Расчет шпоночных соединений
В машиностроении применяются, как правило, призматические шпонки, сечения которых приведены в ГОСТ 23360-78 в зависимости от диаметров вала. Поэтому при проектном расчете шпонка выбирается исходя из диаметра вала, а длина задается из конструктивных соображений и затем проверяется на смятие:
где = – – высота поверхности шпонки, воспринимающая нагрузку;
– длина шпонки.
Допускаемое напряжение в МПа при стальной ступице
= 80…120.
Размеры шпонок брать из таблицы 2.
Таблица 2 – Параметры шпонок и шпоночного паза
Диаметр вала, мм | Параметры шпонки, мм | Глубина шпоночного паза, мм | ||
ширина t | высота | вала | ступицы | |
Св. 22 до 30 | 8 | 7 | 4,0 | 3,3 |
Св. 30 до 38 | 10 | 8 | 5,0 | 3,3 |
Св. 38 до 44 | 12 | 8 | 5,0 | 3,3 |
Св. 44 до 50 | 14 | 9 | 5,5 | 3,8 |
Св. 50 до 58 | 16 | 10 | 6,0 | 4,3 |
Св. 58 до 65 | 18 | 11 | 7,0 | 4,4 |
Длины шпонок выбирают из ряда
25; 28; 32; 36; 40; 45; 50; 56; 63; 70; 80; 90; 100
(принимают на 10 мм меньше длины ступицы).
Материал шпонок – сталь чистотянутая (сталь 40, 45 и др.).
Для одного диаметра вала все шпонки принимаются одного размера.