1. Деловое общение – это особая форма взаимодействия людей в процессе определенного вида трудовой деятельности, которая содействует установлению нормальной морально-психологической атмосферы труда и отношений партнерства между руководителями и подчиненными, между коллегами, создает условия для продуктивного сотрудничества людей в достижении значимых целей, обеспечивая успех общего дела.
Предметом делового общения является дело.
Содержание делового общения – социально значимая совместная деятельность людей, которая предполагает согласованность действий, понимание и принятие каждым ее участником целей, задач и специфики этой деятельности, своей роли и своих возможностей по ее реализации.
Цель делового общения – организация и оптимизация определенного вида совместной предметной деятельности.
Помимо общей цели делового общения, в нем можно выделить и личные цели, реализуемые участниками общения:
1)стремление к личной безопасности в процессе социальной деятельности, что, часто проявляется в уходе от ответственности;
|
|
2)стремление к повышению своего жизненного уровня;
3)стремление к власти, т.е. стремление расширить круг своих полномочий, продвинуться вверх по служебной лестнице, избавиться от бремени иерархического контроля;
4)стремление повысить свой престиж, что часто сочетается со стремлением укрепить престиж занимаемой должности и самой организации.
Деловое общение характеризуется следующими свойствами:
ü определенной интонацией;
ü нормами и правилами поведенческого сопровождения;
ü имеет в арсенале способы передачи и обмена профессиональной информацией, способствующие повышению продуктивности делового взаимодействия, развитию межличностной коммуникации в конкретной области.
В содержание делового общения входят:
ü профессиональные знания, умения и навыки;
ü цели и интересы;
ü предметы профессиональной совместной деятельности, опосредованные средствами передачи – культурным наследием общества. К таким средствам относятся знаковые системы конкретной деятельности, профессиональная терминология. Способами их передачи являются и письменные формы – наглядные пособия в виде схем, чертежей и др.
Отличительные особенности делового общения сводятся к следующему:
ü общение на основе деловых интересов в ущерб личным переживаниям;
ü направленность общения на повышение качества деятельности;
ü развитие и расширение профессиональной коммуникации;
ü сохранение социальной иерархичности групповых сообществ.