double arrow

Образование как целостный педагогический процесс

В современных работах по педагогике, особенно в учебниках и пособиях для учителей, популяризируется некая понятийная формула: «Образование = Обучение + Воспитание». Она совершенно не отражает настоящего содержа­ния этого педагогического феномена.


Образование — сложный и длительный процесс построения личностью своего образа, своеобразное становление самого себя. Он, бесспорно, включает про­цессы воспитания и обучения, но одновременно предполагает социализацию и индивидуализацию личности, ее физическое, интеллектуальное, нравствен­ное, художественное развитие. Образованным можно назвать не просто человека «обученного», закончившего школу или вуз, а человека, готового к самостоятельному и ответственному действию на основе своего выбора в про­фессиональной деятельности, способного компетентно принимать решение в новых для себя условиях, преодолевать жизненные трудности и противоречия в интересах людей, добра, справедливости.

Образование, во-первых, предполагает социализацию личности.Это процесс адаптации личности к социуму, процесс усвоения человеком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и ду­ховной культурой и одновременно выработка собственного социального опы­та, своего стиля жизни.

В результате образования должна сложиться своеобразная готовность к жизни, способность действовать, принимать решения, различать добро и зло и выбирать свое место в этих нравственных оппозициях, строить отношения с разными людьми, находить необходимую информацию и успешно пользоваться ею. Иными словами, современный образованный человек должен быть хоро­шо социализирован.

Образование должно строиться с учетом этапов созревания и проявления сущностных сил человека, то есть с учетом его развития. «Развитие» — тради­ционная категория психологической науки, но без ее использования в харак­теристике целостного процесса образования возникает представление, что ре­зультат образования напрямую связан только с компетентностью и мастерством педагога, с эффективностью тех социально-педагогических условий, которые созданы в образовательной практике.

Опираясь на исследования отечественных психологов (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, В. С. Мерлин, Д. Б. Эльконин, Д. И. Фельдштейн), в обоб­щенном виде развитие личности можно определить как совокупность процессов качественного изменения психической целостности человека: совершенствование функциональной готовности, формирование операционных систем психических новообразований, которые обеспечивают личности возможность относительно успешно решать свои жизненные проблемы.

Научно обоснованная периодизация возрастного развития позволяет обозна­чить закономерности смены ведущих видов деятельности, на которых строится весь процесс воспитания, социализации и обучения. Кроме того, современная психология развития значительно углубила представление о проявлениях основных новообразований личности на различных возрастных этапах, убедительно конк­ретизировала идею о своеобразии психической жизни ребенка каждого возраста.

Образование как целостный процесс включает в себя и подсистему процесса воспитания. Понятие «воспитание» принадлежит к числу наиболее многознач­ных понятий в педагогике. Русский фольклор, древние религиозные и философско-педагогические тексты свидетельствуют о том, чтопонятие «воспитание» обозначает один из древнейших архетипов русской культуры. Если обратиться к


ТАБЛИЦА (Возрастная периодизация развития по Л.С. Выготскому и Д.Б. Эльконину)

семантической природе понятия «воспитание», то легко установить основу «пи­тать» (синоним «кормить», отсюда «окормлять»). Слово с таким значением зак­репляет представление о том, что становление добра в человеке невозможно без воздействия извне, но воздействия доброго, сердечного, заботливого и ответ­ственного. Славянское православное толкование воспитания исключает слепое преклонение перед личностной самостью, отраженной в латинском educo.

В современной педагогике принято различать несколько смыслов понятия «воспитание»:

широкий социальный смысл — своеобразное воспроизводство обществом самого себя, целенаправленная деятельность по передаче социально-культурного опыта от старших поколений к младшим;

широкий педагогический смысл — управление развитием личности в усло­виях педагогически организованной игровой, познавательной, трудовой и художественной деятельности и общения воспитанников;

узкий педагогический смысл — процесс специально организованного пе­дагогического взаимодействия воспитателей и воспитанников, обеспе­чивающий формирование необходимых социальных представлений, морально-волевых качеств, опыта поведения.

Нетрудно заметить, что эти определения характеризуют «внешнюю» сторо­ну процесса воспитания, с позиции собственно педагогической деятельности. Но воспитание предполагает и глубокий «внутренний» план преобразований на личностном уровне. В таком смысле «воспитание» — это процесс изменения


мотивационно-ценностной системы личности воспитанника: освоение им ценно­стных отношений, обретение ценностного социального опыта. Поэтому воспи­тание является одним из главных путей организованной социализации. Вос­питание обеспечивает не только «выход в социум» (условия жизнедеятельности ребенка, его продуктивную деятельность и общение, освоение необходимых социальных представлений и навыков, которые способствуют нормальной со­циализации), но и «обретение себя» (процесс индивидуализации, становления собственного социального опыта, ценностных ориентаций). Без воспитания эти два взаимосвязанных процесса неосуществимы.

Воспитание происходит во всех видах деятельности, в которые включен ре­бенок, реализуется в его деловых и межличностных отношениях. Жизненные ценности не логически понимаются и запоминаются, а переживаются воспи­танником, «выходят» на уровень его потребностей, которые и будут опреде­лять поведение.

Образование предполагает формирование у личности достаточно широко­го кругозора по самым разным вопросам жизни природы, общества, человека. Именно поэтому образование всегда ассоциируется с обучением. Обучениепроцесс усвоения знаний, умений и навыков, способов познавательной и предмет­но-практической деятельности. Обучение связано, прежде всего, со специаль­но организованной познавательной деятельностью (учением), где человек имеет дело с информацией и искусственными знаковыми системами.

Для чего человека надо обучать? Наэтот вопрос еще в XVIIвеке ответил Я. А. Коменский: чтобы человек стал человеком! Эту же мысль в XX веке сделал принципом своей педагогической деятельности в разоренном войной селе Павлыш В. А. Сухомлинский: «Человек должен учиться, потому что он человек!»

Обучается ребенок с самого раннего возраста и самыми разными способа­ми: путем подражания в игре, в продуктивной деятельности (рисовании, кон­струировании, лепке и др.). Но важнейшее значение для образования имеет обучение в систематической познавательной деятельности, которая организу­ется в школе. Эта учебная деятельность принципиально отличается от других форм обучения вне школы: она обязательная, социально значимая и обществен­но оцениваемая.

Не может не обращать на себя внимание многозначность основных катего­рий, характеризующих предмет педагогики, их порой трудно «разводимые» взаимосвязи. Чем это определяется?

Во-первых, педагогика — наука из области человековедения, а в мире мало найдется явлений сложнее человека.

Во-вторых, педагогика, как одна из древних областей знания, «выросла» из весьма разнообразного духовного и практического материала. У ее истоков — тысячелетняя практика воспитания, этические и сословные традиции, дости­жения всех наук, изучающих человека, природу и общество.

В-третьих, пространство педагогической реальности меняется с изменени­ем бытия самого человека. Социокультурная ситуация начала XXI века ставит педагогику перед необходимостью проникать в такие области своего предме­та, которые требуют новых научных категорий и переосмысления уже суще­ствующих. Поэтому в научной периодике и на конференциях ученых-педагогов

не умолкают споры о самой главной научной проблеме педагогики — о сущно­сти ее предмета. Он фантастически сложен и в экспериментальном фиксиро­вании, и в теоретическом обосновании.

Любопытен пример того, как предмет педагогики воспринимается учены­ми из других областей науки. В одной из своих работ Ж. Пиаже рассказал о незабываемом случае, который произошел с ним: о встрече с А. Эйнштейном. Великий физик очень заинтересовался сообщением Ж. Пиаже о психолого-педагогических экспериментах с детьми, расспрашивал о деталях того, что де­лали его коллеги, педагоги-экспериментаторы. Прощаясь, А. Эйнштейн убеж­денно заявил, что исследования в педагогике неизмеримо сложнее того, чем занимается физика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: