Управление карьерой

Необходимость в управлении карьерой обусловлена ее важной ролью в жизни человека.

Успешная карьера обеспечивает материальное благополучие, удовлетворение высших психологических потребностей человека (в самореализации, в уважении и самоуважении, в успехе и власти).

Желание человека оптимизировать карьеру с помощью управления связано с возможностью его самоопределения, самостоятельного выбора им путей движения в социальном пространстве общества.

Грамотно построенное управление карьерой является фактором повышения эффективности деятельности организации, условием ее устойчивости и жизнеспособности в изменяющейся среде, движущей силой, механизмом развития.

Оно обеспечивает бесперебойное и рациональное замещение ключевых должностей; адаптивность и маневренность в условиях быстрых изменений содержания труда.

Конкретные цели управления карьерой:

  • формирование, развитие и рациональное использование трудового потенциала каждого работника и организации в целом;
  • обеспечение преемственности профессионального опыта и культуры;
  • достижение взаимопонимания между фирмой и менеджером по вопросам развития и продвижения;
  • создание благоприятных условий для развития и продвижения персонала в рамках организационного пространства и др.

Управление карьерой сводится к совокупности мероприятий, осуществляемых кадровыми службами (в том числе с помощью консультантов), позволяющих выявить лиц с высоким потенциалом продвижения, помочь им раскрыть свои способности и применить их наиболее выгодным для себя и организации способом в соответствии с разработанными схемами перемещения.

Для этого необходим постоянный анализ возможностей для развития карьеры сотрудников и регулярное заполнение формы, отражающей (где возможно, в баллах) результативность их труда, оценку квалификации, знаний, профессиональных навыков руководства и общения, способностей решать проблемы; перспективы роста потенциала на 3–5 лет и предположительный максимально достижимый уровень должности.

Работников не знакомят с конкретным содержанием этой формы, хотя мнение о них в общих чертах сообщается; сама же форма передается вышестоящим руководителям, и без ее наличия продвижение по службе непосредственного начальника несмотря ни на что может быть задержано.

Основой управления карьерой сотрудников в рамках фирмы является соответствующая программа сотрудника, создаваемая на основе анализа требований к должностям и связям между ними. Программа содержит:

  • оценку потребностей в управленческих кадрах, их развитии и продвижении; прогнозирование перемещений на ключевых руководящих должностях;
  • способы выявления сотрудников с высоким потенциалом роста и их продвижения в долгосрочной перспективе с учетом возраста, образования, опыта, деловых качеств, характера мотивации;
  • схемы замещения должностей;
  • стимулы к созданию индивидуальных планов карьеры;
  • способы увязки карьеры с результатами аттестации;
  • пути создания благоприятных условий для развития (обучение, подбор должностей, разовые задания с учетом личных возможностей, кураторство);
  • организацию эффективной системы повышения квалификации;
  • возможных направлений ротации;
  • формы ответственности руководителей.

Необходимость управления индивидуальной карьерой связана с тем, что большинство людей, как показывают исследования, обычно относится к ней пассивно, предпочитая, чтобы этими вопросами занимались их руководители.

В России в 70–75% случаев карьеру определяет руководитель, причем 72% опрошенных указали на приоритетную роль протекции с его стороны; 58% — на то, что для этого ему надо понравиться.

Управление карьерой включает:

  • помощь в познании сотрудниками своих потребностей и интересов (желаемой должности, уровня доходов и пр.) и потенциальных возможностей, на основе чего и с учетом перспектив организации формулируются основные цели карьеры;
  • самостоятельное (или с помощью руководителя и при консультации специалиста по работе с персоналом) определение вариантов продвижения как в данной фирме, так и за ее пределами, а также необходимые для этого меры;
  • планирование профессионального развития (учебы, стажировок и др.) и должностного перемещения (повышения, ротации) менеджеров;
  • организацию обучения (в том числе основам самоуправления карьерой), оценки, адаптации и профессиональной ориентации, конкурсов на замещение вакансий менеджеров;
  • активизацию карьерных устремлений руководителей, создание благоприятных условий для самоуправления карьерой: самомаркетинга (самопрезентации, саморекламы);
  • регулирование карьерных процессов, предупреждение и профилактику кризисных явлений, отклонений от нормы, в том числе появление карьеризма;
  • координацию и согласование действий различных звеньев системы управления карьерой;
  • контроль, оценку эффективности на основе определенной системы показателей.

План карьеры — это согласованная с руководителем программа индивидуальной работы сотрудника.

Образец плана карьеры:

  1. 1. Фамилия, имя, отчество, стаж работы
  2. 2. Должность
  3. 3. Возраст
  4. 4. Образование
  5. 5. Заключение последней аттестационной комиссии
  6. 6. Переподготовка и повышение квалификации
  7. 7. Нахождение в составе резерва
  8. 8. Оценка заинтересованности субъекта
  9. 9. Интегральная оценка в баллах
  • анкетных данных;
  • личностных качеств;
  • профессиональной подготовки
  1. 10. Срок последнего назначения на должность
  2. 11. Другие сведения
  3. 12. Долгосрочные цели и краткосрочные задачи на следующий этап профессионального роста
  4. 13. Наиболее важные потребности в совершенствовании
  5. 14. Задания, обеспечивающие переход к следующему этапу профессионального роста и реализацию долгосрочной цели
  6. 15. Обязательства организации

Формой планирования карьеры часто становится так называемая карьерограмма. Этот документ, составляемый на 5–10 лет, содержит, с одной стороны, обязательства администрации по горизонтальному или вертикальному перемещению работника (в виде формального перечня должностей, на которые он может реально претендовать), а с другой стороны — его обязательства повышать уровень образования, квалификации, профессионального мастерства.

Планирование карьеры обеспечивает:

  • учет и увязку целей и потребностей организации и сотрудника;
  • ознакомление людей с реальными перспективами их роста и условиями, которые позволят им достичь желаемого, избежать при этом карьерных тупиков;
  • трудовую мотивацию;
  • выявление потенциала продвижения и определение мероприятий, обеспечивающих его реализацию в виде серии перемещений в должности;
  • индивидуальное развитие, профессиональный рост, увеличение значимости для фирмы, соответствие квалификации персонала новым требованиям.

В то же время планирование карьеры не создает новых вакансий и не является гарантией продвижения.

В результате управления карьерой у сотрудников появляется:

  • бóльшая удовлетворенность работой и организацией;
  • более благоприятные возможности достижения цели в сфере профессиональной деятельности;
  • отношение к работе не только как к повседневной обязанности, но и как к условию продвижения;
  • видение перспектив и возможность планировать другие аспекты своей жизни;
  • заинтересованность в целенаправленном повышении квалификации и подготовке к будущей работе;
  • лояльность по отношению к фирме.

Условия успешной карьеры:

  • постоянное обучение и повышение квалификации, саморазвитие;
  • знание организации и положения дел в ней и подразделениях;
  • высокий профессионализм;
  • активное участие в осуществлении внутренних проектов;
  • знакомство с новинками литературы и расширение своего кругозора;
  • создание и поддержание имиджа;
  • участие в обучении других, распространении передового опыта;
  • сотрудничество с непосредственным руководителем.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: