1. Определение конфликта. Под конфликтом (от лат. conflictus — "столкновение"), понимается наиболее радикальный способ разрешения значимых противоречий, возникающих, в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.
Признаки конфликта:
Биполярность, или опозиция, представляет противостояние и одновременно взаимосвязанность, содержит в себе внутренний потенциал противоречия, но сама по себе не означает столкновения или борьбы.
Активность – другой признак конфликта, но только та активность, которая синонимична понятиям «борьбы» и «противодействия», активность невозможна без некоторого импульса, задаваемого осознанием ситуации со стороны субъекта конфликта;
Наличие субъектов конфликта – еще один признак, субъект – это активная сторона, способная создавать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов.
Структура конфликта может быть представлена как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других социальных явлений.
Каждая конфликтная ситуация имеет объективную и субъективную стороны. К объективной стороне относятся:
· участники (стороны) конфликта
· предмет конфликта
· объект конфликта
· микросреда
· макросреда.
Субъективное содержание составляют такие элементы, как:
· мотивы сторон
· конфликтное поведение
· информационные модели конфликтной ситуации.
2. Виды конфликтов. Конфликты по своей сути весьма многообразны, и их можно классифицировать по разным признакам.
Классификация конфликтов | |||
№ п/п | Основание классификации | Виды конфликтов | Общая характеристика |
1. | Сферы проявления конфликта | Экономические | В основе лежат экономические противоречия |
Идеологические | В основе лежат противоречия во взглядах | ||
Социально-бытовые | В основе лежат противоречия социальной сферы | ||
Семейно-бытовые | В основе лежат противоречия семейных отношений | ||
2. | Степень длительности н напряженности конфликта | Бурные быстротекущие конфликты | Возникают на основе индивидуальных психологических особенностей личности, отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтующих |
Острые длительные конфликты | Возникают при наличии глубоких противоречий | ||
Слабовыраженные и вялотекущие конфликты | Связаны с не очень острыми противоречиями либо пассивностью одной из сторон | ||
Слабовыраженные и быстротекущие конфликты | Связаны с поверхностными причинами, носят эпизодический характер | ||
3. | Субъекты конфликтного взаимодействия | Внутриличностные конфликты | Связаны со столкновением противоположно направленных мотивов внутри личности (конфликт в психике человека) |
Межличностные конфликты | Конфликт во взаимоотношениях людей | ||
Конфликты «личность — группа» | В конфликт вступают: с одной стороны личность, а с другой — группа (микрогруппа) | ||
Межгрупповые конфликты | Субъектами конфликта выступают малые социальные группы или микрогруппы | ||
4. | Социальные последствии | Конструктивные конфликты | В основе таких конфликтов лежат объективные противоречия |
Деструктивные конфликты | В основе, как правило, лежат субъективные причины. Они создают социальную напряженность | ||
5. | Предмет конфликта | Реалистичные (предметные) конфликты | Имеют четкий предмет |
Нереалистичные (беспредметные) конфликты | Не имеют предмета или имеющийся предмет не является жизненно важным для одного или обоих субъектов конфликта |
3. Стили конфликтного поведения. Выделяют 5 основных стилей конфликтного поведения:
1) соперничество (акула) – заключается в стремлении человека добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому,
2) компромисс (лиса) – характерно стремление сторон идти на взаимные уступки и реализовывать свои интересы с учетом интересов противоположной стороны,
3) сотрудничество (сова) – позволяет партнерам прийти к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон,
4) приспособление (медвежонок) - жертвование собственными интересами ради интересов других,
5) избегание (черепаха) – характерно отсутствие стремления к удовлетворению интересов другого человека и отсутствие тенденции к собственным достижениям.
4. Разрешение конфликта – это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющей личную значимость для участников конфликта, и на этой основе гармонизация их отношений.
Деятельность при разрешении конфликтов должна быть планомерной и включать следующие последовательно выполняемые стадии.
1. Оценка сущности конфликтной ситуации:
ü установление не только непосредственного повода конфликтной ситуации, но и ее причины, которая нередко маскируется одной или обеими противостоящими сторонами;
ü определение «деловой зоны» конфликтной ситуации (ее объективные предпосылки, влияние на успешность выполнения служебных заданий, круг затронутых вопросов);
ü анализ субъективных мотивов вступления сотрудников в конфликтную ситуацию (принципиальность, солидарность с группой, долг, честь, карьеристская устремленность, зависть), определение ведущего мотива и его анализ.
2. Оценка целей конфликтной ситуации (разделение целей на две группы):
ü первая группа – межличностные (сугубо личные) цели: утверждение личных притязаний, навязывание своего стиля поведения, умаление достоинств другой стороны, корыстные устремления;
ü вторая группа – деловые (профессиональные, служебные) цели.
Для разрешения конфликтной ситуации важно показать различия сторон в понимании целей, а если цели действительно различны, спокойно и сдержанно искать радикальные средства для устранения причин конфликтной ситуации:
ü применить меры воспитательного воздействия;
ü выдвинуть определенные жесткие требования;
ü указать на необходимость придерживаться определенных норм поведения (если один из оппонентов имеет более высокий ранг).
3. Оценка динамики процесса развития конфликтной ситуации и использование мер его прерывания:
Стадии конфликтной ситуации | Способы разрешения (прерывания) |
1. Появление проблемы, интересующей двух или несколько человек (участников), но получающей различную трактовку | Дискуссионное обсуждение проблемы; встречи с целью обмена информацией; переговоры, основанные на рассмотрении интересов |
2. Усиление встречного критичного анализа действий, высказываний, поступков, черт характера | Процедуры с участием третьей стороны (миротворчество, посредничество, советы); единоличное, волевое решение руководителя по проблеме конфликтной ситуации (административное слушание) |
3. Выработка стратегии действий в конфликтной ситуации | Принятие решения третьей стороной (руководителем, судом, арбитражем, мини-слушание и т.п.) |
4. Активный поиск фактов, доводов, подтверждающих правильность и объективность позиций оппонентов | Принятие решения третьей стороной (руководителем, вышестоящей организацией, судом, арбитражем, мини-слушание и т.п.) |
4. Оценка эмоциональных состояний.
Если конфликт сопровождается бурными реакциями, то целесообразно показать на конкретных примерах, как высокая напряженность влияет на результативность работы, объективность и критичность.
5. Оценка особенностей участников конфликта:
ü выяснить особенности личности каждого (уравновешенность, склонность к аффективному поведению, доминирующие черты характера, выраженность темперамента);
ü определить мотивы поведения;
ü выбрать правильный тон общения при разрешении конфликта.
Кроме того, конкретные способы разрешения конфликтных ситуаций определяются:
v правильным установлением действительных участников конфликта и их числа;
v способностями и профессиональной компетентностью всех участников конфликта;
v существовавшими до конфликтной ситуации межличностными отношениями;
v намерениями конфликтующих сторон о способах разрешения конфликта;
v отношением к конфликту лиц, не участвующих в конфликтной ситуации, но заинтересованных в его позитивном разрешении.
Применяемые способы разрешения конфликтной ситуации должны:
Ø соответствовать характеру причин, вызвавших противостояние;
Ø учитывать особенности лиц, вовлеченных в конфликт;
Ø носить конструктивный характер;
Ø соответствовать целям улучшения межличностных отношений и развития коллектива.
Способы предупреждения и разрешения конфликтов можно представить в следующем виде:
ü не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе (уметь сохранить в себе человека и видеть в конфликтующем с вами такого же человека);
ü не заостряйте внимания на недостатках сотрудников, находите в них те качества, которые характеризуют их с положительной стороны;
ü признавая достоинства своих оппонентов, вы делаете шаг навстречу примирению;
ü четко определите свои цели, стремитесь к их конкретизации, обоснованности;
ü используйте прием доброго слова (кто делает первый шаг к примирению, тот и выигрывает);
ü не поддавайтесь эмоциям;
ü не «торопите» развитие конфликтной ситуации;
ü не конфликтуйте по пустякам.