Полезная отдача выражается стоимостью продукции или полезной работы, выполняемой машиной в единицу времени, и зависит от производительности машины, т.е. от числа операций (или единиц работы), ею выполняемых в единицу времени, или от стоимости операций (единицы работы):
, (5.1)
где Qэ – эксплуатационная производительность;
Сед – стоимость единицы продукции.
Увеличение отдачи является комплексной задачей, решение которой во многом зависит от рациональной эксплуатации машины. Но в основном эту задачу необходимо решать конструктивными мероприятиями.
Пути повышения полезной отдачи - это увеличение производительности при конструировании за счет:
– расчета рабочих органов на максимальный объем операций;
– увеличения числа одновременно осуществляемых операций –конструктивное совмещение функций;
– увеличения числа одновременно обрабатываемых изделий;
– сокращения продолжительности рабочего цикла машины;
– автоматизации технологического процесса.
Рентабельность машины q – это отношение полезной отдачи машины ОТ за определенный период в сумме эксплуатационных расходов Р за тот же период:
. (5.2)
Эта величина должна быть больше 1, иначе машина убыточна, нерентабельна.
Сумма эксплуатационных расходов Р складывается из стоимости расходуемой энергии Эн, материалов в заготовках Мм, инструмента Ин, оплаты труда операторов Тр, технического обслуживания Об, ремонта Рм, накладных цеховых и заводских расходов Нк, амортизационных расходов Ам:
. (5.3)
Годовой экономический эффект от работы машины (годовой доход):
, (5.4)
где ОТ – годовая полезная отдача, руб/год;
Р – сумма эксплуатационных расходов за год, руб/год.
Суммарный экономический эффект за весьпериод службы машины SQ (общий доход) равенразности суммарной отдачи SОТ исуммырасходов SP (в рублях)за тот же период:
, (5.5)
(5.6)
Амортизационные расходы за весь период эксплуатации машины равны стоимости машины С, т.е. SАМ = С. Ремонтные расходы SРМ не находятся в прямой зависимости от продолжительности фактической работы машины за период эксплуатации, а определяются условиями эксплуатации и надежностью машины. Все остальные расходы и отдача машины пропорциональны продолжительности фактической работы h машины за период ее эксплуатации. Поэтому суммарный экономический эффект за время h
. (5.7)
Срок окупаемости Нок, определяется как период службы машины, при котором суммарный экономический эффект становится равным стоимости машины С, т. е.
; (5.8)
; (5.9)
где Р – годовые эксплуатационные расходы,
Р=ЭН+ММ+ИН+ТР+ОБ+НК,при этом затраты на ремонт весьма малы и ими пренебрегают.
Расходы на амортизацию за срок окупаемости:
, (5.10)
где H – период службы машины;
hисп – коэффициент использования;
D – долговечность (общая возможная наработка машины за период эксплуатации).
Подставив значение АМ в уравнение (5.8) найдемиз него НОК:
. (5.11)
Коэффициент использования машины hисп представляет собой отношение времени фактической работы машины за определенный период к длительности этого периода Н:
. (5.12)
Если машина работает до полного исчерпания своего технического ресурса, то h представляет собой долговечность машины D и тогда
. (5.13)
Величина hисп машин, работающих по календарному режиму, зависит от числа рабочих смен и холостого времени (простои из-за неисправности, недогрузка, нарушения производственного режима).
При одно-, двух- и трехсменной работе соответственно hисп = 0,2; 0,4; 0,6. При круглогодичной непрерывной работе hисп = 0,95…1,0. Для машин периодического действия (сезонных) hисп = 0,05... 0,1.