double arrow

Вопрос №65. Виды толкования права и их характеристика


Виды толкования по объему (толкование-интерпрета­ция)

Объем толкования определяется его соотношением с текстом нормы. По объему толкование может быть буквальным, рас­пространительным и ограничительным.

1.При буквальном толкованиисодержание нормы права, установленное в ходе использования всех необходимых для данного случая приемов толкования, совпадает с результатом, полученным на основе простого прочтения ее текста (смысл и буква закона).

2.При распространительном (расширительном) толко­ваниидействительное содержание оказывается шире букваль­ной формулы нормы. Распространительно толкуются незавер­шенные перечни (заканчивающиеся словами "и другое", "и иные). Недопустимо распространительное толкование исчерпывающих перечней (обстоятельств, субъектов и т. д.), распространитель­ное толкование санкций, положений, составляющих исключение из общего правила.

3.При ограничительном толкованиидействительное со­держание оказывается «уже» буквального смысла нормы.

Например, если норму, содержащуюся в п. 1 ст. 34 СК РФ толковать изолированно от других норм права, то по букваль­номуее смыслу любое имущество, нажитое супругами во вре­мя брака, является их совместной собственностью. Если же тол­ковать данную норму в связи с нормой, изложенной в п. 2 ст. 36 СК РФ, то толкование будет иным - ограничительным.Со­гласно п. 2 ст. 36 СК РФ, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и т. п.), приобретенные во время брака за счет общих средств супругов, признаются имуществом того супруга, который ими пользуется.




Ограничительное толкование может вытекать из наличия специальной нормы. Специальная норма ограничивает сферу действия общей нормы, делает из неё изъятия. Она как бы от­меняет действие общей нормы в той части, на которую рассчи­тана специальная норма. Дей­ствие этого правила показано выше применительно к толкова­нию ст. 105 УК РФ и ст. 34 СК РФ.

Недопустимо ограничительное толкование незаконченных перечней.

Виды толкования по субъектам

В качестве субъекта толкования может выступать любое лицо, однако юридическое значение толкования, его обязатель­ность для правоприменителей при этом будут неодинаковы. Они зависят от правового положения субъекта, толкующего норму права. По субъектам толкование подразделяется на официаль­ноеи неофициальное.

1. Официальное толкованиедается органами, уполномо­ченными на это государством. Оно является обязательным для других субъектов и подразделяется на аутентичное илегальное.

- Аутентичное толкованиедается органом, издавшем тол­куемый нормативный акт. Специального полномочия на аутен­тическое толкование не требуется. Оно вытекает из правотвор­ческого полномочия органа. Если соответствующий государствен­ный орган наделен правом издавать нормативные акты, то от­сюда следует, что он вправе давать разъяснение этим актам.



- Легальное толкованиеосновывается на законе. В этом случае тот или иной орган наделяется правом давать толкование актам, изданным другими органами.

Официальное толкование как аутентическое, так и легаль­ное может быть казуальным или нормативным.

Казуальное толкованиедается применительно к отдель­ному случаю (казусу). Все органы, применяющие нормы права, могут давать казуальное толкование. Решение суда, мотивиру­ющие применение той или иной нормы права, являются казу­альным толкованием закона.

Президиум Верховного суда РФ, рассмотрев какое-либо дело в порядке надзора, отменяя решение нижестоящего суда, в сво­ем определении дает толкование применительно к данному делу. Для других дел, которые будут решаться в дальнейшем на осно­ве данной статьи закона, это толкование уже не будет иметь силы. Значение актов казуального толкования, даваемого вышестоя­щими инстанциями, проявляется в том, что эти акты выступают для нижестоящих органов в качестве образцов понимания и при­менения закона. Нижестоящие инстанции всегда ориентируют­ся на практику толкования и применения законов вышестоящими органами и обычно следуют ей.



Иногда в литературе принципиальные положения, содержа­щиеся в решениях высших судебных инстанций по конкретным делам, называют прецедентами. Но этот прецедент является лишь примером для подражания, для понимания и приме­нениязакона. Формальной обязательности для других дел он не имеет и не является прецедентом в смысле источника права, как это существует в англосаксонских правовых системах.

Нормативное толкованиедается применительно к рас­смотрению всех дел определенной категории. Такое толкование носит общий характер, формально обязательно при рассмотре­нии всех дел, разрешаемых на основе истолкованной нормы. Это нормы о нормах. В них предписывается, как следует пони­мать и применять другие правовые нормы.

Нормативное толкование законов дается обычно в поста­новлениях Пленумов Верховного суда РФ, Высшего Арбитраж­ного суда РФ по определенной категории дел. Правом толкова­ния Конституции РФ наделен Конституционный суд РФ.

Акты судебного нормативного толкованияне должны иметь нормативной новизны, не должны содержать ничего, чего бы не было в толкуемых законах. Сами по себе они не действу­ют и не могут быть положены в основу решений судов. Они слу­жат лишь аргументом, основанием в пользу того или иного по­нимания и применения нормы права. Они принимаются в целях правильного и единообразного понимания и применения зако­нов, но не в целях их поправок и дополнений.

Особое место занимают решения Конституционного суда РФ,связанные с толкованием Конституции РФ и проверкой кон­ституционности нормативных актов. Конституционный суд не может давать толкование Конституции по собственной инициа­тиве. Толкование дается только по письменному запросу субъек­тов, перечисленных в ч. 5 ст. 125 Конституции РФ (Прези­дент РФ, Совет Федерации, Государственная дума, Правитель­ство РФ, органы законодательной власти субъектов Федерации). Толкование носит нормативный характер, оно обязательно для всех субъектов.

Признание неконституционности того или иного акта сопро­вождается толкованием как Конституции РФ, так и соответству­ющего закона и их сопоставлением. Признанный неконституци­онным акт теряет юридическую силу. Если учесть, что право­творчество — это не только издание новых норм права, их изме­нение и дополнение, но и их отмена, то можно придти к выводу, что Конституционный суд РФ в этом качестве выступает право­творческим органом и его постановления - источники права.

Вышестоящие судебные органы рассылают нижестоящим обзоры практики с анализомнедостатков толкования и при­менения законов. Подобного рода документы имеют скорее информативный и рекомендательный, чем предписывающий характер.

Официальноетолкование законов РФ могут давать и ис­полнительные органы,но в пределах своей компетенции и только тех законов, которые они исполняют. Организуя исполне­ние законов, они издают подзаконные акты(постановления, приказы и инструкции) с целью их конкретизации и определения порядка исполнения. В этих актах могут содержаться разъясне­ния - толкование. Кроме того, они могут давать аутентическое толкование своим собственным актам.

Министерства, ведомства, их управления и отделы рассы­лают на места документы инструктивно-разъяснительного харак­тера: информационные письма, указания и т. д., в которых тоже могут содержаться разъяснения нормативных актов, указания о порядке их применения.

Официальное толкование актов субъектов Федерации оп­ределяется их законами. Здесь существуют разные варианты. Например, конституции республик и уставы других субъектов Федерации толкуются их конституционными или уставными су­дами или самим законодательным органом.

2. Неофициальное толкованиеосуществляется научными учреждениями, учеными, адвокатами, юрисконсультами и т. д. Оно необязательно для других субъектов, его значение зависит от обоснованности и аргументированности выводов интерпретатора. Выделяют разновидности неофициального толкования:

- доктринальное, которое делается учеными-юристами в монографиях, статьях, комментариях к закону и т. д.;

- профессионально-юридическоетолкование, исходящее от юристов-практиков;

- обыденноетолкование.

Акты толкования - документы, содержащие конкретизиру­ющие нормативные предписания; разъясняющие юридические нормы. Их характерная особенность состоит в том, что они дей­ствуют в единстве с теми нормативными актами, в которых со­держатся толкуемые юридические нормы.

В теории государства и права акты толкования могут клас­сифицироваться по различным основаниям:

I. По юридической природе:

1)интерпретационные акты правотворчества - акты, издан­ные в порядке аутентичного или делегированного толкования;

2)интерпретационные акты правоприменения - правовые акты, содержащие правила применения норм права.

II. По юридической силе:

1)акты официального толкования (указы, разъяснения, по­становления государственных органов, обязательные для пра­воприменительных органов);

2)акты неофициального токования (комментарии кодексов, учебники, монографии и другие акты доктринального толкования.

III. По типу официального толкования:

1) акты нормативного толкования (разъяснения Пленума Верховного суда, Пленума Высшего Арбитражного суда и акты разъяснения Конституционного суда);

2) акты казуального толкования (разъяснения судов и адми­нистративных органов по конкретным делам).

Толкование права разделяется на различные виды.

По субъектам толкования выделяют:

1. Официальное толкование дается уполномоченными на то субъектами, содержится в специальном акте, влечет юридические последствия. В свою очередь официальное толкование разделяются на:

1) нормативное (общее) толкование – это толкование непосредственно текста правовой нормы, когда в силу ряда причин (например: использования двухсмысленных терминов) возникает необходимость обеспечить единообразное ее понимание для всех заинтересованных лиц. Результаты – общеобязательны.

Нормативное толкование может быть:

- аутентичным – осуществляемое тем же органом, который издал правовую норму;

- легальным – осуществляемым иным органом по специальному на то уполномочию.

2) казуальное (индивидуальное) толкование – толкование правовой нормы применительно к конкретному случаю. Результаты обязательны только в рамках конкретного дела (суды, другие органы).

2. Неофициальное толкование – это толкование правовых норм, осуществляемое неуполномоченными на то лицами, не порождает юридических последствий. Неофициальное толкование разделяется на:

- обыденное – осуществляется в быту любыми гражданами;

- профессиональное – адвокаты, нотариусы;

- доктриальное – ученые.

По объему толкования выделяют:

1. Буквальное (адекватное) толкование – это полное соответствие текстового выражения правовой нормы и ее смысла.

2. Расширительное (распространительное) толкование – это несоответствие текстового выражения нормы и ее смысла, когда действительное содержание нормы оказывается шире буквальной ее формулы.

3. ограничительное толкование – это несоответствие текстового выражения нормы и ее смысла, когда действительное содержание нормы уже буквальной ее формулы.

Способы толкования – это совокупность приемов и средств, направленных на установление содержания правовых норм.

Основные способы толкования права:

1) грамматический способ толкования (некоторые авторы именуют его языковым или филологическим) – это толкование правовых норм, основанное на грамматическом (т.е. с использованием правил синтаксиса, морфологии, правописания и т.д.) анализе текста правовых норм (казнить – нельзя помиловать);

2) исторический способ толкования – это толкование правовых норм, основанное на учете конкретно – исторических условий, в которых принималась та или иная норма права (четвертование, колесование);

3) логический способ толкования – это толкование правовых норм, основанное на логических приемах мышления;

4) систематический способ толкования – это толкование правовых норм, основанное на анализе их взаимодействия и положения в нормативном акте, в институте права, отрасли права, т.е. рассмотрении как звена системы;

5) специально – юридический способ – это толкование, основанное на профессионально – юридических аспектах анализа правовых норм (исследование техник – юридических конструкций правовых норм, раскрытие содержания юридических терминов, понятий, категорий).







Сейчас читают про: