Занятия 3-8

Эти занятия имеют общую структуру предполагающую постепен­ные изменения: доля гетерогенного воздействия постепенно убывает, а аутогенного возрастает; вербальные формулы становятся обобщен­ными, а их количество и число повторений сокращается. Конкрет­ные формы проявления этих и других изменений будут показаны от­дельно для каждой части занятий.

План занятий

1. Теоретическая часть. В начале каждого занятия следует делать короткое обобщение всего того, что было сказано на предыдущих занятиях. Затем изложить информацию, которая необходима в данный момент, так как понимание механизмов используемых приемов повышает эффективность процедуры. Объем информа­ции, предлагаемой в теоретической части, от занятия к занятию сокращается.

2. Обсуждение предыдущего занятия и самостоятельных тренировок.

3. Экспресс-диагностика 1.

4. Подготовительное упражнение (см. занятие 1 выше) начиная с 3-го за­нятия выполняется самостоятельно, без участия тренера. Затем от занятия к занятию его продолжительность сокращается. На 8-м за­нятии подготовительное упражнение выполняется только мыслен­но, при этом человек сидит в кресле.

5. Объем гетерогенной релаксации (см. занятие 2) постепенно со­кращается. На 8-м и последующих занятиях используется сле­дующая формулировка:

Вы спокойно сидите в кресле. Ваши глаза закрыты, вам удобно и приятно.

6. Аутогенная тренировка проводится с тем, чтобы углубить со­стояние релаксации, а также приобрести и развить навык произ­вольного управления своими функциями и состояниями. С 3-го по 8-е занятие направленность и форма аутогенной тренировки меняются.

Первоначально большое место занимает гетеросуггестивная под­держка со стороны тренера, затем по мере освоения и закрепления аутогенных формул гетеросуггестия уменьшается. Рассмотрим эта­пы AT

Занятие 3. Аутогенная тренировка проводится после предваритель­ной релаксации таким образом:

Сейчас вы испытываете состояние покоя и отдыха и слышите мой го­лос...

Теперь я буду произносить словесные формулы словно бы от вашего имени. Например: моя рука теплая. (Аутогенные формулы выделяются голосом и произносятся более громко и несколько индифферентно.) По­вторяйте про себя, вслед за мной эти формулы и следите за своими ощу­щениями.

Сейчас, когда я это говорю, вы начинаете думать о своей правой руке. Мысленно представьте себе свою правую руку: кисть, предплечье, плечо. Представьте себе, что вы погружаете вашу правую руку в очень теплую воду...

Моя правая рука теплая...

Вспомните приятное ощущение тепла, когда вы парите свою руку...

Моя правая рука теплая...

Ощущение тепла в правой руке настолько приятно, что вам хочется про­чувствовать его еще сильней... Моя правая рука теплая...

Приятное тепло в вашей руке все больше нарастает...

Моя правая рука теплая...

Приятные волны тепла разливаются но вашей руке и постепенно распространяются на вес тело...

Моя правая рука теплая...

Запомните это приятное ощущение тепла вашей правой руки...

Моя правая рука теплая...

Занятие 4. Формулы для правой руки, затем аналогичным обра зом — для левой (количество формул постепенно сокращается);

Занятие 5. Формулы одновременного воздействия на обе руки (Мо руки...).

Занятие 6. Формулы для рук, затем аналогичным образом — для ног,

Занятие 7. Формулы одновременного воздействия на руки и ног {Мои руки и ноги...).

Занятие 8. Аутогенная тренировка проводится в следующей форм

Вы испытываете состояние покоя и отдыха и слышите мой голос...

Все мое тело полностью расслаблено...

Вы чувствуете приятное расслабление всего тела: рук, ног, туловища...

Все мое тело полностью расслаблено...

Вспомните приятное ощущение, когда вы отдыхаете после тяжелой физической работы...

Все мое тело полностью расслаблено...

Ваше тело словно бы тает и растворяется в окружающем мире...

Полный покой и отдых...

Все мысли и чувства исчезают, остается только ощущение полного покоя и отдыха...

Полный покой и отдых...

Полный покой и отдых...

1. Пострелаксационное внушение осуществляется аналогично тому что изложено при рассмотрении занятия 2.

2. Гетерогенный выход из состояния расслабления (см. занятие 2) постепенно сокращается: на 5-м занятии остается только счет от 10 до 1 без формулировок, на 6-м — от 8 до 1, на 7-м — от 6 до 1, на 8-м — от 3 до 1.

3. Экспресс-диагностика 2 проводится аналогично описанной в за­нятии 2, причем, если в результате окажется, что ожидаемый эф­фект (тепло и т. д.) отмечается менее чем у половины участников тренинга, данное занятие необходимо повторить (это относится

к любому занятию). 4. Домашнее задание стандартное.

Начиная с 5-го занятия в качестве вспомогательного средства при­меняется функциональная музыка. Следует использовать специально подобранные музыкальные произведения двух типов.

1. Негромкая, спокойная, приятная, монотонная, расслабляющая му­зыка должна звучать на всем протяжении сеанса, с гетерогенной релаксации до начала выхода из погружения.

2. Выход из погружения осуществляется на фоне постепенно усили­вающейся мобилизующей, светлой, вдохновляющей музыки, ко­торая продолжает негромко звучать до самого конца занятия.

В процессе занятий на определенное музыкальное произведение вырабатывается соответствующий рефлекторный ответ организма, поэтому не следует менять музыку на протяжении всего курса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: