Консалтинговые услуги могут осуществляться и в форме уст-
Ных разовых советов. Однако чаще всего они предоставляются в
Виде консалтинговых проектов, включающих следующие основ-
ные этапы:
•выявление проблем (диагностика);
•разработку решений, проекта;
•осуществление решений, проекта.
Заключительный этап в зависимости от объема проекта может
Занимать от нескольких дней до нескольких месяцев. Иногда кон-
Такты с клиентами могут быть и многолетними.
Методы консультирования могут быть различными. Наиболее
известными и применяемыми являются три вида консультирования:
Экспертное, процессное и обучающее.
Экспертное консультирование —наиболее пассивная форма кон-
Салтинга. Здесь консультант самостоятельно осуществляет диагности-
Ку, разрабатывает решения и рекомендации по их внедрению. Клиент
При этом лишь обеспечивает консультанта необходимой информацией.
Осуществляя процессное консультирование, специалисты консал-
Тинговой фирмы на всех этапах разработки проекта активно взаи-
Модействуют с клиентом, побуждая его высказывать свои идеи,
Предложения. Консультанты вместе с клиентом анализируют про-
Блемы и разрабатывают предложения.
Главная задача специалистов обучающего консультирования — подготовить почву для возникновения идей и выработки решений.
С этой целью они проводят у клиента лекции, семинары, разраба-
Тывают для него учебные пособия, предоставляя всю необходимую
Теоретическую и практическую информацию.
На практике в чистом виде ни один из перечисленных методов
Консультирования не применяется; как правило, используются
Комбинации всех трех методов.
Глава 5. Виды и формы предпринимательской деятельности 79
В развитых странах консультационные услуги много лет явля-
Ются важнейшим элементом инфраструктуры рыночной экономи-
Ки. Консалтинг выделен статистикой в отдельную отрасль. В США
В этой отрасли занято около 700 тыс. человек, а годовой объем ус-
Луг составляет порядка 50 млрд долл. Ни одно серьезное экономи-
Ческое и управленческое решение не только в экономически раз-
Витых, но и в развивающихся странах не принимается без кон-
Сультантов.
В России в настоящее время насчитывается несколько сотен ча-
Стных консалтинговых фирм (для сравнения: в небольшой Голлан-
Дии их более двух тысяч).
Помимо частных фирм консультационные услуги на коммер-
Ческих началах оказывают государственные, учебные, информаци-
Онные и исследовательские организации. В России действуют и






