Денежно-кредитное регулирование экономики

В основе современного денежно-кредитного регулирования экономики лежит денежно-кредитная (монетарная) политика.

Денежно-кредитная политика – это совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита. Ее главные конечные цели – регулирование экономической активности в стране и борьба с инфляцией.

Она направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их ограничение (кредитная рестрикция). Первый вариант применяется в условиях падения производства и роста безработицы для оживления экономической конъюнктуры. В условиях подъема во избежание «перегрева» экономики (биржевой спекуляции, роста цен, нарастания диспропорций) применяется второй вариант.

Методы денежно-кредитной политики делятся на две группы – общие (влияют на весь рынок ссудных капиталов) и селективные (регулирование отдельных видов кредита и риска банковских операций, кредитования некоторых отраслей, фирм, установление пределов ссуд для одного заемщика и т.п.). Охарактеризуем общие методы денежно-кредитной политики, направленные на изменение денежной базы.

Учетная (дисконтная) политика или изменение учетной ставки (ставки рефинансирования) активно применяется еще с середины XIX в. Ее возникновение связано с превращением Центрального банка в кредитора коммерческих банков. Повышая ставку по таким кредитам (учетная ставка, ставка дисконта, ставка рефинансирования), Центральный банк вынуждал коммерческие банки сокращать заимствования. Это осложняло пополнение банковских ресурсов, вело к повышению процентных ставок по кредитам и к сокращению кредитных операций в экономике.

Учетная политика относится к прямым методам регулирования и представляет собой вариант регулирования стоимости банковских кредитов. Ставка процента коммерческих банков превышает учетную ставку Центрального банка, как правило, на 0,5-2 %. В настоящее время за рубежом учетная ставка колеблется в пределах 2-15 %, ее изменения отражают как общие тенденции экономического развития, так и циклические колебания конъюнктуры.

Установление норм обязательных резервов для коммерческих банков (или нормативов отчислений в резервные фонды Центрального банка) также выступает в качестве регулятора банковской деятельности (чем выше процент активов коммерческих банков, которые они обязаны держать в Центральном банке, тем меньше их возможности в выдаче кредитов и инвестировании, и наоборот). Эти нормы могут дифференцироваться по различным банковским активам. В отличие от других методов этот метод затрагивает основы банковской системы и сильно воздействует на финансовую систему государства в целом. Резервные нормы пересматриваются довольно редко, т.к. сама процедура носит громоздкий характер, а сила воздействия данного инструмента через мультипликатор значительна.

Операции на открытом рынке заключаются в купле-продаже Центральным банком ценных бумаг у коммерческих банков (в основном, казначейских обязательств, облигаций государства, предприятий, банков и коммерческих векселей). При покупке ценных бумаг увеличивается объем собственных резервов коммерческих банков, что расширяет их возможности кредитования (при продаже он сокращается). Метод используется в странах с развитым фондовым рынком. Такие операции осуществляются Центральным банком в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО), когда банк продает ценные бумаги с обязательством выкупить их по более высокой цене, и возникающая разница является платой за использование банком привлеченных на этой основе денежных средств.

Эти методы могут формировать два вида денежно-кредитной политики. Политика «дешевых денег» предусматривает снижение учетной ставки и норм обязательных резервов и покупку Центральным банком ценных бумаг на открытом рынке. Ее цель – борьба с безработицей, и она применяется в условиях экономического спада. Так, в 30-40-е гг. ХХ в. центральные банки развитых стран проводили рекомендованную Дж.М. Кейнсом политику «дешевых денег», т.е. низких процентных ставок и широкого кредитования. Политика «дорогих денег» предусматривает обратные меры – снижение учетной ставки и норм обязательных резервов и продажу Центральным банком ценных бумаг на открытом рынке. Ее цель очевидна – это борьба с инфляцией, сокращение совокупных расходов. Эта политика проводилась с середины 70-х гг. ХХ в., отражая влияние монетаристской теории.

Осуществление денежно-кредитной политики сталкивается с ограничениями и проблемами:

1) избыточные резервы, возникающие в связи с проведением политики «дешевых денег», могут не использоваться банками для расширения предложения денег в экономике;

2) изменение денежного предложения может быть частично скомпенсировано изменение скорости обращения денег;

В результате перед банковской системой возникает дилемма: стабилизация или процентной ставки или предложения денег. Таким образом, в конечном итоге Центральный банк реализует две цели денежно-кредитной политики: поддержание величины денежной массы (жесткая монетарная политика) или ставки процента (гибкая монетарная политика).

Монетарная политика, также и фискальная, имеет свои положительные и отрицательные стороны. К ее сильным сторонам можно отнести быстроту и гибкость, меньшую, по сравнению с фискальной политикой, зависимость от политического давления, ее более высокую консервативность.

Неокейнсианский подход к денежно-кредитному регулированию состоит в изменении учетной ставки Центрального банка, регулировании объемов банковских ссуд в зависимости от величины совокупного спроса и занятости, уровня валютного курса, использовании операций с государственными облигациями преимущественно для стабилизации их курсов и снижения цены государственного кредита.

Монетаристский подход состоит во введении количественных ориентиров регулирования денежного предложения, изменение которых определяет объекты и технику денежно-кредитного контроля.

На денежную массу влияют два фактора: количество денег в обращении и скорость их оборота. Количество денег в обращении определяется государством, исходя их потребностей товарного оборота и дефицита Государственного бюджета. На скорость обращения денег влияют длительность технологических процессов (зависит от отрасли), структура платежного оборота (соотношение наличных и безналичных денег), уровень развития кредитных операций и взаиморасчетов, уровень процентных ставок за кредит, использование электронных технологий в банковском деле. Закон денежного обращения устанавливает количество денег, нужное для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа.

Количество денег, необходимое для выполнения деньгами функции средства обращения при металлическом обращении, определяется по формуле уравнения обмена (9.1). С появлением кредитных денег этот закон приобретает следующий вид:

, (9.9)

где М – количество денег, необходимых для обращения и платежа;

Р – стоимость реализуемых товаров и услуг;

Кр – стоимость товаров, проданных в кредит;

П – платежи по долгам, у которых наступил срок выплаты;

ВП – взаимопогашающиеся платежи;

О – скорость оборота одной денежной единицы (как средства обращения).

Монетарная политика имеет довольно сложный передаточный механизм. От качества работы всех его звеньев зависит эффективность политики в целом. Можно выделить четыре звена передаточного механизма кредитно-денежной политики:

1) изменение величины реального предложения денег в результате политики Центрального (Национального) Банка;

2) изменение ставки процента на денежном рынке;

3) реакция совокупных расходов (в особенности, инвестиционных) на динамику ставки процента;

4) изменение объема производства в стране в ответ на изменение совокупного спроса (совокупных расходов).

Между изменением предложения денег и реакцией совокупного товарного предложения расположены еще две промежуточных стадии, прохождение через которые существенно влияет на конечный результат.

Изменение рыночной ставки процента (п.2) происходит путем изменения структуры портфеля активов экономических агентов после того, как вследствие, например, стимулирующей денежной политики Центрального банка, на руках у них оказалось больше денег, чем им необходимо. Следствием этого станет покупка других видов активов, удешевление кредита, в итоге – снижение ставки процента.

Однако реакция денежного рынка зависит еще и от характера спроса на деньги, то есть от наклона кривой MD. Если спрос на деньги достаточно чувствителен к изменению ставки процента (низкий угол наклона кривой MD), то результатом увеличения денежной массы станет незначительное изменение ставки процента. И наоборот: если спрос на деньги слабо реагирует на ставку процента (высокий угол наклона кривой MD) увеличение предложения денег приведет к существенному падению процентной ставки.

Следующим шагом является изменение совокупного спроса (совокупных расходов) в связи с изменением ставки процента. Обычно считается, что больше других на динамику ставки процента реагируют инвестиционные расходы (хотя можно говорить и о реакции потребления и государственных расходов, но она менее значительна). Если предположить, что на денежном рынке произошло существенное изменение ставки процента, то далее возникает вопрос о чувствительности инвестиционного спроса (или совокупного спроса в целом) к динамике ставки процента. От этого, при прочих равных условиях, будет зависеть величина мультипликативного расширения совокупного дохода. Необходимо также учитывать и степень реакции совокупного предложения на изменения совокупного спроса, что связано уже с наклоном кривой AS.

Очевидно, что нарушения в любом звене передаточного механизма могут привести к снижению или даже отсутствию каких-либо результатов монетарной политики. Например, незначительные изменения ставки процента на денежном рынке или отсутствие реакции составляющих совокупного спроса на динамику ставки процента разрывают связь между колебаниями денежной массы и объемом выпуска. Эти нарушения в работе передаточного механизма денежной политики особенно сильно проявляются в странах с переходной экономикой, когда, например, инвестиционная активность экономических агентов связана не столько со ставкой процента на денежном рынке, сколько с общей экономической ситуацией и ожиданиями инвесторов.

Помимо качества работы передаточного механизма существуют и другие сложности в осуществлении денежной политики. Поддержание Центральным банком одного из целевых параметров, например, ставки процента, требует изменения другого в случае колебаний на денежном рынке, что не всегда благоприятно сказывается на экономике в целом. Так, Центральный банк может удерживать ставку процента на определенном уровне для стабилизации инвестиций, а следовательно, их воздействия через мультипликатор на объем выпуска в целом. Но если по каким-то причинам в экономике начинается подъем и ВНП растет, то это увеличивает трансакционный спрос на деньги. При неизменном предложении денег ставка процента будет расти, и чтобы удержать ее на прежнем уровне Центральный банк должен увеличить предложение денег. Это, в свою очередь, создаст дополнительные стимулы роста ВНП и к тому же может спровоцировать инфляцию.

В случае спада и сокращения спроса на деньги Центральный банк для предотвращения снижения ставки процента должен уменьшить предложение денег. Но это приведет к падению совокупного спроса и только усугубит спад в экономике.

Следует учитывать также возможные побочные эффекты денежно-кредитной политики. Например, если Центральный банк считает необходимым увеличить предложение денег, он может расширить денежную базу, покупая облигации на рынке ценных бумаг. Но одновременно с ростом предложения денег начнется снижение ставки процента. Это может отразиться на величине коэффициентов crи rr (9.7). Население может перевести часть средств из депозитов в наличность и коэффициент депонирования увеличится, банки могут увеличить свои избыточные резервы, что повысит норму резервирования rr. В результате денежный мультипликатор уменьшится, что может частично нейтрализовать исходную тенденцию к расширению денежной массы (см. 9.8).

Денежно-кредитная политика имеет значительный внешний лаг (время от принятия решения до его результата), т.к. влияние ее на размер ВНП в значительной степени связано через колебания ставки процента с уменьшением инвестиционной активности в экономике, что является достаточно длительным процессом. Это также осложняет ее проведение, т.к. запаздывание результата может даже ухудшить ситуацию. Например, антициклическое расширение денежной массы (и снижение процентной ставки) для предотвращения спада может дать результат, когда экономика будет уже на подъеме и тогда она вызовет нежелательные инфляционные процессы.

Эффективность денежно-кредитной политики в современных условиях в значительной мере определяется степенью доверия к политике Центрального банка, а также его степенью независимостиот исполнительной власти. Эта степень с трудом поддается точной оценке и определяется, как на основе некоторых формальных критериев (частота сменяемости руководства Центрального банка, границы его участия в кредитовании государственного сектора, решении проблем бюджетного дефицита и другие официальные характеристики банка в его Уставе), так и неформальных моментов, свидетельствующих о его фактической независимости.

В развивающихся странах, в странах с переходной экономикой часто просматривается закономерность: чем больше независимость (как формальная, так и неформальная) Центрального банка, тем ниже темпы инфляции и дефицит бюджета.

Денежно-кредитная политика тесно связана с фискальной и внешнеэкономической политикой. Если Центральный Банк ставит целью поддержание фиксированного обменного курса, то самостоятельная внутренняя денежная политика оказывается практически невозможной, так как увеличение или сокращение валютных резервов (покупка или продажа иностранной валюты на валютном рынке) в целях поддержания обменного курса автоматически ведет к изменению денежной массы в экономике. Исключение составляет лишь ситуация, когда Центральный Банк проводит стерилизацию притока или оттока валютных резервов, нейтрализуя колебания денежной массы вследствие валютных операций изменением объема внутреннего кредита с помощью инструментов денежной политики.

Определенные трудности связаны с вопросом согласованности, координации бюджетно-налоговой и денежной политики. Если правительство стимулирует экономику значительным расширением государственных расходов, результат будет во многом связан с характером денежной политики (поведением Центрального банка). Финансирование дополнительных расходов долговым способом, то есть через выпуск облигаций, окажет давление на финансовый рынок, свяжет часть денежной массы и вызовет рост процентной ставки, что может привести к сокращению частных инвестиций («эффект вытеснения») и подрыву стимулов к расширению экономической активности. Если же Центральный Банк одновременно проводит политику поддержания процентной ставки, он вынужден будет расширить предложение денег, провоцируя инфляцию.

Аналогичная проблема возникает при решении вопроса о финансировании дефицита госбюджета. Дефицит может покрываться денежной эмиссией (монетизация дефицита) или путем продажи государственных облигаций частному сектору (долговое финансирование). Последний способ считается неинфляционным, не связанным с дополнительным предложением денег, если облигации покупаются населением, фирмами, банками. В этом случае происходит лишь изменение формы сбережений частного сектора – они переводятся в ценные бумаги. Если же к покупке облигаций подключается Центральный банк, то, как уже было показано, увеличивается сумма резервов банковской системы, а соответственно, денежная база, и начинается мультипликативный процесс расширения предложения денег в экономике.

Эффективная стабильная денежная политика (под которой подразумевается обычно низкий устойчивый темп роста денежной массы) в большинстве случаев не может сосуществовать с фискальной политикой, допускающей значительный дефицит госбюджета. Это связано с тем, что в условиях длительного, а тем более растущего дефицита и ограниченных возможностей долгового финансирования правительству бывает сложно удержаться от давления на Центральный банк с целью добиться увеличения денежной массы для финансирования дефицита.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: