Историография как наука

В рабочей тетради укажите названия элементов светового микроскопа, соответствующие цифрам на рисунках:

Введение.

Историография как наука

Люди всегда интересовались своим прошлым. История - это наука, изучающая прошлое человеческого общества. Как наука она складывается в XVIII в., хотя исторические произведения создава­лись и до XVIII в., но их нельзя считать научными. Период до XVIII в. является периодом существования исторических знаний (в отличие от исторической науки).

Процесс накопления исторических знаний - это необходимый процесс, который ведет к превращению каких-либо знаний в науч­ные. Задача исторической науки (в отличие от исторических знаний) не только описать события, воспроизвести исторические факты, но также объяснить их, обобщить, выделить причинно-следственные связи между событиями и закономерности. Исторические знания в историческую науку превращаются, прежде всего, благодаря воз­никновению теоретического осмысления. Вместо теологии с XVIII в. на первое место в исторических исследованиях выходит принцип причинности и внутренней закономерности. Кроме того, описание исторических фактов в рамках научных исторических знаний тоже меняется: оно осуществляется на основе критического отношения к источникам. И, наконец, историки начинают теоретически осмысли­вать и формулировать задачи исторического исследования. Все эти новшества появились в XVIII в., поэтому история как наука склады­вается именно в XVIII в.

Термин «историография» происходит от греческих слов исто­рия (повествование о чем-либо) и граф - пишу. Таким образом, до­словно историография переводится как письменный рассказ о прошедшем. Долгое время историков называли историографами, используя термин историография как синоним исторических произ­ведений, исторической литературы. Например, Н.М. Карамзин яв­лялся «официальным историографом» Российского государства. В этом смысле термин «историография» на сегодняшний день явля­ется устаревшим и практически не употребляется.

К концу XIX в. историография выделилась из истории в само­стоятельную научную дисциплину. С этого времени под историо­графией (в широком смысле слова) понимают науку, изучающую историю исторической науки в целом или в отдельной стране.

Понятие «историография» может использоваться и в узком смысле слова. В таком случае под историографией понимается со­вокупность научных трудов по какой-либо теме. Например, историография движения декабристов, историография Первой русской ре­волюции 1905-1907 гг., историография Великой Отечественной войны и т. д. Историографический обзор по какой-либо теме вклю­чает в себя не только библиографию и перечисление работ, но и их анализ, критический разбор литературы. При этом необходимо не только рассмотреть различные исторические труды и концепции, но и объяснить, почему в разные периоды времени господствовали именно такие теории, преимущественно изучались (или не изуча­лись) именно такие темы, выделялись именно такие причинно- следственные связи. Но все равно основой историографии отдель­ных проблем является история исторической науки в целом.

Предметом историографии в широком смысле слова является историческая наука в ее развитии. Историография изучает развитие исторической науки: накопление фактического материала, отноше­ние к источнику, изменение тематики, концепции исторической нау­ки. Поэтому основными источниками историографии как науки являются труды самих историков, исторические произведения, ма­териалы научных исторических конференций.

Специфика исторического познания заключается в том, что ис­торик изучает прошлое. Предметом исследования для историка яв­ляется прежде всего сама объективная реальность, которая распадается на отдельные исторические факты. Историческое по­знание имеет ретроспективный характер, т. е. оно направлено из настоящего в прошлое. Историк не может чувственно воспринять прошлое. История, как наука, опирается на факты, которые являют­ся предметом исследования профессиональных историков. Исто­рический факт - это реальное событие, явление. Так как историк не являлся участником изучаемых событий, то его представления об исторических фактах складываются только на основании историче­ских источников.

Исторический источник - это все, что создано в процессе че­ловеческой деятельности, несет информацию о многообразии об­щественной жизни и служит основой для научного познания. Это все, что было создано в том обществе, которое изучает историк: памятники материальной культуры (орудия труда, жилища, здания, предметы быта, одежда и т. д.) и, конечно же, письменные памятни­ки: летописи, законодательные источники, актовые источники, дело­производственные документы (протоколы, отчеты и др.), статистика, периодическая печать, воспоминания, дневники и т. д. Научные ис­торические труды создаются только на основании источников (при­чем прежде всего письменных). Поэтому историк должен уметь работать с историческими источниками, уметь выявлять из них объ­ективную информацию, используя критические методы.

Кроме того, большое влияние на исторические труды оказывает эпоха, в которой живет историк, его политические и научные взгля­ды. Все это делает историческое познание достаточно сложным.

Перед историком стоят следующие задачи:

• описать исторические факты на основе тщательного критиче­ского анализа источников;

• объяснить, почему произошло то или иное событие, проследить причинно следственные связи между историческими событиями;

• создать периодизацию исторического процесса, определен­ную схему исторического развития;

• сформулировать и определить задачи исторической науки, методы исследования.

В разное время события объясняли по-разному. Во многом это было связано с тем, какая методология лежала в основе историче­ского исследования. Методологи я - это теория исторического по­знания, совокупность методов исследования. Термин «методология» происходит от греческих слов методос и логос. Бук­вально он означает путь познания. Методология истории в своем содержании есть, прежде всего, система определенных мировоз­зренческих теоретических положений, используемых ученым в каче­стве познавательных принципов.

По мере развития общества появлялись все новые философ­ские общественно-политические течения, которые по-разному объ­ясняли исторические события: сентиментализм, гегельянство, марксизм, позитивизм, неокантианство. В зависимости от того, какой из них придерживается историк, он может по-разному объяснять од­ни и те же события. Поэтому работы, написанные историками- либералами и историками-марксистами, будут отличаться друг от друга, даже если будут освещать одни и те же события.

Таким образом, можно отметить, что на развитие исторической науки влияют следующие факторы:

• уровень социально-экономического и политического развития общества. Большое значение имеет то, в какое время был написан тот или иной исторический труд, так как исторические знания - это реставрация прошлого в условиях требований современной эпохи. Именно общество определяет ведущие концепции, тематику иссле­дований.

• философские и политические взгляды историка, его методо­логия.

• источниковая база: публикация источников и степень доступ­ности архивных материалов, а также выработанные методы работы с источниками.

Все эти факторы и изучает историография. Безусловно, при оценке той или иной научной концепции важно выявить ее значение, определить, что нового внес тот или иной историк в развитие исто­рической науки с точки зрения теории, методологии, методов иссле­дования, источниковой базы, выводов.

Круг задач, которые должна решить историография как научная дисциплина, достаточно широк. Можно выделить следующие зада­чи, стоящие перед историографией:

• выявить закономерности и особенности развития исторической науки, показать ее связь и зависимость от социально- экономического и общественно-политического уровня развития об­щества.

• рассмотреть правительственную политику в области истори­ческой науки и образования;

• изучить деятельность исторических научных учреждений и системы подготовки кадров-историков;

• изучить историю развития методов и приемов исследования, борьбы мнений в разные эпохи по коренным теоретическим и мето­дологическим положениям;

• исследовать процесс накопления фактических знаний о чело­веческом обществе, введения в научный оборот новых источников;

• проследить совершенствование приемов критики и методов работы с историческими источниками;

• проследить изменение тематики исторических исследований.

Изучение историографии имеет огромное значение при подго­товке историков. Знание историографии помогает при выборе темы исследования. Обосновывая выбор темы научного исследования, необходимо, прежде всего, проанализировать всю имеющуюся ли­тературу по выбранному периоду и вопросу, отмечая наиболее не­изученные проблемы, после чего можно окончательно сформулировать тему и задачи исследования. Кроме того, в ходе своей работы, историк всегда располагает известным материалом, который образуется в ходе предшествующего развития историче­ской науки. Он содержит не только накопленные ранее факты, но и оценки, выводы, концепции. И перед тем как сформулировать свое видение проблемы или поддержать уже существующую концепцию, необходимо знать все оценки и мнения, высказанные в научной ли­тературе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: