Образ человека в античной скульптуре. Творческий метод и
художественный язык греческих мастеров. Греческий скульптур-
ный подлинник и его римская копия (опыт сопоставления). Эволю-
ция греческой скульптуры архаического и классического периодов.
Рекомендуемые темы и произведения
(для подготовки к выступлению в Эрмитаже)
1. Школа Мирона и Поликлета как пример строгого стиля
эпохи классики. Образ прекрасно-доблестного воина-атлета:
— бронзовая статуэтка из Нимфея
— голова «Дорифора» из базальта;
— торс атлета, восходящий к произведению Поликлета «Ди-
адумен».
2. Произведения школы и круга Фидия — образец величавого
и монументального стиля эпохи расцвета полиса. Характерные
черты творческого метода Фидия и мастеров его школы:
— статуи Афины;
— торс отдыхающего Геракла;
— надгробная плита Филостраты;
— рельеф «Гибель Ниобид»;
— статуя Афродиты Алкамена;
— фигурные сосуды V в., найденные в Тамани;
— золотая подвеска из кургана Кюль-Оба.
3. Произведения мастерской Праксителя — характерное яв-
ление периода распада полисной системы:
— статуя «Отдыхающий сатир» (несколько реплик);
— статуи Коры и Диониса;
— скульптурные реплики, восходящие к Афродите Книдской;
— фрагменты статуй Афродиты и Артемиды;
— скульптура «Философ».
4. Произведения круга Скопаса, Лисиппа и мастеров его шко-
лы — художников поздней классики и начала эллинистической
эпохи. Черты патетики, внутренней динамики и трагические ин-
тонации* в их творчестве:
— статуя Геракла школы Скопаса;
— скульптура «Геракл в борьбе со львом» школы Лисип-
па — уникальная по своим художественным достоинствам рим-
ская реплика;
— скульптура «Эрот, натягивающий лук»;
— портреты работы скульпторов мастерской Лисиппа — Со-
крат и Эсхил.
ТЕМА 4. ИСКУССТВО ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА
(VI в. до н. э. — I в. н. э.)