Задача измерения

Тема 15

Постановки базовых задач обоснования решений и основные методы решения

Стр.

1. Задача измерения …………………………………….……..….….………… 2

2. Задача получения информации для анализа условий и выявления
«механизма ситуации»……………..………………………..………….……… 8

3. Задача формирования исходного множества альтернатив ………..…….. 19

4. Задача оценки альтернатив …………….………………………………….. 26

5. Задача моделирования предпочтений.
Основные модели предпочтений ……………………………………………. 34

Литература …………………………………………………………………….. 26

Санкт-Петербург - 2012


Задача измерения

Вербальная постановка задачи удобна для содержатель­ного анализа и выбора подхода к решению проблемы. Она также незаменима на этапах интерпретации резуль­татов, полученных абстрактными методами, и оконча­тельного принятия решений. Формальная постановка задачи помогает эффективнее выбрать наиболее пред­почтительный математический метод получения опти­мального решения из известных классов методов. Разу­меется, иногда удается сразу разработать формальную постановку задачи, но все же лучше получать ее из вер­бальной. Это позволит проще осуществлять интерпре­тацию результатов решения формальной задачи. Про­цедура формализации вербальной задачи, в общем слу­чае, включает следующие шаги:

§ введение обозначений — вводят символы и идентифи­каторы, обозначающие элементы проблемной ситуации;

§ выбор факторов, обозначающих результаты — вводят результаты, устанавливают направления предпочтений на них;

§ построение целевой функции на результатах;

§ формулирование ограничений задачи — записывают систему равенств, неравенств и логических условий, моделирующую условия достижения цели и действие объективных законов;

§ формирование канонической (принятой за образец) задачи математического программирования.

Следование такому порядку формализа­ции вербальной задачи позволяет эффективно концен­трировать внимание на сущности каждого из логически обусловленных шагов, получать результаты с мень­шими затратами ресурсов.

Рассмотрим постановки и методы решения наиболее важ­ных задач обоснования решений.

Если обобщить все сказанное ранее о ЛПР, то станет ясно, что оно — своеобразная «машина по переработке информации». ЛПР только тем и занимается, что все время собирает информацию о текущих и перспективных про­блемах, определяет, какая информация необходима для решения тех или иных проблем, лично и через помощни­ков обрабатывает информацию и превращает ее в реше­ние. Решение — это тоже специфическая информация, то есть информация для исполнителей — кому, что, где, когда и с помощью чего сделать. Другими словами, глав­ная функция ЛПР — информационная. Главный исходный рабочий материал («сырье») для ЛПР — факты, события сведения, данные, относящиеся к решаемой проблеме. Главный «продукт деятельности» ЛПР — указания для исполнителей. В качестве «побочного продукта» деятельности ЛПР выступают новые знания о проблеме, оформленные в виде выводов и рекомендаций по итогам оценки фактической эффективности реализованного решения.

Итак, вся деятельность ЛПР объективно сводится к непрерывному решению, по сути, только одной задачи — получать, обрабатывать и представлять соответствующим людям требуемую информацию в соответствующее вре­мя и в соответствующем месте.

Решать эту задачу следует как можно более эффективно. На практике это означает неукоснительное следование только одному из двух возможных целевых устремлений: или обеспечить как можно более высокое качество информации при заданных ограничениях на затраты ресурсов, или, наоборот, стремиться обеспечить наименьшие затраты на получение, обработку и передачу информации при условии удовлетворения требований к ее качеству. Оценку эффективности желательно получить в форме, удобной для рационального осмысления и оценки. Рациональное мышление — это, как правило, мышление научное. А наука, как известно, начинается там, где начинают измерять. В этой связи целесообразно, прежде всего, рассмотреть постановку и основные методы решения задачи измерения.

Рассмотрим, например, как осуществить рациональный выбор проблемы на основе оценки ее важности. Ясно, что представление о важности складывается в созна­нии ЛПР из оценки и анализа сочетания «свойств» про­блемы. Среди таких свойств, прежде всего, следует от­метить связь рассматриваемой проблемы со смежными, затем следует отметить временную, информационную и материальную обеспеченность условий ее решения. При этом следует учитывать и возможности собствен­ных ресурсов и потребности в привлечении внешней помощи. Большое влияние на восприятие важности проблемы оказывает ее срочность (как скоро проблему требуется решить). Каждое из этих свойств является проявлением определенных взаимоотношений между элементами системы, которой руководит ЛПР, с элемен­тами внешнего системного окружения. Эти элементы и эти отношения требуется соизмерить и представить в модельном виде, удобном для принятия решений. Известно, что измерить одну и ту же характеристи­ку какого-то объекта можно с использованием разных шкал. При этом эффект измерения в различных шкалах (то есть качество полученных результатов и затраты на их получение) будет различным. Следовательно, для осмысленного, рационального выбора способа измере­ния следует глубже разобраться в свойствах разных ти­пов шкал.

Для описания типов шкал воспользуемся понятием «эм­пирической системы с отношениями». Предположим, что ЛПР представляет реальную действительность в уп­рощенном виде как модель следующего вида:

SЭ = {D,Rэ}, (1.1)

где SЭ — окружающая ЛПР реальная действительность, именуемая эмпирической системой с отношениями,

D — конкретные элементы рассматриваемой систе­мы, вычлененные ЛПР (взятые как наиболее значи­мые, существенные) из реальной действительности,

Rэ — множество разнообразных соотношений между элементами реальной действительности, учитывае­мые ЛПР.

Измерение — это специальное и еще более значительное упрощение модели вида (1.1.), в ходе которого эмпи­рическую систему SЭ с отношениями отображают в фор­ме абстрактной числовой системы S. Элементами число­вой системы S являются числа из нового множества X и специально подобранные отношения R между этими числами. Таким образом, числовая система с отноше­ниями выглядит следующим образом:

S={X,R}. (1.2)

Теперь, чтобы завершить определение термина «измере­ние», сделать его конструктивным, потребуем, чтобы си­стема S была гомоморфным отображением системы SЭ. Целенаправленный процесс получения информации об эмпирической системе с отношениями и трансформа­ции ее в элементы числовой системы с отношениями на­зывают измерением.

Все же следует заметить, что процесс измерения по-раз­ному интерпретируется в физической и социальной об­ластях. Так «физическое из­мерение относится к реальным объектам, первоначаль­но не зависящим от познающего субъекта». Измерить физическую величину означает сравнить ее с определенным количеством однородной величины, выбран­ной в качестве единицы. В отличие от физического из­мерения социальное измерение концептуально связано с человеком, точнее говоря, с такими его субъективны­ми свойствами, как, например, эмоции, желания, то есть с такими его свойствами, которые в принципе не под­даются измерению. В самом широком смысле слова измерение можно трактовать как классификацию объек­тов или явлений, при которой каждой определенной группе приписывается определенный знак (цифра, бук­ва, слово и т.д.). Это позволяет сравнить одни объек­ты с другим рядом объектов, измеряемых подобным же образом.

Чтобы реализовать гомоморфное отображение эмпири­ческой системы SЭ в числовую систему S, нужно каждо­му элементу поставить в соответствие число так, чтобы, сравнивая числа из множества X по отношению R, можно было бы делать адекватные выводы о взаимосвязи между элементами d. Формально это вы­глядит так:

. (1.3.)

Содержательно смысл выражения (1.3), описывающего операцию измерения, означает, что какие-то срав­ниваемые объекты d из реальной действительности за­меняем их модельными образами, а именно — числа­ми x(d). Делаем это так, чтобы при сравнении чисел x(d) между собой мы могли бы в отношении объектов d де­лать те же выводы и суждения, как если бы мы сравни­вали между собой сами эти объекты. Важно также и то, что соотношение (1.3) в сравнениях между объектами и в сравнениях между числами «двустороннее» (на это указывает знак двойной импликации в выражении). Здесь просматривается полная аналогия с выражением, задающим функцию ценности. Тогда впервые обратили внимание на важность «обратного прочтения» двойной импликации для разработки тех­нологий принятия решений.

Для построения технологий измерения важно также за­метить, что отображение , удовлетворяющее свой­ству (1.3), можно выполнить не единственным об­разом. Пусть, например, имеем две шкалы {SЭ,S, 1} и {SЭ,S, 2}. Каждая из этих шкал оперирует разны­ми отображениями 1 и 2. Это приведет к тому, что в результате проведения измерений на одном и том же множестве D объектов для одних и тех же элементов d будут получены два разных результата, а именно: чис­ловые значения x1 = 1(d) и x2= 2(d) соответствен­но. Числа х1 и х2 как результаты измерения в разных шкалах, разумеется, в общем случае будут получены разные. Например, в известном детском мультфильме длину одного и того же удава измеряли в мартышках и в попугаях. При этом, естественно, «в попугаях удав значительно длиннее». Если теперь для двух рассматри­ваемых нами шкал найдется некоторая функция та­кая, что всегда выполняется соотношение вида х1= 2), то есть значения одной шкалы однозначно пересчитываются в значения другой, то такую функцию будем на­зывать допустимым преобразованием шкалы. Допу­стимым в смысле того, что безразлично для ЛПР изме­рять ли объекты в той или в другой шкале, если выводы из измерения для практики принятия решений будут одни и те же. Разные классы функций , обеспечивают однозначный пересчет оценок х1 и х2 в шкале рассмат­риваемого типа. При этом степень совершенства шкалы будем оценивать через степень адекватности выводов при принятии решений.

Например, если целью принятия решения является ответ на вопрос типа «Да — Нет» или «Хороший — Плохой», то для достижения этой цели достаточно использовать номинальные шкалы. Понятно, что более совершенная шкала требует и более значительных затрат на проведе­ние измерения в ней. Другими словами, за более высо­кое качество выводов и рекомендаций приходится боль­ше «платить».

И тут неожиданно приходим к следующему выводу: нет необходимости излишне тратить время и другие ре­сурсы на проведение измерений в как можно более со­вершенных шкалах, если требуется сделать выводы, ко­торые легко проистекают из сравнения результатов из­мерения в менее совершенных шкалах. Это все тот же, уже известный нам принципа Оккама («Не умножайте сущности без необходимости!»).

За формальную оценку степени совершенства шкалы при­нимают широту класса допустимых преобразований, а именно: чем класс допустимых преобразований шире, тем шкала менее совершенна. При таком подходе наименее совершенной следует считать номинальную (или классификационную) шкалу, поскольку при использова­нии подобного типа шкал допустима любая замена чисел для обозначения номинаций, лишь бы это было взаимно однозначное преобразование. Другими словами, множе­ство допустимых преобразований номинальной шкалы — это множество всех взаимно однозначных функций. Класс подобных функций чрезвычайно широк, и, следовательно, номинальная шкала наименее совершенная. Порядковые (ранговые) шкалы используют для формального описания и измерения отношений упорядочения на множестве объ­ектов. Разумеется, упорядочение объектов проводится в отношении какого-то общего для них свойства или в от­ношении какой-то общей цели. Ранговые шкалы позволя­ют путем сравнения чисел (результатов измерения) уста­новить, что один объект лучше, важнее, предпочтительнее другого или равноценен другому. В то же время, поряд­ковая шкала отражает лишь порядок следования объектов друг за другом в отношении рассматриваемого свойства. Такая шкала не дает возможности ответить на вопрос, на сколько или во сколько один объект «предпочтительнее» (опережает) другого в отношении этого свойства. В ран­говой шкале нельзя определить меру степени упорядо­ченности. Множество допустимых преобразований такой шкалы составляют все монотонные функции. Шкала ин­тервалов (интервальная) применяется для отображения величины различия между характеристиками объектов. Она позволяет указать, на сколько один объект отлича­ется от другого в принятых единицах измерения. Интер­вальная шкала может иметь произвольное начало отсче­та и масштаб. Множество допустимых преобразований данной шкалы составляют все линейные преобразования. Основным свойством шкалы интервалов является со­хранение отношения длин интервалов. Примером изме­рения в интервальной шкале является измерение тем­пературы объекта. Температура чаще всего измеряется в градусах Цельсия, Фаренгейта, Кельвина. Пересчет тем­пературы, например, из градусов h °F в шкале Фаренгейта в градусы t°C по шкале Цельсия производится по извест­ной формуле h°F=1,8×t°C+32. Частными случаями шкалы интервалов являются шкала отношений (нулевое нача­ло отсчета) и шкала разностей (произвольное начало от­счета и единичный масштаб), а также абсолютная шкала (нулевое начало отсчета и единичный масштаб измере­ния). Абсолютная шкала считается самой совершенной. Номинальная и порядковая шкалы относятся к качествен­ным шкалам. Шкалы интервалов, отношений, разностей и абсолютная относятся к количественным шкалам,ко­торые позволяют устанавливать количественные соот­ношения между объектами.

2. Задача получения информации для анализа условий
и выявления «механизма ситуации»

Рассматривая задачу, моделирующую третий и четвертый этапы процесса обоснования решений (рис.2.1.). Напомним, что содержательно на этих этапах проводят анализ условий проведения будущей операции с целью предсказать ее будущий ход и исход. Ясно, что от того, насколько верно и точно ЛПР сможет предсказать бу­дущие условия проведения операции, во многом будет зависеть и то, насколько верно ЛПР найдет подходящие способы достижения цели операции.

Рис. 2.1. Схема процесса обоснования решений

При этом важно хорошо понять, какие из фрагментов этих условий будут ведущими, главными, а какие — второстепенными, на какие ЛПР сможет повлиять, а с какими ему придет­ся смириться как с неизбежностью. Затем — выделить среди факторов объективные и субъективные. Далее ЛПР следует в каждой из подгрупп объективных и субъ­ективных факторов выделить те элементы, которые спо­собствуют и, наоборот, мешают достижению цели опера­ции. Именно эти элементы факторов обстановки и долж­ны стать, так сказать, объектами приложения усилий на этапе формирования альтернатив. Схематично процесс подобного умелого анализа условий проведения опера­ции представлен на рис.2.2.

Рис. 2.2. Процесс анализа условий проведения операции

После этого ЛПР останется «только решить», как воздейст­вовать на управляемые факторы, чтобы ослабить отри­цательное влияние мешающих и усилить положительный эффект от действия факторов, способствующих достиже­нию цели. Напомним, что управляемые факторы — это те, которыми ЛПР в силах распоряжаться по своему усмот­рению, менять их состав, структуру, качество, количество и т.п. Далее ЛПР следует решить, какая информация, како­го качества и к какому сроку нужна, а затем выбрать один из доступных источников информации и принять решение о наилучшем способе ее получения из этого источника.

Концептуальная схема классификации источников и спо­собов получения информации представлена на рис.2.3. Из анализа этой схемы следует, что принципиально есть только три источника информации:

§ эмпирические данные (кратко будем обозначать этот источник информации именем «ОПЫТ»);

§ знания, личный опыт и интуиция ЛПР (имя источни­ка — «ЛПР»);

§ совет специалиста (краткое имя для этого источника — «ЭКСПЕРТИЗА»).

Рис. 2.3. Концептуальная схема классификации источников
и способов получения информации

Ясно, что практически чаще всего люди черпают информа­цию из собственного опыта и знаний, а собственная ин­туиция помогает им заполнить пробелы в позитивном знании. В историческом отношении этот источник информации («ЛПР») наиболее древний. Но бывает, что само ЛПР не имеет достаточных знаний или опыта по раз­решению стоящей перед ним проблемы. Вообще-то это не такой уж редкий случай. В подобной ситуации ЛПР начинает искать наиболее подходящий источник полу­чения недостающих данных, информации или знаний. Здесь перед ним оказываются две принципиальные воз­можности:

§ поискать необходимые сведения в одном из «объективных источников», где зафиксирован истори­ческий опыт человечества,

§ обратиться к «субъек­тивному источнику» — к знаниям, умениям и навыкам признанных специалистов своего дела (экспертам).

По-видимому, использование для принятия решений зна­ний, навыков и опыта специалистов следует считать исторически следующим шагом в развитии методов управ­ления и разработки решений. ЛПР прибегали к подобному источнику информации («ЭКСПЕРТИЗА») для принятия ответственных решений столь же часто, как и к собственным опыту и интуиции. Однако, если в обыденной жизни человек самостоятельно решает, является ли тот или иной из знакомых ему специалистов «экспертом», то, чтобы считаться экспертом в строгом, научном понимании, человек должен удовлетворять ряду особых требований.

Так, в ТПР считают, что эксперт— это человек, который лично работаетв интересующей ЛПР области деятельности, является признанным специалистом по решаемой проблеме, может (умеет и желает) и имеет возможность (например, обладает юридическим правом) высказывать суждение по проблеме или вопросу проблемы в доступной для ЛПР форме.

Таким образом, существенными для теории принятия реше­ний характеристиками, отличающими эксперта от иных специалистов, являются:

§ признание его заслуг («компетентность»);

§ умение высказываться на языке, понятном ЛПР;

§ наличие разрешения на высказывание своего мнения;

§ личная заинтересованность в сотрудничестве с ЛПР по рассматриваемой проблеме.

Если же специалист, претендующий на звание эксперта, не удовлетворяет хотя бы одному из перечисленных требований, то такой специалист не будет нами рассма­триваться как эксперт.

Эксперты выполняют информационную и аналитическую работу на основе своих личных представлений о реша­емой задаче. В общем случае представления экспертов могут не совпадать с мнением ЛПР. Такое расхождение во мнениях играет как отрицательную, так и положи­тельную роль. С одной стороны, при несовпадении мне­ний затягивается процесс разработки решения. С дру­гой, — ЛПР может критически осмыслить альтернатив­ную точку зрения или скорректировать собственные предпочтения.

Чтобы повысить личную уверенность в том, что специа­лист дает дельный совет, ЛПР может обратиться не к од­ному, а к нескольким экспертам. В этой связи целесооб­разно разделять экспертизу на индивидуальную (один эксперт дает информацию по проблеме) и групповую. Понятно, что если вопрос строго конфиденциальный, ес­ли время не ждет или если нет возможности спросить у нескольких специалистов ответ на интересующий во­прос, то индивидуальная экспертиза — наилучший спо­соб получения информации. Но, если перечисленные ог­раничения не являются существенными, то, несомненно, групповая экспертиза будет в целом более достоверным и точным способом получения информации. Однако сле­дует иметь в виду, что в ходе групповой экспертизы воз­можны несовпадение субъективных суждений отдель­ных специалистов, давление мнения авторитета или «ве­домственные» шероховатости. Следовательно, предвидя такую возможность, нужно будет предусмотреть специ­альные приемы получения и обработки экспертной информации с целью повышения качества информации. Те­орией принятия решений разработан специальный ком­плекс организационных, технических и математических процедур, придающих стройность и логическую обусловленность всему процессу получения, обработки и анализа групповой экспертной информации. Этот комплекс процедур, включающий экспертизу (то есть сам опрос экспертов), а также специальные математические мето­ды обработки и анализа экспертной информации, в ТПР называют методом экспертного оценивания.

Концептуальная схема построения информационно-анали­тических систем экспертного оценивания типа «LIGIS.» (Latent Information Generating Interactive System) была разработана в 1998 г.

Постепенно накапливая знания, люди со временем на­учились фиксировать свой объективный опыт. Полез­ную информацию стали заносить на камень, кожу, де­рево, бумагу и другие специальные носители. Вначале эти носители были неудобны. Но постепенно они при­обрели более совершенную форму и вид, а с развитием печатного дела и компьютерных технологий превра­тились в библиотеки, банки данных (БнД), базы данных (БзД) и базы знаний (БзЗ). Процесс поиска общедос­тупной информации стал более удобным, эффективным и даже творческим. Но одновременно жизнь требовала какую-то информацию скрывать от посторонних глаз, какую-то делать частично доступной. Поэтому в том случае, когда ЛПР в силу разных причин не могло най­ти необходимую ему информацию в общедоступных источниках, такую информацию ему приходилось активно добывать.

Какими способами можно добыть необщедоступную информацию? Ответ на этот вопрос зависит от причин «необщедоступности» информации. Например, если специальных мер по сокрытию информации никто не предпринимает, ЛПР может получить недостающую ему информацию путем организации и проведения натурного или модельного эксперимента. Если же информация скрывается намеренно, ЛПР потребуется прибегнуть к помощи разведки, перехвату сведений и данных, расшифровке информации или применить какие-то дру­гие специальные приемы. Разведка или спецсредства — это дело особенное и дорогое. Однако и натурный экс­перимент тоже недешев. Особенно, если эксперимент масштабный и проводится в условиях действия неоднозначного «механизма ситуации». Чтобы сэкономить ресурсы, ЛПР следует прибегнуть к математическому экспериментированию (эксперименту с математичес­кой моделью). Строгое научное планирование такого эксперимента поможет количественно установить его параметры, оптимальные в отношении эффективности будущих решений и действий ЛПР. Однако пока аппа­рат математической теории планирования эксперимен­та не является достаточно совершенным. В основном он ориентирован на исследование случайных «механиз­мов ситуации».

Концептуально аппарат математической теории планиро­вания эксперимента ориентируется на две основные по­становки задачи, различающиеся целевой направленно­стью. Так, если целью исследования является максимизация полезного эффекта в операции при ограничениях на затраты активных ресурсов, а сам полезный эффект модельно выражается, например, стремлением к обеспе­чению максимума выходного результата, то задача установления оптимальных параметров управления опе­рацией сведется к стремлению максимизировать выход­ной результат при ограничениях на затраты. По такой схеме формулируется, например, задача как можно бо­лее точного воспроизведения «механизм ситуации» при ограничении затрат на моделирование. Альтернативная задача — задача, в которой целью ЛПР является стремление к минимизации затрат на создание модели при ус­ловии обеспечения необходимых уровней ее точности и адекватности.

В любой из указанных постановок задач важно правиль­но выбрать источник и установить способ получения необходимой информации. Для того, чтобы осмыслен­но решить этот вопрос, целесообразно проанализиро­вать характеристики качества принципиальных спосо­бов получения информации. Наиболее существенные из характеристик способов, отображенных на рис. 2.3., представлены в табл. 2.3.

Таблица 2.3. Характеристики способов получения информации

Наименование способов Частные характеристики способов получения информации
Точность Надежность Достоверность Полнота Оперативность Цена
             
ПОИ:поиск в традиционных носителях информации * * * * низкая средняя
ПОИ:поиск в базах и банках данных и знаний * * * высокая высокая высокая
ДНИ: проведение натурного эксперимента очень высокая высокая высокая средняя очень низкая очень высокая
ДНИ: математическое моделирование на ЭВМ * * * * низкая высокая
ЛПР определяются индивидуальными особенностями личности
Индивидуальная экспертиза очень низкая низкая * * высокая средняя
Метод экспертного оценивания средняя средняя средняя * очень низкая очень высокая

Под точностью информации будем понимать степень близости содержащихся в ней данных тем, какие объективно присутствуют в реальной действительности. Например, получена информация о курсе валюты в коммерческом банке. Степень близости этих данных о курсе валюты к истинному ее значению и есть точность информации.

Надежность информации — это некоторая характеристика, показывающая, в какой степени сходны (повто­ряются) результаты, полученные при неоднократных обращениях к источнику. Например, анализируется информация о структурной перестройке системы управления в конкурирующей организации или фирме. Если эта информация получена из одного источника, напри­мер агентурной разведки, и эту информацию сообщают семь разных агентов, то можно считать такую информа­цию вполне надежной.

Достоверность информации — это свидетельство того, что информация весьма верно отражает то, что пред­ставляет; что сообщенное в ней не вызывает никакого сомнения в истинности.

Например, достоверно известно, что солнце всходит на востоке. Следует отметить близость понятий достовер­ности и адекватности. Адекватный — значит вполне соответствующий, совпадающий с чем-либо. Например, адекватные понятия, адекватная модель. Однако, как видно, здесь все же есть семантическое различие. Пол­нота информации — это мера ее разнообразия и ко­личественной достаточности для разработки вполне обоснованного решения в отведенное время.

Таким образом, можно считать, что надежность, достовер­ность и полнота информации — это такие ее качества, которые порождают у ЛПР полную уверенность в успе­хе процесса разработки решения, не оставляют у ЛПР никаких сомнений в том, что сообщенное ему является «истиной» и существенно снижает неопределенность выбора наилучшего решения.

При анализе табл. 2.3. важно иметь в виду следующее. В некоторых ячейках таблицы помещен специальный символ *. Это означает, что уровень качества сведений, который может обеспечить тот или иной способ, оказывается не выше исходного уровня качества самого рас­сматриваемого источника информации.

Планирование процесса сбора информации удобно осу­ществлять с помощью причинно-следственной диаграм­мы. Такая диаграмма представлена на рис. 2.4.

Рис.2.4. Причинно-следственная диаграмма

Диаграмма моделирует, как из основных факторов «меха­низма ситуации», которые и есть «причины», вытекает результат, то есть — «следствие».

Причинно-следственная диаграмма составляется следу­ющим образом. На листе бумаги по середине проводим горизонтальную стрелку и в ее острие помещаем «следствие» (имя результата, изучаемого вопроса). К линии стрелки сводим стрелки четырех указателей, обознача­ющих основные факторы. Указатель — это прямоуголь­ник, из которого идет стрелка к линии центральной стрелки, приводящей, в свою очередь, к следствию. Та­ким построением графически моделируем наличие какого-то вклада рассматриваемого фактора в следст­вие. При этом само обозначение на листе бумаги поля указателя все время подталкивает исследователя к мыс­ли о том, что в это поле нужно внести какую-то инфор­мацию, что-то вписать. А это означает, что указатели на диаграмме играют роль специального психологическо­го раздражителя, заставляющего исследователя искать («до полного изнеможения») и находить факторы рас­сматриваемой категории. После того как все указатели обозначены на листе диаграммы, следует в произволь­ном порядке (лишь бы не забыть, не упустить что-то су­щественное) заполнять соответствующие поля.

Еще раз подчеркнем, что порядок заполнения полей ни­какого значения не имеет, он — произвольный. Глав­ное — это сформировать как можно более полный спи­сок основных «причин», породивших «следствие». С этой целью в поля указателя для фактора «Качество» вписы­ваем значимые, на наш взгляд, для рассматриваемого исхода, результата или вопроса характеристики уров­ня профессионализма исполнителей и качества средств, материалов и оборудования. Фактор «Условия» раскры­ваем через характеристики степени благоприятности условий обстановки (обстоятельства времени, места, возможных влияний других субъектов и др.), а фактор «Способы» описываем через категории, характеризу­ющие совершенство способа действий, такие, как при­меняемые методы, последовательности выполнения тех или иных трудовых или творческих приемов. В резуль­тате удается довольно быстро сформировать список представительных («значимых») факторов, которые, по мнению ЛПР, следует принять во внимание.

Работу по формированию списка факторов нужно про­водить в условиях полного раскрепощения фантазии. Это значит, что на этапе синтеза списка не допуска­ется никакая критика, никакое сомнение в том, вклю­чать или не включать претендента в список факторов. Иными словами, на этапе заполнения полей указателей главная цель — как можно больше факторов ЗАПИСАТЬ на бумаге. Именно записать, поскольку это высвобожда­ет мозг исследователя для творческой работы, освобож­дает от необходимости ЗАПОМИНАТЬ сгенерированную информацию. Этот этап работы с причинно-следствен­ной диаграммой можно назвать этапом генерации при­чин (этап синтеза причин).

После того как фантазия иссякла и генерация причин за­вершена, можно приступать к этапу анализа вкладов факторов. Вначале анализ ведется вербально, в каче­ственных шкалах, а на завершающей стадии — в более совершенных количественно-качественных и количе­ственных. Подобный рациональный порядок использо­вания шкал оценок позволяет значительно быстрее по­лучить окончательный ответ на главные вопросы, инте­ресующие ЛПР на этапе планирования процесса сбора информации. При этом весьма просто устанавливают не только требуемые номинации и качество важной инфор­мации (то есть, о чем нужна информация, с какой точно­стью, достоверностью, полнотой), но и к какому сроку, и из какого источника следует эту информацию получать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: