Цели, задачи и организация профессиональной ориентации школьников. Цели, задачи и организация врачебно-профессиональной консультации подростков

Формирование профессиональной направленности человека происходит в школьные годы. В старших классах у школьников расширяется круг интересов, появляется стремление к участию в общественно полезном труде наравне со взрослыми. Однако у многих учащихся к концу обучения еще не вырабатываются устойчивые интересы к определенной области знаний и роду деятельности. Большинство подростков в возрасте 13...16 лет, как правило, не принимают во внимание соответствие избираемой профессии особенностям здоровья и психики, потребности общества в специалистах определенных профессий. Медицинская профессиональная ориентация — это система мер, направленных на обеспечение правильного выбора профессии, специальности, формы обучения и места работы подростками, имеющими отклонения в состоянии здоровья, с целью защиты их организма от неблагоприятного воздействия профессионально-производственных факторов, которые могут привести к формированию заболеваний, прогрессированию хронической патологии, длительной утрате трудоспособности, ранней инвалидизации. Медицинская профессиональная ориентация ведется в двух направлениях: основном — врачебная профессиональная консультация и информационном — гигиеническое обучение и воспитание подростков, ознакомление родителей и педагогов с медицинскими вопросами выбора профессии.

При проведении врачебной профессиональной консультации основная задача медицинского персонала состоит в определении степени риска прогрессирования отклонений в состоянии здоровья консультируемого подростка и разработке конкретных рекомендаций по выбору профессии или специальности, формы обучения и рациональному трудоустройству.

Медицинские работники осуществляют врачебную профессиональную консультацию на основе знания морфофункциональных особенностей организма подростков, особенностей течения функциональных нарушений и хронических заболеваний в подростковом возрасте, а также характера и условий труда, их влияния на растущий организм. Все сведения о характере и условиях труда, требования, предъявляемые данной профессией к организму работающих, содержатся в профессиограммах — санитарных характеристиках профессий.

При консультации используют перечни медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков, разработанные для профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка квалифицированных кадров. Они представляют собой сборники медицинских противопоказаний по отдельным отраслям промышленности с учетом пола, возраста и форм производственного обучения.

Помимо исследования и оценки состояния здоровья подростков необходимо изучение у них уровня развития психофизиологических функций. Основные психофизиологические функции, от которых зависит развитие специфических для данной профессии навыков и умений и формирование рабочего стереотипа, называются ключевыми профессионально значимыми функциями. Их делят на 6 групп: анализаторные, двигательные, аттенционно-мнемические, интеллектуальные, индивидуально-типологические, интеллектуальные характерологические особенности личности.

Врачебно-профессиональная консультация является необходимым элементом медицинского обслуживания детей и подростков на протяжении всего периода школьного и профессионального обучения. Она включает в себя следующие этапы:

• медицинское и психофизиологическое обследование подростка;

• анализ состояния здоровья подростка с использованием профессиограммы и перечня медицинских противопоказаний, сравнение уровня развития ключевых профессионально значимых функций с психофизиологическим портретом, расчет количественной вероятности освоения профессии;

• составление врачебно-профессионального заключения;

• рекомендации по проведению лечебно-профилактических мероприятий.

76. Научные основы рационального питания.

Рациональное питание - это питание, сбалансированное в качествен­ном и количественном отношении и адекватное ряду факторов.

Одним из принципов рационального питания является его адекват­ность. Качественная адекватность подразумевает, что рациональное питание должно восполнять потребности человека в белках, жирах, угле­водах, витаминах, минеральных солях и микроэлементах. Количествен­ная адекватность заключается в том, что питание должно соответство­вать энергетическим затратам организма.

Другим требованием к рациональному питанию является его сбалан­сированность - оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов в суточном рационе. Это соотношение должно примерно составлять 1:1:4 (Б:Ж:У= 1:1:4)

Также важно соблюдение режима питания, т.е. правильное распре­деление пищи между различными приемами в установленное время с соблюдением определенных интервалов. На завтрак должно приходиться 30 % всей суточной калорийности, на обед - 50%, на ужин - 20%. При четырехразовом питании на завтрак приходится 25%, на обед - 45%, на полдник - 10% и 20% на ужин.

Желательно, чтобы прием пиши происходил всегда приблизительно в одно и то же время. Перерыв между едой и физической работой должен составлять 0.5-1 час. Ужин должен быть не. позднее, чем за 1.5-2 часа до сна, чтобы основной процесс пищеварения успел завершиться.

Необходимо также предусматривать определенное распределение продуктов по отдельным приемам пищи. Продукты, богатые белками, лучше употреблять за завтраком и обедом, так как они требуют большей работы органов пищеварения и дольше задерживаются в желудке. На ужин лучше употреблять легкую пищу, которая быстрее покидает желу­док, например молочно-растительные блюда. На завтрак полезно есть кашу, так как она обладает ощелачивающим действием, нейтрализуя соляную кислоту, образующуюся за ночь.

Все продукты кроме хлеба обладают свойством приедаемости, одно и то же блюдо не должно повторяться больше чем 2 раза в неделю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: