Этика и этикет общения

1. Этика и этикет. Этика – учение о морали, в частности, о правилах и нормах человеческого поведения, об обязанностях людей по отношению друг к другу.

Мораль – система этических ценностей, которые признаются человеком. Это важнейший способ регулирования общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни. Этика, как наука о морали, изучает и этикет.

Этикет – правила поведения и общения людей, принятые в данном обществе. Нормы этикета являются условными, но необходимыми правилами взаимоотношений.

2. Правила этикета выражают нравственную форму (забота, уваже­ние, защита) и эстетическую форму (красота поведения, изящество).

Каждый элемент делового общения имеет свои правила и нормы.

Элемент общения Правила поведения должны
Манеры – Выражать чувство собственного достоинства; – быть открытыми и свободными в обращении к людям; – отражать внимание к вкусам других людей
Приветствие – Снятие головного убора и легкий поклон головы явля­ются жестом уважения; – женщина первой подает руку, слегка ее пожимая; – рукопожатие мужчин должно быть твердым, благород­ным, мужественным
Стиль речи – Выберите правильную форму обращения, соответству­ющую ситуации (господин, Павел Иванович); – будьте серьезны, когда вы говорите; – выработайте приятный и внятный тон голоса; – давайте нейтральные, но полные ответы на так называе­мые типовые («Как дела?») вопросы
Комплименты – Должны быть искренними, без фальши; – важно комплиментом поддержать сотрудников-новичков
Национальные особенности – Знайте и учитывайте национальные особенности собе­седников, особенно в конфликтных ситуациях
Одежда и вне­шний вид – Избегайте двух крайностей - излишнего лоска и не­ряшливости; – платье должно быть просто, чисто и изящно; – особенно следите за обувью и прической

Особенности манер, позы и мимики вырабатываются индиви­дуально. Человек намечает себе эталон поведения и стремится к достижению этого эталона, контролируя свои поступки. Восполь­зуйтесь приводимыми рекомендациями для выработки професси­онально необходимых качеств.

1. Никогда не повышайте голоса. В предконфликтных ситуациях рекомендуется даже несколько снизить тон голоса. Это ведет к тому, что партнер в общении, переключая внимание на слуховое восприятие, непроиз­вольно снижает напряжение своего голоса. Беседа невольно перейдет на доверительный тон.

2. Будьте вежливы, даже если в силу каких-то причин вы испытыва­ете к своему партнеру чувство неприязни, в таких случаях уместна стро­гая, подчеркнуто вежливая форма общения.

3. Выработайте у себя «позу внимания», имея в виду, что она не должна иметь ничего общего с подобострастием и угодничеством.

4. Не допускайте, чтобы ваше лицо было хмурым, неприветливым. Помните, что безразличное выражение лица (бесстрастное, отстранен­ное) становится преградой в общении.

5. Следите за мимикой и позой: губы слегка сжаты в знак того, что выслушаете и не намерены перебивать, глаза смотрят на собеседника заин­тересованно, но не настороженно: голова может быть слегка развернута ухом в сторону собеседника. Чтобы эта мимика стала привычной и есте­ственной, ее следует отработать перед зеркалом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: