Гигиенические основы трудового обучения детей и подростков

Расширенное привлечение учащихся к трудовому и профессиональному обучению, общественно полезному и производительному труду в условиях современной общеобразовательной школы следует расценивать как прогрессивное общественное явление. Это явление имеет большое значение как с точки зрения интересов государства, так и с позиций воспитательного и оздоровительного влияния на молодое поколение, поскольку в раннем объединении учебной и трудовой деятельности заключаются предпосылки для всестороннего умственного и физического развития школьников.

Для того чтобы труд действительно стал мощным фактором развития организма и оказывал оздоровительное влияние на него, он должен осуществляться только в гарантированных условиях. Это происходит лишь при условии:

· если объем и специфика трудовой деятельности соответствуют возрастно-половым и функциональным особенностям и состоянию здоровья учащихся;

· если трудовая деятельность школьников осуществляется в благоприятных санитарно-гигиенических условиях, безопасных для их здоровья и жизни;

· если соблюдается «ступенчатость» возрастания физических и других видов нагрузок для тренирующего влияния на организм.

Благодаря физическому труду в растущем организме развиваются и совершенствуются разнообразные функции, различные органы и системы (мышечная, сердечно-сосудистая, дыхательная и др.). Для осуществления принципа соответствия трудовых нагрузок функциональным и возрастно-половым возможностям растущего организма необходимо знание особенностей развития детей и подростков и их физических способностей: сила, выносливость, быстрота двигательных действий. В современной биологии сформировалось представление о том, что развитие организма человека на разных этапах онтогенеза характеризуется сложным своеобразием количественных и качественных изменений. Установлено, что общее развитие человека до полной зрелости (физической, психической, функциональной) завершается к 18—23 годам

Темпы развития различных органов, систем регуляции неоднозначны. Вследствие этого одни органы и системы формируются раньше, другие — позже. Гетерохронность, гетерокинетичность, гетеротропность возрастных изменений структуры, функций проявляются не только на уровне целостного организма, органов, систем, но и в пределах того или иного органа, ткани, системы. Это обусловливает качественное своеобразие детского, подросткового и юношеского организма.

В процессе развития находится и мышечная система. Общая масса мышц в 7—8 лет составляет 27,2% от массы тела, в 13—15 лет —32,3%, в 16— 18 лет — 44*2%. С возрастом увеличиваются количество миофибрилл в каждом мышечном волокне, их толщина, что обусловливает рост мышечной силы. Последняя с 7 до 16 лет увеличивается на 260%.

Прирост мышечной силы особенно значителен в среднем, старшем школьном возрасте и в первые 2 года после пубертатного скачка роста. Сила двуглавой мышцы плеча, сгибателей и разгибателей кисти, мышц большого пальца достигает максимума в 20—23 года, мышц нижних конечностей, коленного сустава увеличивается постепенно от 7 до 15 лет. Прирост становой силы особенно заметен в период от 14 до 18 лет.

Мышечная выносливость — один из интегральных показателей физической работоспособности, отражающий уровень метаболизма не только в периферическом нервно-мышечном звене, но и работоспособность корковых нервных центров. Различают выносливость к статическому и динамическому мышечному напряжению. Динамические нагрузки характеризуются перемещением тела или его частей относительно друг друга. При этом движения имеют определенную цикличность с последовательным включением разных групп мышц, что создает попеременное возбуждение и торможение соответствующих нервных центров и обеспечивает отдых в процессе выполнения трудовых операций. Сопротивляемость организма к утомлению определяется длительностью поддержания, сохранения устойчивого уровня работоспособности. Установлена определенная фазовость в развитии этого свойства. В 1—б лет мышечная выносливость малая, сопротивляемость утомлению низкая (характерен так называемый феномен обрыва —: немедленное прекращение работы с возникновением утомления).. В 8—10 лет кривая мышечной работоспособности характеризуется отражением четко выраженного утомления; в 12— 14 лет сопротивляемость утомлению возрастает, появляется способность поддерживать устойчивый уровень внешней работы на фоне утомления за счет увеличения вегетативных сдвигов. Мышечная выносливость к динамическому напряжению растет до 20— 30 лет, к статическому усилию — до 16—17 лет.

Отмечаются существенные половые различия в мышечной силе и выносливости. Мышечная сила девочек от мышечной силы мальчиков в 7 лет составляет 92%, в 8—12 лет —85%, в 13 лет — 69%, в 15— 16 лет — 67%. Оптимум физического усилия для мальчиков составляет 21% от максимальной нагрузки, для девочек—15%. Наибольший прирост мышечной выносливости отмечается в 11 —12 и 13—16 лет, т. е. в пре- и пубертатный период. В 16—19 лет мышечная выносливость составляет в среднем 85% от мышечной выносливости взрослых. Существенные возрастные изменения имеет становая сила. В возрасте 10—15 лет у девочек она составляет в среднем 53 кг, у мальчиков — 88 кг, в 18 лет — 67—82 и 130—144 кг соответственно.

Важными показателями, характеризующими возрастное развитие двигательной функции, наряду с силой и выносливостью являются быстрота и ловкость. Эти качества развиваются до 15 лет. При этом скорость движений в мелких мышцах нарастает медленнее, чем в крупных. В 6 лет скорость движения в локтевом суставе составляет 70% от таковой 16-летних, а кисти — 64%, пальцев — 58%. Поэтому усвоение навыков, связанных с точными, быстрыми движениями предплечья, кисти, пальцев (письмо, шитье, игра на музыкальных инструментах), для детей младшего школьного возраста затруднительно.

Чрезвычайно важно, чтобы процесс общего, трудового и профессионального обучения по форме, содержанию соответствовал психическим и морфофункциональным возможностям развивающегося организма. Содержание трудового обучения учащихся 1—7-х классов строится в соответствии с учебными программами с учетом возрастно-половых особенностей детей.

В младших (1—4-х) классах трудовые операции направлены на развитие тонкой координации движений и укрепление мелких мышц кисти (склеивание, выпиливание, лепка и т. п.). Положение тела при ручном труде должно способствовать развитию силы мышц, нормальному физическому развитию детей и не затруднять функционирование отдельных органов и систем и всего организма в целом. Предусмотрены также работы на пришкольном участке по выращиванию растений и уходу за ними. Эти работы имеют большое оздоровительное значение, поскольку проводятся на открытом воздухе и связаны с активными движениями.

В возрасте 10—12 лет (5—7-е классы) учащиеся получают уже основательную общетрудовую политехническую подготовку. Они приобретают навыки по обработке металла, дерева и других материалов; знакомятся с основами электротехники, металловедения. В этом возрасте они уже могут изготавливать некоторые несложные изделия для школы и по заказам других организаций.

Детям школьного возраста в процессе трудовой деятельности приходится испытывать статическое напряжение. В одних случаях нагрузку испытывает большая часть скелетных мышц, в других — нагрузка ограничивается напряжением лишь небольшой группы мышц. Однако развитие двигательной системы в этом возрасте не обеспечивает необходимой работоспособности скелетных мышц или удержание различных поз в процессе трудовой подготовки. Поэтому школьникам этого возраста необходимо предлагать работы, связанные с динамическими усилиями, которые менее утомительны для ребят, чем статические.

В учебных программах сельских школ наряду с техническим трудом (для мальчиков) и обслуживающими видами труда (для девочек) предусматривается раздел сельскохозяйственного труда.

Содержание трудового обучения учащихся 8— 11-х (12-х) классов определяется профилем подготовки, который утверждается исполкомами городских и районных Советов народных депутатов с учетом потребностей в кадрах конкретного региона, наличия учебно-технической базы, особенностей городских и сельских школ, труда юношей и девушек.

В Положении об организации общественно полезного, производительного труда учащихся общеобразовательных школ (1985) предусматриваются четыре основных направления труда школьников: 1) труд в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания; 2) охрана природы, работы по благоустройству; 3) работы для школы; 4) сбор вторичного сырья.

Степень участия в каждом из этих направлений зависит от возраста и состояния здоровья учащихся. Учащиеся младших классов привлекаются к работам по охране природы: сбор лекарственного сырья, плодов, ягод, грибов, семян, выращивание рассады и посадка цветов, кустарников; поделка кормушек для птиц. Выполняя работы для школы, они могут ухаживать за садом, выращивать на пришкольном участке для школьной столовой некоторые овощные культуры (фасоль, горох, бобы, морковь, свеклу); убирать классные комнаты, ухаживать за растениями в школьных помещениях. Сбор вторичного сырья (бумага) разрешается с 9 лет (3—4-й класс), а металлолома — с 11 лет (5—6-й класс) при строгом ограничении мест сбора.

Учащиеся средних (5—7-е) и старших (8—11-е) классов соответственно возрасту привлекаются к работам в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания. Ученики 5—7-х классов могут выполнять в мастерских школы, учебно-производственных комбинатов, учебных цехах заказы различных организаций; участвовать в уборке урожая, уходе за посевами, в выращивании молодняка сельскохозяйственных животных, домашней птицы; убирать кабинеты, мастерские, изготавливать и ремонтировать учебное оборудование и наглядные пособия, а также охранять водоемы, участвовать в разведении рыб, в борьбе с вредителями сельскохозяйственных культур и леса (без применения ядохимикатов), в работах по очистке и посадке леса и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: