double arrow

Опросные методы основаны на получении словесной информации от испытуемых. К ним можно отнести беседу, интервью, анкетирование

Беседа – метод, предусматривающий прямое или косвенное, устное или письменное получение психологической информации путём речевого общения о деятельности испытуемого, в которых объективируются свойственные ему психологические явления.

Метод беседы применяется:

а) при изучении личности ребенка, его прошлой жизни, домашней обстановки, его родителей, товарищей, интересов и т.д.;

б) при применении других методов исследования для получения дополнительных данных (подтверждение, уточнение того, что было выявлено);

в) при первоначальном знакомстве, когда начинается какое-либо исследование.

Беседа может быть: стандартизированная (точно сформулированные вопросы, которые задаются всем опрашиваемым) и нестандартизированная (вопросы ставятся в свободной форме).

Существует ряд требований к беседе как методу. Первое – непринужденность. Нельзя превращать беседу вопрос. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Важно при этом тщательно продумать беседу, представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Метод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемыми. Такая двусторонняя беседа дает больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы.

Интервью – вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы. В этом случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование.

Еще одним диагностическим методом выступает анализ продуктов деятельности. Под продуктами деятельности в данном случае понимаются материализованные результаты активности детей (например, рисунки, поделки, стихи, сказки, коллекции и т.д.). Данный метод позволяет выявить интересы, склонности, способности; особенности навыков и умений; объем знаний; отношение к деятельности; особенности различных сторон психики: восприятия, мышления, воображения и др.

Социометрия – метод психологического исследования межличностных отношений в группе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости.

Вопросы для самопроверки

1. Какие принципы исследования психики ребенка вам известны?

2. В чем суть принципа объективности? Где знания этого принципа можно использовать?

3. В чем суть принципа причинности? Где знания этого принципа можно использовать?

4. В чем суть принципа комплексности, систематичности и системности? Где знания этого принципа можно использовать?

5. Сравните «продольное» и путем «поперечных срезов» изучение психики детей. Укажите сильные и слабые стороны этих подходов.

6. Какие методы являются ведущими в современной психологии?

7. Есть ли преимущества у какого-либо из методов психологии?

8. В чем различие между наблюдением и экспериментом?

9. Какие виды эксперимента используются в психологических исследованиях? Что общего между ними и в чем специфика каждого?

10. Какова суть формирующего эксперимента?

  1. Сравните эффективность и достоверность данных, полученных с помощью наблюдений и эксперимента.

12. Каковы предназначение и основные задачи вспомогательных методов исследования психики ребенка?

  1. Для чего и как используются тесты? Какова их специфика?
  2. Назовите основные требования к методу беседы?

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: