Нормирование и учет численности персонала

Нормирование численности персонала является ключевым, опорным звеном всей системы управления персоналом. Грамотное, научно обоснованное решение возникающих здесь проблем позволяет не только рассчитать потребную численность работающих по профессиям, квалификации, осуществить расстановку людей по подразделениям и тем самым заложить количественную базу для формирования системы управления персоналом. Оно в значительной мере предопределяет успешность всей производственной деятельности коллектива организации. Расчеты численности потребуются уже на стадии заключения договоров на поставку, при определении сроков выполнения заказов, допустимых предельных издержек на рабочую силу, цены выпускаемой продукции. Без расчетов численности работающих невозможно правильно организовать само производство, определить производственные мощности подразделений, осуществить взаимоувязку в их работе. Вместе с тем расчеты численности работающих имеют не только экономическое, но и важное социальное значение. Практика убедительно показала, что большинство конфликтов в организациях возникают именно из-за ошибок в нормировании труда, в расстановке людей, из-за существования так называемых «выгодных» и «невыгодных» норм и расценок. Переход к рынку резко обострил проблемы нормирования труда, потребовал поиска новых подходов к его организации. Рынок и конкуренция повысили значимость норм труда, принципиально поменяли их роль в деятельности организаций [1–7, 17–20, 34–36, 60–61, 63–73, 78–83, 89, 99].

В условиях административно-командной системы и централизо­ванного планирования организации старались заложить в нормы по­больше резервов и тем самым обеспечить себе спокойную жизнь, гарантированное выполнение плана, получение премий и наград. Таким образом, нормы труда выступали как одно из главных средств сокрытия резервов производства. Подобная практика получила свое отражение и теоретическую поддержку в экономической литературе, в справочниках, учебниках, где норма труда трактовалась как мера затрат труда на изготовление единицы продукции или выработка продукции в единицу времени, выполнение заданного объема работ или обслуживание средств производства в определенных организационно-технических условиях. Такая формулировка позволяла монопо­листам закладывать в расчеты при планировании выгодные для себя нормы, ссылаясь на свои особые организационно-технические усло­вия. Поэтому не случайно численность работающих в отечественных организациях в несколько раз превышала численность работников в аналогичных организациях в развитых странах.

Рынок и конкуренция не приемлют любые нормы, складываю­щиеся в «определенных организационно-технических условиях», а признают только общественно необходимые затраты труда. В условиях рынка норма превращается из средства сокрытия резервов в ин­струмент выявления возможностей для сокращения затрат труда и численности персонала, для повышения конкурентоспособности ор­ганизации. Коллективам организаций теперь нужно ориентироваться уже не на свои «организационно-технические условия», а сравнивать затраты труда с результатами, достигнутыми конкурентами. В отечественных организациях для расчета численности рабочих применяются следующие виды норм: нормы времени, нормы выработки, нормы обслуживания, нормы времени обслуживания, нормы численности.

В практике работы наиболее часто применяются нормы времени, так как рабочее время является всеобщим измерителем количества затраченного труда. Кроме того, затраты рабочего времени закладываются и в основу расчетов норм выработки, норм обслуживания и норм численности персонала. Под нормой времени понимаются общественно необходимые затраты времени на выполнение единицы работы одним рабочим или группой рабочих соответствующей квалификации. Норму времени, установленную на операцию или единицу изделия, называют нормой штучного времени (см. раздел2.4.4).Величина штучной нормы времени складывается из затрат времени на работу машин и механизмов, действий рабочего и перерывов, без которых невозможно выполнить заданную работу. В общем виде со­став штучной нормы Тшт можно представить следующей формулой:

Тшт = Т0 + ТВ + Т06 + ТОтд + ТПТ , (8.8)

где ТО – основное время;

ТВ – вспомогательное время;

Тоб – время обслуживания рабочего места;

ТОтд – время на отдых и личные надобности;

ТПт – время неустранимых перерывов, установленных техноло­гией и организацией производства.

Величина основного времени определяется расчетным путем с помощью соответствующих нормативов. При этом наивыгоднейшие режимы работы оборудования устанавливаются в процессе разработ­ки технологического процесса и должны обеспечивать соблюдение технических требований к оборудованию, инструменту, изделию, оп­тимальные затраты времени и минимальную себестоимость обработ­ки. Так, например, при нормировании станочных работ величину основного времени ТО можно определить по формуле:

Т О = (L × i) / (n × S), (8.9)

где L – расчетная длина обработки;

i – число проходов;

n – число оборотов шпинделя станка;

S – подача за один оборот шпинделя.

Величина вспомогательного времени, затрачиваемого рабочим на выполнение дополнительных действий, без которых невозможно осуществить основную задачу технологического процесса (устано­вить деталь, закрепить деталь, включить, выключить оборудование, подвести инструмент в рабочую зону и т. п.), рассчитывается с по­мощью соответствующих нормативов времени либо на основании данных хронометражных наблюдений. В массовом производстве нор­мирование вспомогательного времени ведется детально – по отдель­ным приемам (установить деталь в приспособление, закрепить де­таль, открепить деталь, снять деталь и т. п.). В серийном производстве расчет ведется с помощью укрупненных комплексов приемов (время на установку и снятие детали; время, затрачиваемое на переход; например, от одного устройства к другому, на изменение режимов работы оборудования и т. п.).

Продолжительность и содержание работ по обслуживанию рабочего места определяется по нормативам либо с помощью фотогра­фии рабочего времени. Величина и содержание Тоб зависят от харак­тера выполняемой работы, вида оборудования, типа производства, установленного порядка в обслуживании рабочих мест. В массовом и крупносерийном производстве при выполнении машинных и ав­томатизированных операций время обслуживании рабочего места Тоб делится на время технического обслуживаниятех), устанавливаемое в процентах от основного времени (атех), и время организационного обслуживанияорг), устанавливаемое в процентах от оперативного времени. Таким образом, для условий массового и крупносерийного производства норму штучного времени можно определить с по­мощью следующей формулы:

(8.10)

где ТОп – оперативное время (ТОп = То + Тв);

аотд – время на отдых и личные надобности, в % от ТОп;

аорг. обсл – время организационного обслуживания, в % от ТОп;

апт – время технологически неизбежных потерь, в % от ТОп;

атех – время на техническое обслуживание, в % от ТОп.

В серийном, мелкосерийном и единичном производстве время на обслуживание рабочего места устанавливается суммарно в % от опе­ративного времени. В этом случае формула нормы штучного времени выглядит следующим образом:

. (8.11)

Нормы выработки применяются для расчета численности работающих, планирования производительности труда, организации зара­ботной платы в таких видах производств, где продукт труда является однородным и может быть измерен в натуральных величинах – шту­ках, литрах, тоннах. Исходной величиной для расчета часовых, смен­ных, месячных норм выработки является норма штучного времени. При этом между нормой времени и нормой выработки существует обратно пропорциональная связь: любое уменьшение нормы времени приводит к соответствующему увеличению нормы выработки и наоборот. Математически соотношение между ними можно выразить с помощью формулы:

НВыр = ТСм / Т Шт, (8.12)

где НВыр – норма выработки;

Тсм – продолжительность смены;

ТШт – штучная норма времени.

Расчет численности работающих по профессиям и квалификации с помощью норм штучного времени и норм выработки не представляет сложности. Для этого в первом случае достаточно объем предстоящих работ, вычисленный в нормо-часах, поделить на фонд времени работника, а во втором случае – объем работ, выраженный в натуральных единицах, поделить на соответствующую норму выработки. При этом необходимо учитывать и планируемый уровень выполнения норм. Таким образом, численность работающих Нч данной профессии и квалификации в первом случае рассчитывается по формуле:

Нч = Qсм /(Тсм×k),

а во втором: Нч = Qсм /(Нв×k), (8.13)

где Qсм – объем работ данного вида и сложности;

k – коэффициент, учитывающий уровень выполнения нормы.

При расчете численности работающих необходимо различать явочную и списочную численность. Списочная численность превышает явочную, так как в ней учитываются планируемые невыходы на работу во время отпуска, болезни, по семейным обстоятельствам и т.п. Чтобы определить списочную численность Нсп.ч, необходимо умножить явочную численность Няв.ч на коэффициент, учитывающий планируемые невыходы на работу:

Нсп.ч = Няв.ч × kсп. (8.14)

Нормы обслуживания применяются для нормирования труда и расчета численности основных рабочих-многостаночников, а также ряда профессий вспомогательных рабочих. При этом под нормой обслуживания понимается количество единиц оборудования, производ­ственных площадей, число рабочих мест или других объектов, которые должны обслуживаться одним рабочим или группой рабочих соответствующей квалификации. Так, для наладчиков нормой обслуживания является количество станков, входящих в зону его обслуживания; для кладовщиков – количество видов материалов, хранящихся на складах, и число приемов и выдач в среднем на месяц; для контролеров – явочная численность обслуживаемых ими основных рабочих и т. д.

В общем случае явочную численность Няв.ч работающих рассчитывают с помощью норм обслуживания по формуле:

Няв.ч = Q × kсмо, (8.15)

где Но – норма обслуживания;

kсм – коэффициент сменности работы на обслуживаемом оборудовании.

В практике учета персонала различают также в зависимости от срока, на который заключен трудовой договор, постоянных, времен­ных и сезонных работников. К постоянным относятся работники, поступившие на работу без указания срока; к временным – поступив­шие на работу на заранее определенный срок; к сезонным – поступившие на работу на период сезонных работ.

В результате непрерывно происходящего приема и увольнения работников состав персонала организации постоянно меняется. Это изменение называют оборотом кадров. При этом различают оборот кадров по приему и оборот по увольнению. Величина оборота кадров определяется путем деления числа всех выбывших (оборот по увольнению) или всех принятых (оборот по приему) за определенный период на среднесписочную численность работающих за тот же период. Для характеристики изменения численности персонала применяется также показатель сменяемости кадров. Он определяется как отношение меньшей величины из числа принятых или уволенных из организации за данный период к среднесписочной численности и выражается в процентах.

Важной характеристикой стабильности трудового коллектива яв­ляется текучесть кадров, величина которой определяется путем де­ления числа уволенных (по собственному желанию, за прогул и дру­гие нарушения трудовой дисциплины) за определенный период времени на среднесписочную численность работников за тот же период.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: