Классификация затрат предприятия

Затраты предприятия подразделяются на постоянные (FC), переменные (VC) и смешанные.

Постоянные издержки – те, которые не зависят от объема выпускаемой продукции (например, аренда, амортизация, % за кредит).

Переменные издержки – те, величина которых связана с объемом выпускаемой продукции.

Смешанные издержки – те, которые трудно отнести к постоянным и переменным (например, почтовые расходы).

Необходимость разделения затрат на постоянные и переменные:

1. Можно точно определить условие прекращения производства. Если предприятие не окупает средних переменных затрат, то оно должно прекратить производить.

2. Можно решить проблему максимизации дохода, рационализацию ее динамики при данных параметрах за счет относительного сокращения тех или иных затрат (FC или VC).

3. Можно определить минимальный объем производства, при котором достигается безубыточность бизнеса (порог рентабельности), и определить насколько фактический объем производства превышает этот показатель (запас финансовой прочности).

2. Понятие эффекта операционного рычага.

Рассмотрим пример:

Показатели Базовый период Увеличение на 10 %
Выручка от реализации    
VC    
FC    
Прибыль    

По данным таблицы видно, что увеличение выручки от реализации на 10% привело к увеличению прибыли на 30%.

Эффект операционного рычага связан с тем, что любое изменение выручки от реализации приводит к большему изменению в величине прибыли.

Сила воздействия производственного рычага:

, (18)

где ВР - выручка от реализации.

Чем больше сила воздействия производственного рычага, тем больше предпринимательский риск, связанный с данным предприятием.

Операционный леверидж измеряется в разах. Существует два вида операционного левериджа: натуральный и ценовой. Натуральный леверидж имеет место в тех случаях, когда выручка изменяется исключительно в результате изменения натурального объёма продаж, а цены остаются прежними. Он определяется в соответствии с формулой 18. Ценовой леверидж возникает в случаях, когда выручка увеличивается или уменьшается вследствие изменения цен. Ценовой леверидж определяется как отношение выручки от продаж к прибыли от продаж.




double arrow
Сейчас читают про: