П. Постановка учебной задачи, сообщение теяцш урока

Учитель. Древнее восточное изречение гласит: «Великие люди - это метеоры, сами себя сжигающие, чтобы осветить мир». Ребята, сегодня мы познакомимся с одним из таких людей, окунёмся в мир поэзии, которую создал необыкновенно талантливый молодой баш­кирский поэт Шайхзада Бабич. Поговорим о нём как о личности, его короткой трагической жизни и творческом наследии.

Ш. Работа над темой урока но плану

1. Кто он такой, Шайхзада Бабич?

Литературная композиция учащихся подготовлена с использова­нием биографического очерка Равиля Бикбаева о поэте. (Журнал «Вельские просторы», 2005 г. № 1) В ходе всего рассказа ведётся ра­бота по карте Республики Башкортостана.

а) Жизненный путь поэта

Девочка. 1895 год у муллы Мухаммет- закира начался с радости: второго января в его доме родился мальчик. Этот младенец родился в «рубашке». Казалось, что с первого же вздоха ребенка судьба сулила ему только счастье и радость. Этому мальчику, рожден­ному со знаком счастья, дали имя Шайхзада.

б) Знакомство с «Шежере рода Бабичей» Учитель. Посмотрите на «Шежере рода Бабичей».

Шежере III. Бабича

- Бзбес (?).

- Мухтар Бабичев (1748-1822).

- Илекей Мухтаров (1774-1820), походный старшина.

- Ишбулды Мухтаров (1778-1841), походный есаул.

- Ишали Мухтаров, 1780 г.р., зауряд-есаул.

- Ишкильде Мухтаров (1782-1845), указной мулла.

- Гайнулла Мухтаров, 1789 г.р., в составе 10 башкирского пол­ка участвовал в Отечественной войне 1812 г., зауряд-сотник.

- Гайнан, 1802 г.р., зауряд-хорунжий.

- Гирфан, (1804-1852), урядник.

- Раян, 1806 г.р., мулла.

- Марван, 1810 г.р., оспопрививатель.

- Гильван, 1811 г.р., указной мулла.

- Мухаметзакария (Мухаметзакир), (1847-1922); первая жена Бибисрур; вторая жена Бибисара (? - 1893); третья жена Сажидабанат (1859-1922).

- Шайхзада Мухаметзакирович Бабич (2 января 1895 г. - 28 марта 1919 г.).

Учитель. Вот одна из генеалогических ветвей этого рода: Бэбес - его сын Мухтар - его сын Ишбулды - его сын Гильван - его сын Мухамметзакир - и, наконец, Шайхзада.

Девочка. Будущий великий башкирский поэт Шайхзада Бабич - происходил от уважаемых и благородных корней. Здесь речь не идет о зажиточности семьи, об аристократичности рода. Бабичевы всю жизнь добывали хлеб в поте лица, из поколения в поколение несли военную службу, защищая родную землю от нашествий. Много было среди них и таких, что с оружием в руках шли на врага, и тех, кто с пером и книгой несли знания людям. И как бы ни складывалась жизнь Бабичевых, они несли в своих душах свет веры и справедливости, в них горел огонь про­светительства - вот яркие признаки их рода. В их роду были военные, представители духовенства, оспопрививатели, участники Отечественной войны 1812 года. Следовательно, можем утверждать, Шайхзада Бабич - представитель известного древнего рода.

Мальчик. Итак, башкирский поэт Шайхзада Мухаметзакирович Бабич родился 2 января (15 января) 1895 года в селе Асян Бирского уезда Уфимской губернии, цыне Дюртюлинского района Республики Башкортостан. (Показывает расположение Дюртюлинского района по карте Республики Башкортостан)

Девочка. В многодетной и дружной семье муллы Мухам метза- кира главным богатством были книги, еще до 1905 года в его дом ре­гулярно поступали газеты. В этом доме, озаренном светом книг, у одаренного Шайхзады очень рано проявилась тяга к творчеству. Его рукописный сборник, составленный в 1912 году и не увидевший свет, открывается стихотворением «Эй, книга!».

Открой мне, книга, навсегда сокровища свои. Из чистых родников меня ты знаньем напои. Скорей открой мне путь прямой среди кривых дорог, Пожар невежества залей водой прозрачных строк! Ты - утешение мое, ты - материнский свет. Скорблю и мучаюсь, когда тебя со мною нет. Будь, книга, пахарем моим:- мне без тебя беда - Колосьям светлых дум грозят бурьян и лебеда. (1911) Мальчик. В 1910 году Бабич покидает родной аул, медресе отца и отправляется в казахские степи. В летние месяцы 1910 и 1913 гг. он живет в ауле Дусенбай у казаха по имени Муртаза и учит детей.

Девочка. Осенью 1911 года Шайхзада Бабич становится шакир- дом медресе «Галия». В этом медресе, широко известном среди рос­сийских мусульман, воспитано много будущих поэтов, журналистов, педагогов. Вместе с татарами и башкирами здесь учились казахи, уз­беки, туркмены, азербайджанцы, киргизы.

Мальчик. Среди шакирдов Шайхзада Бабич очень скоро стал самой заметной личностью. Он всегда был первым в выпуске руко­писных журналов «Крючок», «Парлак», в организации концертов «Кружка национальных мелодий, сцены и литературы». Остроумный Шайхзада читает стихи, шрает на мандолине, поет своим низким го­лосом. Очень наблюдательный, острый на язык, он метко высмеивает недостатки не только медресе, но и всего города. Но, ставший знаме­нитым, этот шакирд вовсе не проводит время в медресе впустую.

Девочка. У него на счету был каждый час, потому что впереди была большая цель. Светлая библиотека медресе стала его любимым местом. Он близко общается с Галимжаном Ибрагимовым, который с 1915 года стал преподавать здесь и сыграл значительную роль в даль­нейшем творческом развитии Бабича.

Мальчик, Да, Бабич жил окрыленно, словно зная, что ему суж- дена короткая жизнь. Во время летних каникул он задерживался в родном доме не больше двух-трех дней, уезжал то в Дюртюли, то в Бирск, встречался с людьми, снова побывал в казахских степях, от­правлялся в уральские горы, на берега рек Яик, Сакмара, на башкир­ские летние пастбища - яйляу.

Девочка. «Душа моя, не оставайся здесь, взлетай ввысь, ввысь, ввысь!» - писал молодой поэт. Талантливый Бабич, крылатый Бабич...

Быть может, горы я сверну, как древний богатырь?

Взлететь мне, что ли в небеса? Обнять земную ширь?

Мальчик. Всю свою жизнь Бабич преклонялся перед народом, который превратился в огромную его любовь, и все мысли и чувства поэта были неотделимы от этого.

Учитель. В 1905-1907 гг. под влиянием первой русской рево­люции угнетенные нации поднялись на борьбу за землю и свободу. В те годы башкирскому народу требовалось создать на родном языке печать и книгоиздание, развивать родную литературу, культуру и просвещение. Шайхзада Бабич не мог оставаться в стороне от споров о судьбе башкир. В стихотворении «Жду», написанном в 1916 году, каждая строка полна любви к родному народу, веры в его будущее. Это произведение - одно из лучших не только в творчестве поэта, но и во всей башкирской лирике.

Девочка. Это стихотворение было написано на башкирском языке. У Бабича хватило решимости и смелости написать стихотво­рение и предложить его в печать.

Пройду ли по травам башкирского края, -

Душа устремится в полет.

Услышу ли издали песню курая, -

Мое существо запоет.

Взберусь ли к дубравам башкирских нагорий, —

Мне чудный откроется мир.

Но княжество смерти, но темное горе

Я вижу в селеньях башкир.

И сам я не знаю, кого проклинаю,

Когда на Урал я смотрю.

Настанет ли время башкирскому краю

Узнать и увидеть зарю?

И кажется, будто великий и строгий,

Мне чутко внимает Урал,

И кажется, будто исчезли тревоги,

И день засверкал, заиграл.

Мне кажется: песня летит издалека,

Летит, чтоб развеять беду,

И верю: дождусь я желанного срока, -

И верю, и плачу, и жду! (1916)

Мальчик. Уже во время учебы е мед­ресе «Галия» Бабич предстал как остроумный поэт, мастерски читающий свои стихи со сцены. В свою эпоху Бабич был самым популярным поэтом среди башкир и татар и завоевал такую славу прежде всего свои­ми сатирическими и юмористическими произведениями. Имя поэта передавалось из уст в уста.

Девочка. Судьба Бабича, родившегося со знаков добра, оказалась трагичной, но ее нельзя назвать несчастливой!

Мальчик. Гражданская война. Население, в большинстве своём не­грамотное, конечно же, не смогло разобраться в происходящем. Брат пошёл на брата, сын - на отца. Моя прабабушка рассказывала, что они пуще огня боялись как красных, так и белых. И те, и другие лютовали вне всякого предела. Придут белые, грабят, придут красные - всё одно. Вот и приходилось всей деревней неделями в бурьяне прятаться.

Девочка. Бабич был сподвижником Заки Валиди. «Мы не белые и не красные, мы - башкиры!» Когда соглашение было достигнуто, войска Валиди перешли на сторону Красной армии, Бабичу с группой солдат поручается перевезти архив правительства из Темясово в Красную мечеть. Это во Мраково. Во время этого перемещения про­исходит трагедия. Он прожил всего 24 года. 28 марта 1919 года при исполнении служебных обязанностей погиб в селе Зилаир. (Показы­вает Зилаирский район по карте Республики Башкортостан)

Мальчик. Сегодня невозможно представить башкирскую лите­ратуру без творений Шайхзады Бабича. Родной народ свято чтит светлую память любимого поэта. На родине поэта, в селе Асян Дюртюлинского района, открыт дом-музей. Именем поэта называют ули­цы и скверы. Средняя школа также носит имя Шайхзады Бабича. Ус­тановлен большой памятник Шайхзаде Бабичу. Кажется, его губы словно шепчут:

Сквозь толщу лет обретя покой

Пусть жертвой безвременно лягу,

Пусть юности минет пора, -

Народу принёс я присягу

Из золота и серебра!

Девочка. В 1995 году в честь поэта в Башкортостане была учре­ждена молодежная премия, которой ежегодно удостаиваются лучшие из лучших в области литературы, искусства и архитек­туры. Со дня первого чествования молодых талантов прошло уже 14 лет. За эти годы лауреатами премии стали около 60 пред­ставителей творческой молодежи. Среди них художники, музыканты, актеры, певцы, поэты, композиторы, творческие коллективы, журна­листы, представители других профессий. Помимо почетных дипло­мов и нагрудных значков лауреаты получают премию.

Мальчик. Он прожил всего двадцать четыре года - меньше всех других рано умерших гениев - Михаила Лермонтова, Габдуллы Тукая. в) Творчество

Девочка. Ш.Бабич прекрасно чувствовал политическую обста­новку, воплощал ее в своих стихах и поэмах. И в тоже время он тон­кий лирик, живописец, умеющий передавать красоту природы, неж­ные чувства («Весенняя песнь», «Курай», «Красавицы», «Мой ангел», «Цветник имен» и др.). Восхищает музыкальное звучание таких сти­хов, как «Скрипка», «Мандолина». Ш.Бабич сам виртуозно владел мандолиной, пел башкирские народные песни. Многие композиторы обращались к стихам Бабича. Ведущие композиторы Башкортостана З.Исмагилов, Х.Ахметов писали песни, романсы на его стихи.

Мальчик. Он автор героических стихов, зовущих к борьбе за свободу и независимость. «Башкортостан», «Салават-батыр», «Рас­крой глаза!».

Девочка. Бабич относился к поэзии строго и требовательно. «Если в каждой строке нет небесной звезды, - писал он о лирических стихотворениях, - а из каждой строфы не излучается райское блажен­ство, - зачем тогда они? Чем утомлять глаза чтением чепухи, не луч­ше ли сжечь ее в печке да с наслаждением погреть спину!» Сам Бабич писал свободно и красиво.

Закрепление знаний о поэте.

Самостоятельное чтение текста по учебнику «Живые родники» (3-4 классы, с. 184-185)

Проверка учащихся по вопросам.

Учитель. Поработайте в паре. Подумайте и задайте вопросы друг другу по тексту.

Учитель. Теперь ответьте на мои вопросы:

7) Когда и где родился Шайхзада Бабич?

8) Где он учился?

9) Когда он начал писать стихи?

Учитель. Откройте рабочую тетрадь к учебнику «Живые родни­ки», выполните письменно задание № 25.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: