Эти занятия имеют общую структуру предполагающую постепенные изменения: доля гетерогенного воздействия постепенно убывает, а аутогенного возрастает; вербальные формулы становятся обобщенными, а их количество и число повторений сокращается. Конкретные формы проявления этих и других изменений будут показаны отдельно для каждой части занятий.
План занятий
1. Теоретическая часть. В начале каждого занятия следует делать короткое обобщение всего того, что было сказано на предыдущих занятиях. Затем изложить информацию, которая необходима в данный момент, так как понимание механизмов используемых приемов повышает эффективность процедуры. Объем информации, предлагаемой в теоретической части, от занятия к занятию сокращается.
2. Обсуждение предыдущего занятия и самостоятельных тренировок.
3. Экспресс-диагностика 1.
4. Подготовительное упражнение (см. занятие 1 выше) начиная с 3-го занятия выполняется самостоятельно, без участия тренера. Затем от занятия к занятию его продолжительность сокращается. На 8-м занятии подготовительное упражнение выполняется только мысленно, при этом человек сидит в кресле.
|
|
5. Объем гетерогенной релаксации (см. занятие 2) постепенно сокращается. На 8-м и последующих занятиях используется следующая формулировка:
Вы спокойно сидите в кресле. Ваши глаза закрыты, вам удобно и приятно.
6. Аутогенная тренировка проводится с тем, чтобы углубить состояние релаксации, а также приобрести и развить навык произвольного управления своими функциями и состояниями. С 3-го по 8-е занятие направленность и форма аутогенной тренировки меняются.
Первоначально большое место занимает гетеросуггестивная поддержка со стороны тренера, затем по мере освоения и закрепления аутогенных формул гетеросуггестия уменьшается. Рассмотрим этапы AT
Занятие 3. Аутогенная тренировка проводится после предварительной релаксации таким образом:
Сейчас вы испытываете состояние покоя и отдыха и слышите мой голос...
Теперь я буду произносить словесные формулы словно бы от вашего имени. Например: моя рука теплая. (Аутогенные формулы выделяются голосом и произносятся более громко и несколько индифферентно.) Повторяйте про себя, вслед за мной эти формулы и следите за своими ощущениями.
Сейчас, когда я это говорю, вы начинаете думать о своей правой руке. Мысленно представьте себе свою правую руку: кисть, предплечье, плечо. Представьте себе, что вы погружаете вашу правую руку в очень теплую воду...
Моя правая рука теплая...
Вспомните приятное ощущение тепла, когда вы парите свою руку...
Моя правая рука теплая...
|
|
Ощущение тепла в правой руке настолько приятно, что вам хочется прочувствовать его еще сильней... Моя правая рука теплая...
Приятное тепло в вашей руке все больше нарастает...
Моя правая рука теплая...
Приятные волны тепла разливаются но вашей руке и постепенно распространяются на вес тело...
Моя правая рука теплая...
Запомните это приятное ощущение тепла вашей правой руки...
Моя правая рука теплая...
Занятие 4. Формулы для правой руки, затем аналогичным обра зом — для левой (количество формул постепенно сокращается);
Занятие 5. Формулы одновременного воздействия на обе руки (Мо руки...).
Занятие 6. Формулы для рук, затем аналогичным образом — для ног,
Занятие 7. Формулы одновременного воздействия на руки и ног {Мои руки и ноги...).
Занятие 8. Аутогенная тренировка проводится в следующей форм
Вы испытываете состояние покоя и отдыха и слышите мой голос...
Все мое тело полностью расслаблено...
Вы чувствуете приятное расслабление всего тела: рук, ног, туловища...
Все мое тело полностью расслаблено...
Вспомните приятное ощущение, когда вы отдыхаете после тяжелой физической работы...
Все мое тело полностью расслаблено...
Ваше тело словно бы тает и растворяется в окружающем мире...
Полный покой и отдых...
Все мысли и чувства исчезают, остается только ощущение полного покоя и отдыха...
Полный покой и отдых...
Полный покой и отдых...
1. Пострелаксационное внушение осуществляется аналогично тому что изложено при рассмотрении занятия 2.
2. Гетерогенный выход из состояния расслабления (см. занятие 2) постепенно сокращается: на 5-м занятии остается только счет от 10 до 1 без формулировок, на 6-м — от 8 до 1, на 7-м — от 6 до 1, на 8-м — от 3 до 1.
3. Экспресс-диагностика 2 проводится аналогично описанной в занятии 2, причем, если в результате окажется, что ожидаемый эффект (тепло и т. д.) отмечается менее чем у половины участников тренинга, данное занятие необходимо повторить (это относится
к любому занятию). 4. Домашнее задание стандартное.
Начиная с 5-го занятия в качестве вспомогательного средства применяется функциональная музыка. Следует использовать специально подобранные музыкальные произведения двух типов.
1. Негромкая, спокойная, приятная, монотонная, расслабляющая музыка должна звучать на всем протяжении сеанса, с гетерогенной релаксации до начала выхода из погружения.
2. Выход из погружения осуществляется на фоне постепенно усиливающейся мобилизующей, светлой, вдохновляющей музыки, которая продолжает негромко звучать до самого конца занятия.
В процессе занятий на определенное музыкальное произведение вырабатывается соответствующий рефлекторный ответ организма, поэтому не следует менять музыку на протяжении всего курса.