основных средств, используемых при проведении капитального ремонта, и др.»

Если капитальный ремонт выполняется подрядным способом, сельскохозяйственная организация заключает с подрядчиком до­говор на проведение ремонта. После его окончания подрядчик выписывает счет-фактуру для оплаты выполненных работ. На их стоимость составляется следующая проводка:

Дт 23

Дт 19 Кт 60

Списание накопленных затрат на завершенный капитальный ремонт осуществляется с кредита соответствующих аналитических счетов счета 23/2 на счет предварительно созданного ремонтного фонда (96) или путем включения в затраты других производств (20, 23, 25, 26) в течение года по установленному нормативу с до­ведением в конце года до уровня фактических затрат. Таким образом, порядок списания расходов с субсчета 2 «Ремонт зданий и сооружений» такой же, что и по ремонтно-механической мастерс­кой.

Сумма фактических затрат, не по­крытая ремонтным фондом, относится на счет 97 «Расходы буду­щих периодов», с которого в последующем она будет списываться по мере поступления средств в ремонтный фонд.

Инвентарные карточки основных средств, находящихся в ре­монте, на время капитального ремонта изымают из общей карто­теки и хранят отдельно в специальном разделе «Основные сред­ства в ремонте». По окончании ремонта в инвентарных карточках делают записи о произведенных ремонтах и возвращают их на по­стоянное место в картотеке.

По окончании капитального ремонта отремонтированные объекты принимают в эксплуатацию на основании «Акта приема-сдачи отремонтированных и реконструированных объектов» (ф. ОС-3). В документе указываются качество проведенного ре­монта, его стоимость и другая информация.

Затраты на текущий ремонт зданий и сооружений также учиты­вают на счете 23, субсчет 2 «Ремонт зданий и сооружений», где для этих целей выделяется группа аналитических счетов «Текущий ре­монт». Учет затрат ведется в разрезе следующих статей:

1)затраты на оплату труда с отчислениями на социальные нужды;

2)строительно-ремонтные материалы;

3)прочие производственные затраты.

На первую статью относятся суммы начисленной оплаты труда работников, занятых на работах по текущему ремонту. По данной статье учитывают отчисления на социальное страхование и обес­печение.

На статью «Строительно-ремонтные материалы» относят сто­имость израсходованных на объектах текущего ремонта строи­тельных и ремонтных материалов.

По статье «Прочие производственные затраты» осуществляется учет расходов, не вошедших в первые две статьи: прочих матери­альных ценностей, услуг вспомогательных производств, амортиза­ции основных средств, используемых в процессе текущего ремон­та, и т. д.

Порядок списания затрат на текущий ремонт, учтенных по данному субсчету в конце месяца или по окончании ремонта, осу­ществляется за счет созданного ремонтного фонда в том же поряд­ке, что и на капитальный ремонт.

Счет 23 «Вспомогательные производства», субсчет 2 «Ремонт зданий и сооружений» по дебету корреспондирует с кредитом сле­дующих счетов:

10 «Материалы» — на стоимость материалов, нефтепродуктов, запасных частей и т. п., израсходованных при капитальном (теку­щем) ремонте;

08 «Вложения во внеоборотные активы», аналитический счет «Эксплуатация строительных машин и механизмов» — на долю затрат, относящихся к капитальному (текущему) ремонту;

23 «Вспомогательные производства» — на стоимость услуг вспомогательных производств своего хозяйства, оказанных капи­тальному (текущему) ремонту;

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на стоимость работ по капитальному ремонту, выполненных сторонней органи­зацией;

70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — на сумму начис­ленной оплаты труда работникам, занятым капитальным (теку­щим) ремонтом;

69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» — на сумму произведенных отчислений по единому социальному нало­гу;

96 «Резервы предстоящих расходов» — на суммы, резервируе­мые на оплату отпусков.

Порядок закрытия данного субсчета аналогичен предусмотрен­ному по субсчету 23/1 «Ремонтные мастерские» (корректировка цеховых расходов).

В современном аграрном производстве тракторами выполняют-механизированные полевые работы по обработке почвы и возде­лыванию различных сельскохозяйственных культур, а также транс­портные работы. Все это предопределяет особенности учета затрат по содержанию и эксплуатации машинно-тракторного парка.

Данные о затратах и выполненных работах по машинно-трак­торному парку содержатся в учетных листах трактористов-машини­стов (ф. № 133-АПК) и путевых листах тракторов (ф. № 134-АПК). Первые используются для учета механизированных работ, выпол­няемых на тракторах, комбайнах и самоходных машинах, вторые применяются для отражения информации о транспортных работах на тракторах.

Учетный лист открывают на каждого тракториста-машиниста (марку трактора, машину) и записи делают ежедневно. В этом до­кументе записывают выполняемые работы по каждой культуре и по группе культур. Объемы выполненных работ отражают как в натуральных показателях (га, ц и др.), так и в условных эталонных гектарах по количеству выполненных нормо-смен. На каждую марку трактора установлена своя сменная эталонная выработка, которая определяется умножением коэффициента перевода трак­тора в условный на продолжительность смены в часах. Расчет объема работ в условных эталонных гектарах производится умно­жением количества выполненных сменных норм (нормо-смен) на сменную эталонную выработку.

Кроме фактически выполненной работы в документе опреде­ляются оплата труда (основная, дополнительная, всего), расход горючего по норме и фактический и другие показатели.

В путевом листе трактора, который одновременно является до­кументом, разрешающим выезд и использование его на транспор­тных работах, содержатся сведения о том, откуда взят и куда дос­тавлен груз, о количестве перевезенного груза в тоннах, о расстоя­нии перевозки в километрах, в том числе с грузом, выполненных тонно-километрах, отработанном времени в часах, фактическом расходе горючего, начисленной основной и дополнительной оп­лате труда. Расход горючего по норме, объем работ в условных эталонных гектарах определяются так же, как и при оформлении учетного листа тракториста-машиниста.

После проверки правильности заполнения этих документов бухгалтерией и утверждения их руководителем учтенные в них показатели переносятся в Накопительную ведомость учета затрат (ф. № 301-АПК), которая вместе с учетными листами целоднев­ных (сменных) и внутрисменных простоев (ф. № 64а) является основанием для составления лицевого счета (производственного отчета, ф. № 83-АПК). В нем ведут аналитический учет затрат, а также работ машинно-тракторного парка.

Для учета затрат по эксплуатации и содержанию машинно-тракторного парка предназначен счет 23/3, к которому открывают два аналитических счета: 1 «Содержание и эксплуатация машин­но-тракторного парка»; 2 «Содержание и эксплуатация самоход­ных машин».

По первому аналитическому счету учитывают затраты по содер­жанию тракторов на всех видах работ, включая транспортные и зем­леройные, тракторных прицепов, гаражей, навесов, машинных дво­ров, прицепных и навесных сельскохозяйственных машин и орудий по обработке почвы, возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур и других основньк средств машинно-тракторного парка.

На втором аналитическом счете отражают затраты по содержа­нию всех видов комбайнов и других самоходных машин, гаражей, навесов, площадок и других основных средств, связанных с содер­жанием и эксплуатацией этих машин.

Учет расходов по первому аналитическому счету осуществляет­ся с подразделением на следующие статьи: 1) оплата труда с от­числениями на социальные нужды; 2) содержание основных средств; 3) работы и услуги; 4) организация производства и управ­ление; 5) прочие затраты.

По 1-й статье учитывают основную и дополнительную оплату труда трактористов-машинистов за выполненные транспортные работы (кроме работ для растениеводства), а также отчисления в резерв на оплату отпусков (если он формируется), на социальное страхование и обеспечение. Оплата труда грузчиков относится не­посредственно на соответствующие счета объектов учета перево­зимых грузов. По этой статье также не отражается основная и до­полнительная оплата труда с отчислениями на социальные нужды трактористов-машинистов за выполненные механизированные сельскохозяйственные работы, так как эти затраты относятся пря­мым путем на объекты учета в растениеводстве без отражения по счету 23/3 «Машинно-тракторный парк». При начислении оплаты труда на транспортных работах дебетуют счет 23/3 и кредитуют счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Отчисления на социальные нужды отражают по дебету счета 23/3 и кредиту счета 69 «Расчеты с органами социального страхования и обеспечения», а в резерв на отпуска — по кредиту счета 96/1.

На 2-ю статью относят стоимость горючего и смазочных мате­риалов, израсходованных на транспортных работах тракторов.

По этой же статье в течение года учитываются амортизационные отчисления, расходы на ремонт или отчисления в ремонтный фонд (при его образовании) на покрытие затрат, связанных с ремонтом основных средств машинно-тракторного парка. Кроме того, здесь же ведут учет расходов по замене и ремонту износившейся резины и гусениц для тракторов и других сельскохозяйственных машин.

При начислении амортизации дебетуют счет 23/3 и кредитуют счет 02 «Амортизация основных средств». На сумму отчислений в ремонтный фонд делается запись: Дт 23/3 Кт 96/4 «Ремонтный фонд»

Учет по 3-й и 4-й статьям осуществляется так же, как и в других вспомогательных производствах.

На 5-ю статью относят расходы по охране труда и технике безопасности, различных материалов, спецодежды и обуви, другие расходы, связанные с содержанием машинно-тракторного парки. Указанные затраты записывают по дебету счета 23/3 и кредиту счета 10 «Материалы» (различные субсчета) и др.

Выполненные тракторами транспортные работы измеряются количеством тонно-километров и условных эталонных гектарах. В течение года эти работы (за исключением транспортных работ растениеводстве) по плановой себестоимости списываются с кредита счета 23/3 в дебет счетов по учету материальных ценностей (10 «Материалы»), производства (20/2 «Животноводство», «Промышленное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.), капитальных и вложений (08/3 «Строительство объектов основных средедств», выполненных работ на сторону исходя из объема выполненных работ.

В конце года амортизационные отчисления, работы и услуги, а также прочие затраты машин но-тракторного парка в доле, относящейся на выполненные работы в растениеводстве, списывают с кредита счета 23/3, аналитический счет 1 в дебет счета 20/1 «Растениеводство» по группам культур.

Указанные выше затраты распределяют между сельскохозяйственными и транспортными работами на основе Ведомости распределения амортизационных отчислений, отчислений в ремонтный фонд и других распределяемых затрат (ф. № 74-АПК) в следующем порядке: по тракторам, тракторным прицепам, гаражам, навесам, площадкам для хранения техники, машинным дворам — пропорционально объему выпол­ненных механизированных работ, включая транспортные, в условных эталонных гектарах; по другим машинам — пропорцио­нально объему выполненных работ в физическом выражении (сеялки — по площади посева, машины для внесения удобрения в почву— пропорционально количеству внесенных под культуру удобрений и т. д.).

Амортизационные отчисления (отчисления в ремонтный фонд), работы и услуги и прочие затраты, приходящиеся на выполненные с использованием тракторов транспортные работы, на объекты уче­та в конце года отдельно не списываются, так как они относятся на них в течение года в составе плановой себестоимости выполненных транспортных работ в условных эталонных гектарах.

Таким образом, суммы, оставшиеся нераспределенными по со­ответствующим статьям затрат счета 23/3, аналитического счета 1, оставляют фактическую себестоимость всех транспортных работ. Путем деления суммы учтенных затрат на объем транспортных работ в пересчете на условные эталонные гектары определяют фактическую себестоимость 1 усл. эт. га транспортных работ. В конце плановую себестоимость корректируют до фактической также, как и по автотранспортным грузовым перевозкам. Общую себестоимость 1 усл. эт. га работ машинно-тракторного парка находят делением затрат, учтенных на дебете данного аналитического счета на общее количество выполненных условных эталонных гектаров, и том числе по транспортным работам.

На втором аналитическом счете учитывают затраты по содер­жанию и эксплуатации зерноуборочных, картофелеуборочных и самоходных комбайнов, машин, гаражей, навесов, площадок и других основных средств, связанных с содержанием и эксплуатацией этих самоходных машин (кроме оплаты труда трактористов, машинистов, комбайнеров и стоимости использованных нефтепродуктов). Учет ведут по той же номенклатуре статей затрат, что и по первому аналитическому счету.

В конце года амортизационные отчисления (отчисления в ре­монтный фонд), работы и услуги, прочие затраты списывают на соответствующие объекты учета в дебет счета 20/1 «Растениевод­ство» в следующем порядке: по самоходным машинам узкоспеци­ализированного назначения (картофелеуборочные, льноубороч­ные и другие комбайны) — непосредственно на соответствующие культуры; по другим самоходным машинам — пропорционально обьему выполненных работ в натуральном выражении (по зерно­уборочным комбайнам, кормоуборочным машинам — пропорционально площади уборки в физических гектарах).

Затраты, учтенные на втором аналитическом счете, составляют фактическую себестоимость работ, выполненных комбайнами и другими самоходными машинами. Делением затрат на объем со­ответствующих работ в натуральном выражении (гектары, тон им) определяют себестоимость единицы работ. После этого второй аналитический счет закрывают.

5.

Сельскохозяйственные организации имеют на своих балансах различный транспорт: грузовой, специального назначения, легковой. Точный и своевременный учет его работы необходим для на­числения оплаты труда водителям, определения расхода горючего, начисления амортизации автомашин и других расходов по эксплу­атации для исчисления себестоимости грузовых перевозок.

Первичными документами по учету работы автомашин являют­ся путевые листы грузового автомобиля (типовые межведомствен­ные формы № 4-с, 4-п и 4-м). Их выписывает заведующий гара­жом или механик.

Затраты по эксплуатации грузового автотранспорта в лицевом счете (производственном отчете) учитывают на субсчете 23/4 «Ав­томобильный транспорт» независимо от вида, марок и грузоподъ­емности автомобилей. При раздельном учете затрат на грузовые и пассажирские перевозки могут быть открыты два аналитических счета: «Автомобильный грузовой транспорт» и «Автомобильный пассажирский транспорт». К данному счету могут также откры­вать и другие аналитические счета: «Автомашины специального назначения», «Автомобильный легковой транспорт» и др.

По данному счету отражают затраты на работу всех марок гру­зовых автомобилей, автоцистерн, бензовозов, расходы на содер­жание гаражей, бетонированных площадок, навесов и других ос­новных средств, обслуживающих автотранспорт.

Аналитический учет затрат ведут по следую­щим статьям:

1) оплата труда с отчислениями на социальные нужды;

2) содержание основных средств;

3) работы и услуги;

4) организация производства и управление;

5) прочие затраты.

По 1-й статье учитывают заработную плату водителей: Дт 23/4 Кт 70. Оплату труда грузчиков не отражают, ее относят непосред­ственно на счета тех производств и процессов, для которых грузо­вой автотранспорт выполнял работы. При этом дебетуют различ­ные субсчета счета 10 «Материалы», счета учета затрат на произ­водство (20, 25, 26 и др.), субсчет 44/1 «Коммерческие расходы» и т, п. и кредитуют счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

В составе 2-й статьи кроме сумм амортизационных отчисле­ний и расходов на ремонт основных средств отражают фактичес­кую себестоимость горючего и смазочных материалов, израсходованных на работу автотранспорта, а также расходы на ремонт (вул­канизация авторезины, наложение протектора, прочие работы восстановительного характера) и по замене износившейся авторе­зины. В дебет субсчета 23/4 эти элементы затрат списывают с кре­дита счета 10 «Материалы», субсчетов 4 «Топливо», 6 «Запасные части».

На 4-ю статью при раздельном учете затрат на грузовые и на пассажирские перевозки относят цеховые расходы автотранспор­та (оплата труда зав гаражом, механика, инженера, диспетчера и других работников гаража; амортизация и отчисления на ремонт здания и оборудования гаража; затраты на мероприятия по охра­не труда и прочие расходы, связанные с организацией и управле­нием работы гаража). Цеховые расходы отражают на отдельном аналитическом счете в составе субсчета 23/4 и относят на грузо­вые и пассажирские перевозки пропорционально машино-дням работы.

Ежемесячно услуги грузового автомобильного транспорта спи­сывают по плановой себестоимости одного тонно-километра на счета потребителей с кредита счета 23, субсчет 23/4 «Автомобиль­ный транспорт». Например, объем услуг по плановой себестоимо­сти одного тонно-километра, оказанных растениеводству, относят в дебет счета 20/1 «Растениеводство», в животноводстве — в дебет счета 20/2 «Животноводство», выполненных на сторону — в дебет счета 90/2 «Себестоимость продаж» и других счетов потребителей услуг.

В кредит субсчета 23/4 записывается стоимость отработанного масла, изношенной авторезины и запасных частей в корреспон­денции с дебетом счетов по учету материально-производственных запасов (счет 10, субсчета 4 «Топливо», 6 «Запасные части», 12 «Прочие материалы» в зависимости от их дальнейшего использо­вания).

Чтобы определить фактическую себестоимость 1 ткм, из общей суммы затрат, учтенных по дебету субсчета 23/4 «Автомобильный транспорт», необходимо вычесть расходы по пе­ревозке людей и стоимость оприходованных материальных ценно­стей (отработанного масла, изношенной авторезины и др.). Затем оставшуюся сумму затрат нужно разделить на количество отрабо­танных (выполненных) тонно-километров (без учета работ по са­мообслуживанию). Частное от деления и составит фактическую себестоимость 1 ткм.

После списания разницы между фактической и плановой себестоимостью выполненных тонно-километров субсчет 23/4 «Автомобильный транспорт» счет 23 закрывается и в заключительном балансе сальдо не имеет.

6.

К энергетическим производствам сельскохозяйственных орга­низаций относятся электрохозяйство, котельные, паросиловые станции, компрессорные установки для выработки холода и др. Затраты по эксплуатации и содержанию этих производств ведут на субсчете «Энергетические производства (хозяйства)» синтетического счета 23 «Вспомогательные производства». Учет осуществляется раздельно по отдельным видам производств (хозяйств). С этой целью открывают аналитические счета: «Элект­роснабжение», «Теплоснабжение», «Газоснабжение», «Холодоснабжение».

Для учета электроэнергии, получаемой со стороны, и собствен­ного производства, а также расходов на содержание электроли­ний, трансформаторов, другого электрооборудования открывается аналитический счет «Электроснабжение». Учет на нем ведется по установленным статьям затрат: «Оплата труда с отчисления­ми на социальные нужды», «Содержание основных средств», «Работы и услуги», «Организация производства и управление», «Про­чие затраты».

В затраты по электроснабжению входят расходы на содержание электростанций, подстанций, осветительной проводки и армату­ры, стоимость топлива для трансформаторов, вспомогательных материалов, мелкого инвентаря, инструмента, спецодежды, сумма амортизационных отчислений от стоимости зданий, оборудования.

По отдельной статье «Работы и услуги» отражается стоимость электроэнергии, поступившей со стороны. На основании счетов-фактур электроснабжающих организаций стоимость полученной (купленной) электроэнергии относится на дебет счета 23, субсчет 5 «Энергетические производства (хозяйства)», аналитический счет 1 с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Затраты по электроснабжению целесообразно учитывать по следу­ющим статьям: 1) оплата труда с отчислениями на социальные нуж­ды; 2) содержание основных средств; 3) работы и услуги; 4) органи­зация производства и управление; 5) прочие затраты.

По статье «Оплата труда с отчислениями на социальные нуж­ды» учитывают суммы оплаты труда работников, обслуживающих электростанции и электрохозяйство (электромонтеры, мотористы, кочегары, механики, машинисты и др.). На эту же статью относят суммы отчислений во внебюджетные фонды на социальное стра­хование и обеспечение.

По статье «Содержание основных средств» осуществляют учет амортизационных отчислений, расходов на ремонт (отчислений в ремонтный фонд) по сооружениям и оборудованию электростан­ций и т. п.

Статья «Работы и услуги» предназначена для отражения сумм оплаты электроэнергии, полученной от централизованной энер­госистемы, при отсутствии собственных электростанций. По дан­ной статье учитывают также стоимость работ и услуг, выполненных вспомогательными производствами и сторонними организа­циями.

В статью «Организация производства и управление» относят расходы на содержание цехового персонала. По статье «Прочие затраты» отражают расходы, не вошедшие в предыдущие статьи (мелкий инвентарь и т. п.).

Осуществляемые расходы по выработке электроэнергии в са­мой организации учитываются по дебету счета 23/5 «Энергетичес­кие производства (хозяйства)». При этом кредитуются следующие счета:

70«Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по со­циальному страхованию и обеспечению» — при начислении опла­ты труда и отчислений органам социального страхования и обеспечения;

71«Расчеты с подотчетными лицами» — на суммы расходов, произведенных через подотчетных лиц;

50 «Касса» — на величину незначительных расходов за наличные;

10 «Материалы» — на стоимость израсходованного мелкого ин­вентаря, ремонтного материала и т. п.;

23 «Вспомогательные производства» — на стоимость услуг дру­гих вспомогательных производств;

02 «Амортизация основных средств» — на сумму начисленной амортизации;

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на стоимость услуг сторонних организаций.

Единицей исчисления себестоимости в электроснабжении яв­ляется 1 или 10 кВт • ч. Списание электроэнергии в течение года на счета потребителей производят по плановой оценке киловатт-часа, а в конце года доводят до фактической. Фактическая себес­тоимость 1 кВт • ч электроэнергии собственного производства оп­ределяется делением всей суммы затрат по собственной электро­станции на количество киловатт-часов выработанной электро­энергии (за исключением потребленной на собственные нужды).

Если организация использует электроэнергию как собственно­го производства, так и поступающую со стороны, определяют среднюю себестоимость 1 кВт • ч (10 кВт • ч). Для этого все затраты по электроснабжению делят на общее количество потребленной электроэнергии.

Когда электрогенераторы используются для обслуживания от­дельных агрегатов (доильных, стригальных, сварочных и др.), то затраты и количество электроэнергии в калькуляцию себестоимос­ти 1 кВт • ч не включают, расходы по содержанию относят на соот­ветствующую отрасль производства.

В течение года потребленная электроэнергия списывается по плановой себестоимости с кредита счета 23, субсчет 23»/5 «Энергетичес­кие производства (хозяйства)» (аналитический счет «Электроснабже­ние»), в дебет счетов 20/1 «Растениеводство», 20/2 «Животновод­ство», 20/3 «Промышленное производство», 25 «Общепроизвод­ственные (цеховые) расходы»; 26 «Общехозяйственные расходы»; 2е) «Обслуживающие производства и хозяйства», а также других счетов и зависимости от того, где была использована электроэнергия.

После калькуляции в конце года сопоставляют фактическую себестоимость электроэнергии с плановой, выявляют разницу и в соответствии с ней корректируют отнесенную в течение года в де­бет счетов потребителей сумму. Это осуществляется в ведомости корректировочных записей (бухгалтерская справка). Суммы кор­ректировки затрат по каждому потребителю распределяют про­порционально потребленной электроэнергии.

В результате отражения калькуляционных разниц по счетам потребителей аналитический счет «Электроснабжение» на 1 янва­ря закрывается.

В таком же порядке, как и учет затрат на электронаб­жение, на отдельном аналитическом счете к субсчету 23/5 «Холодоснабжение» ведется учет расходов по эксплуатации и содержа­нию компрессорных установок для выработки холода, причем зат­раты по содержанию холодильных установок распределяются по потребителям (складам, хранилищам и др.) пропорционально объему обслуживаемых помещений. Они относятся на себестои­мость продукции пропорционально центнеро-дням хранения.

Аналогично строится учет затрат на аналитическом счете «Га­зоснабжение». Фактическая себестоимость 1 м3 газа исчисляется делением общей суммы затрат, включая стоимость покупки газа, на общее количество кубометров потребленного газа (магистраль­ного и сжиженного в баллонах). Услуги по газоснабжению отно­сятся на счета потребителей пропорционально количеству отпу­щенных кубометров газа.

Для обеспечения водой сельскохозяйственные организации имеют насосные станции, водокачки, водопроводные линии и другое оборудование. Затраты по содержанию и эксплуатации ар­тезианских скважин, водозаборных устройств, водопроводной сети и других установок для подачи воды, а также по получению поды от сторонних организаций учитывают на счете 23, субсчет Л/6 «Водоснабжение». На дебет этого аналитического счета относят заработную плату машинистов, слесарей, водопроводчиков и других работников, занятых на водоснабжении; стоимость топлива, электроэнергии, краски, пакли, обтирочного материала, из­расходованных на технологические цели по водоснабжению; суммы начисленной амортизации по водонапорной сети, водо­напорным башням и другим установкам; расходы на ремонт на­сосных станций, водопроводных линий, водокачек и других ос­новных средств водоснабжения, прочие затраты

Единицей услуг в водоснабжении является 1 м3 воды. Ежеме­сячно с кредита аналитического счета «Водоснабжение» прои вво­дится списание на счета потребителей услуг (воды) по плановой себестоимости 1 м3. Количество воды, потребленной отраслями, производствами, отдельными хозяйственными подразделениями, определяется по показаниям водомеров, а если их нет — исходя из расчета по действующим нормам потребления.

В конце года калькулируется фактическая себестоимость 1 м3 воды путем деления всей суммы затрат на подъем, подачу и дове­дение воды до потребителей (включая затраты на покупку води при ее потреблении из городских водопроводов или магистраль­ных сетей) на количество кубометров воды, поданной через водо­проводную сеть сельскохозяйственной организации (как соб­ственную, так и стороннюю).

Для корректировки по потребителям плановой себестоимости оказанных услуг по водоснабжению до фактической калькуляци­онную разницу (она определяется как разность учтенных в тече­ние года сумм по дебету и кредиту аналитического счета «Водо­снабжение») делят на общее количество кубометров воды (без по­требленных вспомогательными производствами, по которым пла­новая себестоимость потребленной воды не корректируется). В результате отражения кальку­ляционных разниц аналитический счет 23/6 «Водоснабжение» закрывается и на 1 января сальдо не имеет.

Следует иметь в виду, что затраты по содержанию насосных ус­тановок, используемых для подачи воды на фермы и пастбища, относят на затраты соответствующих отраслей растениеводства и животноводства и в себестоимость 1 м3 воды по водоснабжению не включают.

В сельскохозяйственных организациях в качестве гужевого транспорта используют различные виды живой тягловой силы: ло­шадей, волов, верблюдов, ослов, мулов, оленей, которые выполняют работы по перевозке различных грузов на короткие расстоя­ния при обслуживании основных сельскохозяйственных работ, внутрихозяйственные разъезды и другие работы, когда примене­ние тракторов и автотранспорта экономически нецелесообразно.

Затраты по содержанию гужевого транспорта отражаются в и соответствующих первичных документах: ведомостях учета рас­ходов кормов (ф. № 175-АПК), накладных внутрихозяйственно­го назначения (ф. № 264-АПК) и лимитно-заборных ведомостях (ф. № 261-АПК) на получение ремонтных материалов, ведомостях расчетов и начисления амортизации (ф. № 48-ЛПЦ, 49-АПК) и др.

Объем работ гужевого транспорта в рабочих днях (то есть в днях работы одного животного) отражается в учетном листе труда и выполненных работ (групповом, ф. № 131-АПК) или учетном ли­сте труда и выполненных работ (индивидуальном, ф. № 132-АПК). И этих документах ведут учет всех видов работ в основном произ­водстве, осуществляемых с применением гужевого транспорта, с указанием количества отработанных дней по каждой работе и об­щего их количества. Услуги живой тягловой силы на различных хо­зяйственных работах, по обработке приусадебных участков своих работников, а также на сторону отражаются в отчетах о работе гу­жевого транспорта, составляемых ежемесячно старшим конюхом.

Данные этих документов о затратах, продукции и услугах гужевого транспорта являются основанием для составления накопительной ведомости учета затрат (ф. №301-АПК), информация которой переносится в конце месяца в лицевой счет (производственный отчет, ф. № 83-АПК) для ведения учета по субсчету 23/7 «Гужевой транспорт».

Затраты на содержание гужевого транспорта учитываются в целом по всем видам рабочих животных на одном аналитическом счете с детализацией по следующим статьям: 1) оплата труда с от­числениями на социальные нужды; 2) корма; 3) содержание ос­новных средств; 4) работы и услуги); 5) прочие затраты.

По 1-й статье учитывают основную и дополнительную оплату труда работников, занятых непосредственно обслуживанием рабо­чего скота (конюхов, сторожей, дежурных конюшни и т.д.), от­числения на социальное страхование и обеспечение, а также ко­личество отработанных человеко-часов.

По 2-й статье отражают израсходованные корма. При этом в расходы по содержанию животных корма урожая прошлого года и покупные списываются в дебет счета 23/7 с кредита счета 10/7 «Корма» по фактической себестоимости. Расход собственных кор­мов урожая текущего года списывают по плановой себестоимости и в конце года не корректируют до фактической. Связано это с тем, что себестоимость работ гужевого транспорта (рабочего дня) исчисляется раньше себестоимости продукции растениеводства.

На 3-ю статью относят амортизационные отчисления по рабо­чему скоту (кроме волов и оленей), постройкам, транспортному инвентарю, затраты на ремонт основных средств, используемых на обслуживании животных.

На 4-й статье учитывают услуги других вспомогательных про­изводств, а также затраты на профилактические и другие ветери­нарные мероприятия.

5-я статья предназначена для отражения расходов по ковке ло­шадей, списания сбруи и другого инвентаря конюшни, затрат на приобретение колесной мази, топлива. Здесь же учитывают сто­имость подстилки для рабочего скота (солома, опилки, торф и др.).

По кредиту счета 23/7 аналитического счета «Гужевой транс­порт» записывают работу в коне-днях, полученный приплод, на­воз и другую побочную продукцию. Приплод оценивается в течение года по плановой себестоимости 60 кормо-дней содержания взрослых животных. На получение приплода делается запись по дебету счета 11 «Животные на выращивании и откорме», субсчет 11/1 «Молодняк животных», в кредит счета 23/7 (аналитический счет «Гужевой транспорт»).

Побочная продукция (шерсть-линька, волос и др.) оценивается по ценам возможной реализации, а навоз — по нормативным рас­ходам на его заготовку. Оприходование навоза при вывозке его на поля производят непосредственно в дебет счета 20, субсчет 20/1 «Растениеводство» на аналитические счета отдельных культур (групп культур) с кредита счета 23/7 «Гужевой транспорт». Друг ую побочную продукцию относят в дебет счета 10/12 «Прочие мате­риалы».

Списание стоимости услуг рабочего скота на счета потребите­лей производится ежемесячно по плановой стоимости 1 коне-дня (рабочего дня) с кредита счета 23/7 «Гужевой транспорт» в дебет счетов по учету затрат тех производств, для которых осуществля­лись работы, с корректировкой в конце года до фактических зат­рат.

Особенности калькулирования в гужевом транспорте заключа­ются в необходимости исчислять среднюю фактическую себестои­мость рабочего дня (коне-дня) Расчет начинают с определения фактической себестоимости 1 кормо-дня (фуражного дня) путем деления всей суммы затрат по содержанию рабочею скота (за вычетом стоимости навоза и прочей побочной продук­ции) на общее количество кормо-дней рабочего скота.

Приплод рабочего скота оценивают в размере стоимости 60 кормо-дней содержания взрослой головы, навоз —по установленной нормативной оценке, а другие виды побочной продукции (конский волос, шерсть-линь­ка, молоко) — по ценам возможной реализации.

Зная себестоимость 1 кормо-дня, можно определить фактичес­кую себестоимость одной головы приплода (путем умножения фак­тической себестоимости кормо-дня на 60) и всего приплода (фак­тическую себестоимость одной головы умножают на количество го­лой полученного приплода). После этого исчисляют себестоимость одного рабочего дня (коне-дня, воло-дня). Для этого из общей сум­мы затрат на содержание рабочего скота исключают себестоимость приплода и стоимость побочной продукции. Оставшаяся сумма затрат представляет собой фактическую себестоимость выполненных рабочих дней. Делением этой суммы на количество отработанных дней (без учета работ по самообслуживанию) получают фактичес­кую себестоимость одного рабочего дня (коне-дня).

После отражения калькуляционных разниц по приплоду и вы­полненным работам (услугам) аналитический счет 23/7 «Гужевой транспорт» закрывается и в заключительном балансе по состоя­нию на 1 января сальдо не имеет.

ТЕМА 3: Учет расходов по организации производства и управлению.

Учет расходов будущих периодов.

1. Экономическое содержание расходов по организации производства и управлению. Задачи бухгалтерского учета.

2. Учет общепроизводственных расходов.

3. Учет общехозяйственных расходов.

4. Учет расходов будущих периодов.

1. Экономическое содержание расходов по организации производства и управлению. Задачи бухгалтерского учета.

Значительную группу затрат в организации составляют расходы по организации производства и его управлению. Эти расходы являются накладными, косвенными. Их состав достаточно широк и включает перечень затрат в зависимости от степени трудоемкости учета и обоснованности распределения по продуктам. Это комплексные расходы, состоящие из нескольких экономически неоднородных затрат. Данные затраты подразделяют на два вида:

1. Общепроизводственные расходы, то есть расходы по организации производства и руководству отдельными его отраслями.

2. Общехозяйственные расходы, то есть расходы, связанные с осуществлением управления хозяйственной деятельностью организации, всех ее отраслей и видов деятельности (производственная, снабженческая, сбытовая, капитальные вложения, культурно-бытовое обслуживание).

В современных условиях при организации учета накладных расходов необходимо решить следующие задачи:

1. Признание управленческих расходов в себестоимости продукции.

2. Обеспечение оперативного получения информации о размере затрат, на которые законодательно установлены нормативы и лимиты.

Эти задачи должны быть зафиксированы в учетной политике предприятия (для целей бухгалтерского и налогового учета). При этом необходимо учесть, что организация может признавать управленческие расходы:

- полностью в себестоимости произведенной продукции, тогда списание производится на счета основного производства;

- полностью в себестоимости реализованной продукции, списание производится на счет учета расходов по обычным видам деятельности (счет 90).

Вариантность списания управленческих расходов касается только общехозяйственных расходов (счет 26), а общепроизводственные расходы списываются на счета основного производства и включаются в себестоимость произведенной продукции.

В учетной политике оговаривается период списания управленческих расходов (период или квартал), а также база для их распределения.

Действующими нормативными документами налоговых органов и Постановлениями Правительства определен перечень затрат, принимаемых при расчете налога на прибыль только в определенных размерах. Это значит, что в учете отражаются фактически произведенные расходы, на суммы, превышающие действующий предел, увеличивают налогооблагаемую прибыль. Поэтому для обеспечения оперативности и достоверности налоговых расчетов такая информация должна выделяться. Этого можно достичь путем открытия отдельного аналитического счета к счету 26 «Затраты для налогообложения», где отражаются расходы сверх установленных лимитов.

К затратам, на которые установлены нормативы, относятся:

1) расходы на служебные командировки;

2) затраты на содержание служебного автотранспорта (ГСМ, смазочные материалы);

3) компенсации за использование для служебных поездок личного транспорта;

4) амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов;

5) представительские расходы;

6) оплата за обучение по договорам с учебными учреждениями для подготовки и переподготовки кадров, повышения квалификации.

Общепроизводственные расходы включают в себя организацию производства и управления отдельных отраслей сельскохозяйственного производства, различные производственные расходы, которые нельзя непосредственно отнести на тот или иной вид продукции, так как они относятся к отрасли или производственному подразделению в целом.

Учет общепроизводственных расходов ведется на собирательно-распределительном счете 25 «Общепроизводственные расходы». По дебету счета отражают фактические расходы; по кредиту – их списание в соответствии с принятой в организации учетной политикой.

В течение года списание данных расходов может производиться в плановом размере с корректировкой в конце года.

К счету 25 могут быть открыты следующие субсчета:

25/1 – общепроизводственные расходы растениеводства (агрономическая служба);

25/2 – общепроизводственные расходы животноводства (зоотехническая, ветеринарная службы);

25/3 – общепроизводственные расходы промышленных производств (технологическая служба).

Для более точного и обоснованного отнесения затрат по назначению общепроизводственные расходы распределяют в зависимости от места их возникновения не только на отраслевые, но и общебригадные, общефермские, которые учитывают по каждому подразделению хозяйства.

Учет общепроизводственных расходов ведется по следующим статьям затрат:

1. Материальные затраты (стоимость различных материалов, топлива, производственного и хозяйственного инвентаря, услуги сторонних организаций, оказанные на общепроизводственные нужды)

Дт 25 Кт 10, 60, 76, 23/5

2. Оплата труда (начисленная заработная плата (основная, дополнительная, натуральная) соответствующего персонала)

Дт 25 Кт 70, 96

3. Отчисления на социальные нужды

Дт 25 Кт 69

4. Содержание основных средств (амортизация и затраты на ремонт зданий, сооружений, оборудования общепроизводственного назначения)

Дт 25 Кт 02, 01, 08, 23/1, 23/2, 10, 70, 69

5. Услуги вспомогательных производств (работы и услуги вспомогательных производств отраслевого назначения)

Дт 25 Кт 23/3, 23/4, 23/6, 23/7, 23/8

6. Прочие расходы (общепроизводственные расходы, не вошедшие в предыдущие статьи – командировочные расходы, страховые платежи)

Дт 25 Кт 71, 76

7. Непроизводительные расходы (потери от простоев, испорченные ценности при хранении в бригадных и цеховых кладовых)

Дт 25 Кт 94 – в пределах норм естественной убыли

В небольших организациях можно отказаться от раздельного учета расходов по организации производства и управления. При этом рекомендуется исходить из требований рациональности. В таких случаях организация указывает это в учетной политике и самостоятельно закрепляет общепроизводственные расходы за местами их возникновения и центрами ответственности.

На основании первичных документов общепроизводственные расходы накапливаются по установленным статьям и объектам в накопительной ведомости учета общепроизводственных расходов. Итоги по объектам и статьям в конце месяца переносят в производственный отчет ф. №83-АПК. Бригадные, фермерские, цеховые расходы включаются в себестоимость той продукции, которая производится в данном подразделении. Общеотраслевые расходы распределяются и включаются в себестоимость продукции, производимой в целом по отрасли.

Распределение общепроизводственных расходов:

Дт 20/1 Кт 25/1 – распределены общепроизводственные расходы растениеводства;

Дт 20/2 Кт 25/2 – распределены общепроизводственные расходы животноводства;

Дт 20/3 Кт 25/3 – распределены общепроизводственные расходы промышленного производства.

Ежемесячно (ежеквартально) суммы, учтенные по дебету счета 25, распределяются в фактическом или нормативном размере по объектам затрат основного производства. Указанные расходы распределяют пропорционально общей сумме затрат за исключением в соответствующих производствах затрат на семена, корма, сырье, полуфабрикаты.

При необходимости для целей управления и других потребностей организации общепроизводственные расходы могут распределяться комбинированным способом:

25/1 – расходы на оплату труда - пропорционально основной оплате труда персонала в растениеводстве, остальные затраты – пропорционально основной оплате труда + затраты на содержание основных средств;

25/2 – расходы на заработную плату – пропорционально оплате труда в животноводстве, остальные затраты – пропорционально основной оплате труда в животноводстве + затраты на содержание основных средств в животноводстве;

25/3 – расходы на оплату труда – пропорционально оплате труда в промышленном производстве, остальные затраты – пропорционально основной оплате труда + содержание основных средств.

На конец отчетного периода счет 25 закрывается и сальдо в балансе не имеет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: