1. Развитие ходьбы - расширяется пространство ребенка и он начинает отделять себя о взрослого. Происходит раздробление единой социальной ситуации развития «Мы»: теперь не мать ведет ребенка, а ребенок ведёт мать, куда захочет Ходьба поэтому – важное основное новообразование своих действий.
2.Появление первого слова – к концу 1-го года жизнни наблюдается двойственный момент. С одной стороны, у ребенка появляется автономная, ситуативная, эмоционально окрашенная речь, понятная только близким, а с другой – это еще бессловесный период, т.к. ребенок не говорит.Таким образом, появляется переходное образование, отмечающее границы кризиса: там, где было единство, становится двое – взрослый и ребенок (старая ситуация распадается и между ними появляется новое содержание – предметная деятельность).
По мнению Л.С.Выготского, здесь проявляется латентный период в становлении речи, который длится примерно три месяца.
3. Особенности проявления аффектов и воли. Обычно у ребенка, которому в чем-нибудь отказано или которого не поняли, наблюдается резкое нарастание аффекта, заканчивающегося часто тем, что ребенок ложится на пол, начинает кричать, отказывается ходить, бьет ногами об пол, отталкивает взрослых и т.д. Это акты протеста, оппозиции, противопоставления себя другим, направленные против запретов, отказов и т.д. Это результат неправильного воспитания. Довольно часто такое поведение обусловлено тем, что у детей возникает потребность в познании окружающего мира. Они начинают активно его изучать и получают удовлетворение от приобретаемых знаний и проводимых им самим действий. Поэтому они живо интересуются повторением однажды полученного результата деятельности, проявляя при этом настойчивость и естественную любознательность. В то же время его желание наталкивается на непонимание и сопротивление взрослых.
Этот онтогенетический первый жизненный кризис есть признак развития ребенка, его готовность перейти на следующий уровень зрелости.
Вопросы для самопроверки
1. В чем сущность незрелости новорожденного?
2. Охарактеризовать специфику социальной ситуации развития в младенческом возрасте.
3. Почему общение ребенка со взрослым на первом году жизни является ведущей деятельностью?
4. В чем проявляется познавательная активность детей в первом полугодии жизни?
5. Когда и как появляется координация руки и глаза?
6. Как происходит развитие манипуляций во втором полугодии жизни?
7. Что дает развитие манипуляций для становления восприятия и мышления ребенка?
8. Какая деятельность становится ведущей во втором полугодии жизни и в чем она заключается?
9. Как связаны манипулятивная деятельность и ситуативно-деловое общение младенца со взрослым?
10. Каковы основные проявления и значение для психического развития ребенка кризиса 1 года?