Рынки можно классифицировать по различным признакам.
По территориальному признаку рынки делятся на местные, национальные, мировые.
По степени зрелости рыночных отношений рынок подразделяют на развитый и формирующийся.
По отношению к действующему законодательству выделяют легальный и теневой рынки.
По типу конкуренции различают рынок свободной (совершенной) конкуренции и рынки несовершенной конкуренции. К последним относятся чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.
Наиболее же глубинный критерий классификации — экономическое назначение объектов купли-продажи. По этому признаку различают следующие его виды:
Рынок товаров — где все товары делятся на две большие группы: средства производства, к которым относят средства и предметы труда, и предметы потребления, которые включают продовольственные и непродовольственные товары, в том числе товары длительного пользования. Есть различия в функционировании рынка средств производства и рынка предметов потребления. Главное отличие состоит в том, что рынок средств производства, как правило, является оптовым, а предметы потребления проходят через розничную сеть.
|
|
К рынку товаров примыкает рынок услуг. Здесь также можно выделить услуги производственного потребления и личного потребления. К услугам производственного потребления относятся сервисное обслуживание, ремонт и монтаж оборудования, компьютерное обслуживание и т.д. К услугам личного потребления относят услуги прачечных, парикмахерских, химчистки и пр.
На рынке научно-технических знаний объектами купли-продажи являются такие специфические товары, как патенты (документ, удостоверяющий авторство на изобретение и исключительное право на использование изобретения), лицензии (разрешение на использование изобретения технологии, секретов производства и т.д. в течение определенного срока за обусловленное вознаграждение), ноу-хау (обозначение технических знаний и секретов производства, практического опыта, которые представляют коммерческую ценность, применимы в производстве и не обеспечены патентной защитой), научно-техническая информация. На этом рынке выступают и его особые субъекты — технопарки, технополисы, информационные центры.
Финансовый рынок - сфера рыночных отношений, где формируются спрос и предложение на все денежные ресурсы страны и осуществляется их движение для обеспечения капиталом производственных и непроизводственных инвестиций.По структуре финансовый рынок принято делить на два взаимосвязанных сегмента: рынок ценных бумаг и рынок банковских кредитов.
|
|
Рынок рабочей силы – объектом купли продажи на данном рынке являются трудовые ресурсы. Инфраструктура данного рынка представлена биржами труда службами занятости и т.д.
Инфраструктура рынка — комплекс отраслей, подотраслей и сфер деятельности, главная задача которых — обеспечить бесперебойное функционирование рыночного механизма и непрерывность воспроизводственного процесса при реализации товаров и услуг на основе цен, достигаемых на рынке равновесием платежного спроса и предложения. Развитая инфраструктура рынка создает предпосылки для ускорения оборачиваемости средств в экономике, процесса реализации вновь созданной стоимости.
Инфраструктура обладает способностью быстро реагировать на сигналы, идущие от спроса к предложению. Это позволяет рынку оперативно справляться с возникающими диспропорциями и дефицитами в экономике, а значит, поддерживать в ней необходимое равновесие.
Основные элементы инфраструктуры рынка.
1. Рынок. В настоящее время сложилось огромное число различных видов рынка. Главное место среди них принадлежит рынкам капиталов, ресурсов, труда и валюты. Кроме того, различают государственный, монопольный и свободный рынки.
2. Торговля. Инфраструктура рынка включает также торговлю со всеми ее разнообразными формами (среди них оптовая и розничная торговля, торговые предприятия, аукцион, ярмарки, коммерческие посреднические центры, товарные биржи).
3. Рыночные институты — коммерческие банки, биржи, страховые компании, аудиторские конторы, биржи труда, юридические конторы, информационные центры, рекламные бюро, посреднические структуры, маркетинговые, консалтинговые, аудиторские и правовые организации, средства деловой коммуникации, транспорт, систему подготовки кадров, информационные системы и др.
Условно рыночную инфраструктуру можно подразделить по видам объединений (баз) субъектов инфраструктуры, главная задача которых — обеспечение функционирования рынка. Среди таких объединений выделяют:
1) организационные объединения рыночной инфраструктуры (биржи, оптовые, брокерские, дилерские и другие посреднические организации, коммерческие структуры крупных промышленных объединений, комбинатов, концернов, предприятия мелкооптовой и розничной торговли);
2) материальную базу рыночной инфраструктуры (складское и тарное хозяйство, транспортные системы);
3) информационные базы рыночной инфраструктуры (информационные и справочные системы по продукции производственно-технического назначения и товарам народного потребления, производителям и потребителям продукции и услуг, ценам, курсам валют, банковским процентам, котировочным ценным бумагам);
4) кредитно-расчетную базу рыночной инфраструктуры (банковские и страховые учреждения, кредитно-сберегательные структуры, обеспечивающие бесперебойность расчетов при реализации товаров и услуг, создание необходимых товарных запасов и финансовых резервов, а также финансирование инвестиций);
5) кадровую базу рыночной инфраструктуры (специалисты различной квалификации и специальности, необходимые для предприятий и организаций рыночной инфраструктуры);
6) организации, осуществляющие подготовку и переподготовку кадров соответствующих специальностей;
7) органы трудоустройства;
8) нормативно-правовую базу рыночной инфраструктуры (нормы и правила регламентации отношений субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации товаров и услуг, гарантирующие на рынке правопорядок и учет интересов общества).
Рыночная инфраструктура облегчает проведение товарообменных операций, повышает эффективность работы всех структурных звеньев рыночной экономики.