Беседа – метод, предусматривающий прямое или косвенное, устное или письменное получение психологической информации путём речевого общения о деятельности испытуемого, в которых объективируются свойственные ему психологические явления.
Метод беседы применяется:
а) при изучении личности ребенка, его прошлой жизни, домашней обстановки, его родителей, товарищей, интересов и т.д.;
б) при применении других методов исследования для получения дополнительных данных (подтверждение, уточнение того, что было выявлено);
в) при первоначальном знакомстве, когда начинается какое-либо исследование.
Беседа может быть: стандартизированная (точно сформулированные вопросы, которые задаются всем опрашиваемым) и нестандартизированная (вопросы ставятся в свободной форме).
Существует ряд требований к беседе как методу. Первое – непринужденность. Нельзя превращать беседу вопрос. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Важно при этом тщательно продумать беседу, представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Метод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемыми. Такая двусторонняя беседа дает больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы.
|
|
Интервью – вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы. В этом случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование.
Еще одним диагностическим методом выступает анализ продуктов деятельности. Под продуктами деятельности в данном случае понимаются материализованные результаты активности детей (например, рисунки, поделки, стихи, сказки, коллекции и т.д.). Данный метод позволяет выявить интересы, склонности, способности; особенности навыков и умений; объем знаний; отношение к деятельности; особенности различных сторон психики: восприятия, мышления, воображения и др.
Социометрия – метод психологического исследования межличностных отношений в группе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости.
Вопросы для самопроверки
1. Какие принципы исследования психики ребенка вам известны?
2. В чем суть принципа объективности? Где знания этого принципа можно использовать?
3. В чем суть принципа причинности? Где знания этого принципа можно использовать?
4. В чем суть принципа комплексности, систематичности и системности? Где знания этого принципа можно использовать?
|
|
5. Сравните «продольное» и путем «поперечных срезов» изучение психики детей. Укажите сильные и слабые стороны этих подходов.
6. Какие методы являются ведущими в современной психологии?
7. Есть ли преимущества у какого-либо из методов психологии?
8. В чем различие между наблюдением и экспериментом?
9. Какие виды эксперимента используются в психологических исследованиях? Что общего между ними и в чем специфика каждого?
10. Какова суть формирующего эксперимента?
- Сравните эффективность и достоверность данных, полученных с помощью наблюдений и эксперимента.
12. Каковы предназначение и основные задачи вспомогательных методов исследования психики ребенка?
- Для чего и как используются тесты? Какова их специфика?
- Назовите основные требования к методу беседы?