Содержание посреднических функций и виды посредников

Торговый посредник может быть юридическим или физическим лицом, который принимает на себя обязательства содействия и про­давцам, и покупателям товаров в установлении договорных связей между ними. Однако посредник может осуществлять закупки товаров для целей последующей их продажи на обусловленных покупателем условиях, которые могут содержать, например, размер партии, срок поставки, способ отгрузки и другие параметры. Существует большое разнообразие торговых посредников: агенты, дилеры, дистрибьюторы, коммивояжеры. В соответствии с этим весь­ма разнообразны виды посреднических фирм и организаций. К ним можно отнести снабженческо-сбытовые, оптово-посреднические, розничные фирмы и предприятия, розничные и оптовые магазины, коммерческие центры, торговые дома, агентские фирмы. Классификацию посреднических фирм, организаций, предприятий можно продолжить по признаку целевых функций и характеру деятельности на рынке, исходя из этого, можно выделить посредничество в товародвижении, распределении товаров, установлении хозяйственных связей и заключении контрактов. Посредничество в товародвижении, например, заключается в том, что посредник принимает участие лишь в движении продукции от предприятия-изготовителя до покупателя-потребителя, осуществляя хранение и отгрузку продукции со склада или базы в соответствии с условиями, изложенными в договоре поставки.

Хотя это и несвойственные функции торгового посредника, в жизни происходит постоянное их совмещение. Например, посредни­чество в установлении хозяйственных связей и заключении договоров (контрактов) часто сочетается с посредничеством в товародвижении.

Спрос на посреднические операции постоянно растет, поскольку это сказывается на снижении издержек производства. Это дает еще больший эффект, если торговый посредник возьмет на себя и финан­совый риск, возникающий от колебания цен и изменения таможенных и налоговых ставок и пошлин.

В роли торгового агента может выступить юридическое или фи­зическое лицо, совершающее сделки по реализации продукции за счет и в интересах предприятия. Отношения между агентом и предприятием регулируются специальным договором. Деятельность агента в данном случае имеет большое сходство с коммерческой, поскольку он, как самостоятельный коммерсант, действует на основе письменной договоренности, выданной предприятием. При этом права и обязанности по сделкам, заключенным агентом, возникают для предприятия и приобретают силу обязательства. За свою деятельность агент получает вознаграждение. Его размер, как правило, устанавливается в виде процента от суммы заключенных сделок, причем независимо от конечных результатов сделки для предприятия.

По объему полномочий, предоставляемых предприятием, агенты подразделяются на универсальных, генеральных и специальных.

Универсальные агенты могут совершать любые юридические действия от имени и по поручению предприятия. В отличие от универсальных агентов – генеральные имеют право заключать любые сделки в области деятельности предприятия. В свою очередь, специальные агенты уполномочены заключать только те сделки, которые указаны в доверенности.

Вместе с тем со стороны предприятия агенты могут наделяться исключительными правами. Такой агент является единственным лицом, имеющим право заключать сделки от имени предприятия на определенной территории. Причем предприятие также может заклю­чать сделки на данной территории, но при этом агент с исключитель­ными правами получает дополнительное вознаграждение за данные сделки. Кроме того, агенты могут принимать на себя обязательство делькредере и осуществление консигнационной торговли.

Делькредере представляет собой обязательство агента гарантиро­вать выполнение сделки перед представляемым им лицом, а в случае невыполнения обязательств по сделке агент, принявший на себя дель­кредере, возмещает предприятию убытки. Если же предприятие само создало ситуацию, вследствие которой исполнение сделки стало невозможным, то агент освобождается от взятых на себя обязательств. Агент за делькредере получает дополнительное вознаграждение, так как делькредере позволяет предприятию исключить, или заметно уменьшить коммерческие риски и убытки. Этому способствует и зна­ние особенностей местного рынка, при этом агент может обеспечить условия для успешного завершения сделок.

Консигнационная торговля представляет собой совершение сделок по продаже товаров со складов, находящихся за рубежом. В таком виде торговли участвует консигнант и консигнатор. Консигнантом может быть предприятие, дающее поручение на организацию кон­сигнационной торговли со склада, находящегося за рубежом. В этом случае предприятие должно четко определить номенклатуру реализуемой продукции, территорию, на которой она будет продаваться, и минимальную ее цену. При этом предприятие обязано своевременно поставлять на консигнационный склад продукцию в согласованном ассортименте, номенклатуре и количестве, а также оплачивать рас­ходы по содержанию помещения и обслуживающего персонала скла­да. Консигнант остается собственником продукции до тех пор, пока она не будет продана, или до момента поступления ему средств в счет ее оплаты.

Другим действующим лицом в данных сделках выступает консиг­натор. Это юридическое или физическое лицо, которое принимает на себя обязательство исполнять поручение по организации консиг­национной торговли от своего имени и за счет консигнанта. В функ­ции консигнатора входит подготовка помещений для организации торговли, наем персонала, страхование и охрана товара. Его возна­граждение зависит от объема проданной продукции или определяется как разница между минимальной ценой, установленной предприяти­ем, и ценой продажи изделий. Консигнатор не является собственни­ком товара и действует на основе договора поручения, в котором за­фиксированы условия его деятельности.

Дилеры в отличие от агента осуществляют посреднические торговые операции от своего имени и за свой счет. В системе сбыта про­дукции они имеют дело с непосредственными ее потребителями.

На конечного потребителя работает и дистрибутор, который, является независимым оптовым посредником. Дистрибутор осущест­вляет деятельность по защите продукции с целью ее дальнейшей про­дажи розничным фирмам и магазинам, а также промышленным пред­приятиям, кооперативам, мастерским, одновременно оказывая услуги не только по сбыту продукции, но и по подготовке ее к производ­ственному потреблению. Отношения между дистрибутором и его за­казчиком строятся на договорной основе. В договоре отмечаются раз­меры наценок (скидок) к оптовой цене реализуемого товара. Их ве­личина зависит от конкретных условий выполнения договора, напри­мер вида продукции, сроков исполнения договора, величины партии поставляемых товаров, порядка и вариантов оплаты, условий достав­ки и т.д. Эти факторы в основном влияют на величину наценки (скид­ки), которая является источником доходов дистрибутора и восполняет его затраты по организации коммерческой деятельности, закупкам, хранению и продаже товаров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: