Цена является важнейшим критерием принятия потребительских решений. Определение цены является одной из труднейших задач, стоящих перед любым предприятием. И именно цена предопределяет успехи предприятия – объемы продаж, доходы, получаемую прибыль.
Установление определенной цены на товар или услугу служит для последующей их продажи и получения прибыли. Очень важно назначить цену таким образом, чтобы она не оказалась слишком высокой или слишком низкой.
Эффективность торговой деятельности предприятия и работы предприятия в целом во многом определяется разумной системой ценообразования. Для помощи пользователям в решении этой задачи в состав конфигурации включен функционал ценообразования.
Схематично весь процесс ценообразования можно представить следующим образом (табл. 1.1):
Таблица 1.1. Процесс ценообразования на предприятии торговли
Издержки (себестоимость) предприятия | Прибыль | Снабженческо-сбытовая или оптовая наценка (скидка) | Торговая надбавка (скидка) | ||
Издержки | Прибыль | Издержки | Прибыль | ||
Оптовая (отпускная) цена предприятия | |||||
Оптовая цена промышленности | |||||
Рыночная цена | |||||
Нетрудно заметить, что каждый последующий вид цены включает в себя предыдущий.
Выделяют цены на материальную продукцию и на услуги. Цены на материальную продукцию, в зависимости от того, какой оборот совершает продукция, бывают закупочные, оптовые, отпускные и розничные. Закупочные цены устанавливают на сельскохозяйственную продукцию, оптовые — на продукцию производственно-технического назначения, отпускные — на товары народного потребления. Оптовые и отпускные цены на промышленную продукцию определяются предприятиями-изготовителями этой продукции. Розничные цены устанавливаются на товары народного потребления и на некоторые виды продукции производственно-технического назначения, реализуемой населению. Цены на услуги называют тарифами, которые подразделяются на транспортные, бытовые, коммунальные.
|
|
В зависимости от порядка установления цены делятся на регулируемые и свободные. Свободные цены устанавливаются по согласию сторон на основе спроса и предложения. Регулирование цен осуществляется на основе экономических и административных методов. Экономическое регулирование цен осуществляется через финансовую, налоговую, кредитную, таможенную и бюджетную политику.
Система цен - совокупность действующих в экономике цен, на динамику которой оказывают влияние многие рыночные факторы. Ведущую роль во всей системе цен играют цены на продукцию базовых отраслей промышленности (угольная, нефтяная, газовая, электроэнергетика, металлургия).
|
|
Параметры системы цен: 1) уровень - абсолютное количественное выражение цены в денежной сумме; 2) структура - определенные соотношения элементов цены в процентах или долях; 3) динамика - изменение уровня цены во времени.
Ценообразование - процесс формирования уровней, структуры, динамики цен, образующих единую систему в целях обеспечения общественного воспроизводства.
Оптовые цены - цены, по которым предприятия-производители и оптовые организации реализуют произведенную продукцию другим предприятиям крупными партиями (оптом).
Закупочные цены - это цены на сельскохозяйственную продукцию.
Розничные цены - цены, по которым товар реализуется конечному потребителю в ограниченном количестве
Свободные (рыночные) цены - это цены, устанавливаемые производителями (продавцами) товаров (услуг) на основе спроса и предложения на рынке; не подвержены прямому вмешательству со стороны государства.
Регулируемые цены - цены, которые устанавливают органы управления или цены, в отношении которых власти и управления устанавливают какие-либо ограничивающие условия.
Контрактная (договорная) цена - это цена фактической договоренности между продавцом и покупателем, величина которой определяется документально зафиксированным.
Твердая цена - цена, которая устанавливаются в момент подписания договора и не меняется в течение срока поставки по договору.
Подвижная цена - зафиксированная в договоре цена меняется в момент поставки, если изменилась рыночная цена товара, установленная по оговоренному в контракте источнику.
Скользящая цена - цена, исчисляемая в момент исполнения договора путем пересмотра первоначально договорной цены с учетом изменений в издержках производства за период времени, произошедших в период исполнения договора.
Цена с последующей фиксацией - цена, фиксируемая в процессе исполнения договора, может утоняться непосредственно перед поставкой каждой партии товара.
Публикуемые цены - цены, сообщаемые в специальных источниках информации (государственных, официальных и частных).
Справочные цены - цены товаров во внутренней и внешней торговле, публикуемые в различных печатных изданиях.
Расчетные цены поставщика - цены, которые обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом технических и коммерческих условий.
Аукционная цена -цена публичной продажи по максимально предложенному уровню на предварительно осмотренный покупателем товар (лот).
Биржевые котировки - цены стандартизированных однородных товаров (в том числе ценных бумаг), реализуемых через биржу.
Цены торгов - это цены особой формы специализированной торговли, которая основана на выдаче заказов на поставку товара или получения подрядов на производство работ по заранее объявленным в тендере условиям. Процедура проведения торгов предполагает, что они происходят в определенное время, и победителем становиться участник, который предложит самую низкую цену на данный момент.
Постоянные цены - цены, срок действия которых заранее не определен.
Сезонные цены - закупочные или розничные цены на товары, носящие сезонный характер.
Ступенчатые цены - цены, которые подвергаются последовательному снижению в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале.
Франко (до) - показывает до какого места пути следования товара от продавца к покупателю транспортные расходы включены в цену. Основные виды франко: франко- станция отправления (включает транспортные расходы до пункта магистрального транспорта); франко - станция назначения (включают транспортные расходы до пункта назначения).
По географическому принципы выделяют следующие виды цен: цены ФОБ в месте производства продукции, единые цены с включением транспортных расходов, зональные цены, цены на основе базисного пункта, цены с принятием на себя расходов по доставке.
|
|
Цена нетто - цена на месте купли-продажи товара; «чистая» цена товара. Цена брутто - цена, которая определяется с учетом условий купли - продажи.
Трансфертные цены - это внутренние цены, по которым отделения или филиалы интегрированной фирмы обмениваются между собой факторами производства и продуктами.
Мировые цены - цены, по которым осуществляются крупные экспортные и импортные операции на мировом рынке, носящие регулярный характер и предусматривающие платежи в свободно конвертируемой валюте. Мировые цены определяются спросом и предложением товаров на мировом рынке, колебанием валютных курсов, изменениями политической обстановки.
Внешнеторговые цены - цены товаров, по которым внешнеторговые организации реализуют эти товары на внешнем рынке.
В зависимости от территории действия выделяют цены единые по стране, поясные, региональные. При проектировании новых видов изделий и объектов используются проектные и ориентировочные цены, лимитные цены, сметная стоимость. При осуществлении плановоуправленческих работ имеют место прогнозные и плановые цены. В учете и статистике используются: индексы цен, текущие, средние, сопоставимые и неизменные цены.
Цена потребления товара (услуги) - цена, включающая сумму затрат на приобретение и использование товара (услуги) в течение всего срока службы.