Традиционным в отечественной экономической теории, следующей марксистской традиции является определение товара как продукта труда, предназначенного для обмена.
В то же время в современной теории рыночного хозяйства в качестве товара рассматривается всякое благо, способное удовлетворять человеческие потребности и предлагаемое для продажи, приобретения, потребления.
Представляется, что первое определение - более узкое, ограничивающее объекты товарных отношений только благами, созданными людьми. В соответствии с этим определением естественные блага, природные ресурсы не могут быть объектом товарных сделок, что противоречит реальности.
Товар представляет собой единство основных свойств (его главных сторон):
1) способности удовлетворять человеческие потребности;
2) способности обмениваться на другие блага.
В марксистской терминологии первое свойство принято называть потребительной стоимостью. В современной зарубежной экономической теории это свойство обычно формулируют как полезность.
|
|
Товар должен обладать общественной потребительной стоимостью, или общественной полезностью, то есть быть полезным, способным удовлетворять потребности не только того, кто его произвел, но и других (потенциальных покупателей).
Способность товара в определенных количественных отношениях обмениваться на другие блага принято называть меновой стоимостью.
По мнению сторонников трудовой теории стоимости, обмениваемые товары имеют общую основу в виде трудовых затрат, которые и определяют стоимость.
По мнению сторонников теории предельной полезности, в основе обмена лежит полезность.
Представители затратной концепции сводят стоимость к издержкам.