Основные понятия: цена оптовая, отпускная, розничная

Цена является важнейшим критерием принятия потребительских решений. Определение цены является одной из труднейших задач, стоящих перед любым предприятием. И именно цена предопределяет успехи предприятия – объемы продаж, доходы, получаемую прибыль.
Установление определенной цены на товар или услугу служит для последующей их продажи и получения прибыли. Очень важно назначить цену таким образом, чтобы она не оказалась слишком высокой или слишком низкой.
Эффективность торговой деятельности предприятия и работы предприятия в целом во многом определяется разумной системой ценообразования. Для помощи пользователям в решении этой задачи в состав конфигурации включен функционал ценообразования.
Схематично весь процесс ценообразования можно представить следующим образом (табл. 1.1):
Таблица 1.1. Процесс ценообразования на предприятии торговли

Издержки (себестоимость) предприятия Прибыль Снабженческо-сбытовая или оптовая наценка (скидка) Торговая надбавка (скидка)
Издержки Прибыль Издержки Прибыль
Оптовая (отпускная) цена предприятия  
Оптовая цена промышленности  
Рыночная цена
           

Нетрудно заметить, что каждый последующий вид цены включает в себя предыдущий.
Выделяют цены на материальную продукцию и на услуги. Цены на материальную продукцию, в зависимости от того, какой оборот совершает продукция, бывают закупочные, оптовые, отпускные и розничные. Закупочные цены устанавливают на сельскохозяйственную продукцию, оптовые — на продукцию производственно-технического назначения, отпускные — на товары народного потребления. Оптовые и отпускные цены на промышленную продукцию определяются предприятиями-изготовителями этой продукции. Розничные цены устанавливаются на товары народного потребления и на некоторые виды продукции производственно-технического назначения, реализуемой населению. Цены на услуги называют тарифами, которые подразделяются на транспортные, бытовые, коммунальные.

В зависимости от порядка установления цены делятся на регулируемые и свободные. Свободные цены устанавливаются по согласию сторон на основе спроса и предложения. Регулирование цен осуществляется на основе экономических и административных методов. Экономическое регулирование цен осуществляется через финансовую, налоговую, кредитную, таможенную и бюджетную политику.

Система цен - совокупность действующих в экономике цен, на динамику которой оказывают влияние многие рыночные факторы. Ведущую роль во всей системе цен играют цены на продукцию базовых отраслей промышленности (угольная, нефтяная, газовая, электроэнергетика, металлургия).

Параметры системы цен: 1) уровень - абсолютное количественное выражение цены в денежной сумме; 2) структура - определенные соотношения элементов цены в процентах или долях; 3) динамика - изменение уровня цены во времени.

Ценообразование - процесс формирования уровней, структуры, динамики цен, образующих единую систему в целях обеспечения общественного воспроизводства.

Оптовые цены - цены, по которым предприятия-производители и оптовые организации реализуют произведенную продукцию другим предприятиям крупными партиями (оптом).

Закупочные цены - это цены на сельскохозяйственную продукцию.

Розничные цены - цены, по которым товар реализуется конечному потребителю в ограниченном количестве

Свободные (рыночные) цены - это цены, устанавливаемые производителями (продавцами) товаров (услуг) на основе спроса и предложения на рынке; не подвержены прямому вмешательству со стороны государства.

Регулируемые цены - цены, которые устанавливают органы управления или цены, в отношении которых власти и управления устанавливают какие-либо ограничивающие условия.

Контрактная (договорная) цена - это цена фактической договоренности между продавцом и покупателем, величина которой определяется документально зафиксированным.

Твердая цена - цена, которая устанавливаются в момент подписания договора и не меняется в течение срока поставки по договору.

Подвижная цена - зафиксированная в договоре цена меняется в момент поставки, если изменилась рыночная цена товара, установленная по оговоренному в контракте источнику.

Скользящая цена - цена, исчисляемая в момент исполнения договора путем пересмотра первоначально договорной цены с учетом изменений в издержках производства за период времени, произошедших в период исполнения договора.

Цена с последующей фиксацией - цена, фиксируемая в процессе исполнения договора, может утоняться непосредственно перед поставкой каждой партии товара.

Публикуемые цены - цены, сообщаемые в специальных источниках информации (государственных, официальных и частных).

Справочные цены - цены товаров во внутренней и внешней торговле, публикуемые в различных печатных изданиях.

Расчетные цены поставщика - цены, которые обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом технических и коммерческих условий.

Аукционная цена -цена публичной продажи по максимально предложенному уровню на предварительно осмотренный покупателем товар (лот).

Биржевые котировки - цены стандартизированных однородных товаров (в том числе ценных бумаг), реализуемых через биржу.

Цены торгов - это цены особой формы специализированной торговли, которая основана на выдаче заказов на поставку товара или получения подрядов на производство работ по заранее объявленным в тендере условиям. Процедура проведения торгов предполагает, что они происходят в определенное время, и победителем становиться участник, который предложит самую низкую цену на данный момент.

Постоянные цены - цены, срок действия которых заранее не определен.

Сезонные цены - закупочные или розничные цены на товары, носящие сезонный характер.

Ступенчатые цены - цены, которые подвергаются последовательному снижению в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале.

Франко (до) - показывает до какого места пути следования товара от продавца к покупателю транспортные расходы включены в цену. Основные виды франко: франко- станция отправления (включает транспортные расходы до пункта магистрального транспорта); франко - станция назначения (включают транспортные расходы до пункта назначения).

По географическому принципы выделяют следующие виды цен: цены ФОБ в месте производства продукции, единые цены с включением транспортных расходов, зональные цены, цены на основе базисного пункта, цены с принятием на себя расходов по доставке.

Цена нетто - цена на месте купли-продажи товара; «чистая» цена товара. Цена брутто - цена, которая определяется с учетом условий купли - продажи.

Трансфертные цены - это внутренние цены, по которым отделения или филиалы интегрированной фирмы обмениваются между собой факторами производства и продуктами.

Мировые цены - цены, по которым осуществляются крупные экспортные и импортные операции на мировом рынке, носящие регулярный характер и предусматривающие платежи в свободно конвертируемой валюте. Мировые цены определяются спросом и предложением товаров на мировом рынке, колебанием валютных курсов, изменениями политической обстановки.

Внешнеторговые цены - цены товаров, по которым внешнеторговые организации реализуют эти товары на внешнем рынке.

В зависимости от территории действия выделяют цены единые по стране, поясные, региональные. При проектировании новых видов изделий и объектов используются проектные и ориентировочные цены, лимитные цены, сметная стоимость. При осуществлении плановоуправленческих работ имеют место прогнозные и плановые цены. В учете и статистике используются: индексы цен, текущие, средние, сопоставимые и неизменные цены.

Цена потребления товара (услуги) - цена, включающая сумму затрат на приобретение и использование товара (услуги) в течение всего срока службы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: